Рынок технологий искусственного интеллекта в России: социальные условия зарождения. Статья 2. Разработчики, потребители и государство: взаимоотношения и перспективы

 
Код статьиS086904990010066-4-1
DOI10.31857/S086904990010066-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ; адъюнкт-профессор Центра криминологии и социально-правовых исследований Университета Торонто
Аффилиация:
Лаборатория экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ Центр криминологии и социально-правовых исследований Университета Торонто. Адрес: Российская Федерация, Москва
Канада, Торонто
Адрес: Российская Федерация, Москва; Канада, Торонто
Должность: Преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮиально-правовых исследований Университета Торонто
Аффилиация: Факультет мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы5-17
Аннотация

В статье, посвященной анализу взаимоотношений субъектов рынка технологий искусственного интеллекта в России, показано, что несмотря на динамичное развитие, в этот рынок “встроены“ некоторые ограничения для развития. Это может привести к тому, что реальные темпы его роста будут ниже, чем ожидается. Особенности социально-экономической системы, сложившейся в России, накладывают на развитие этого рынка дополнительные ограничения, что может привести к потенциальному отставанию страны в XXI в. в условиях разворачивающейся четвертой индустриальной революции.

Ключевые словаЧетвертая индустриальная революция, искусственный интеллект, социальные условия развития технологии, рынок технологий, новые рынки
Получено21.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов33918
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В предыдущей статье [Косалс, Ячник 2020] речь шла о методологии изучения возникающего рынка технологий искусственного интеллекта (ИИ), а также о тех субъектах, которые их разрабатывают и распространяют. Во второй статье мы проанализируем отношения между этими субъектами и рассмотрим роль государства в регулировании рынка. В заключение сформулируем выводы из проведенного исследования.
2 Отношения между компаниями-разработчиками на рынке технологий ИИ Итак, существует два типа компаний, которым приписывают участие на рынке: крупные компании с внутренней экспертизой и поставщики решений. Реальными участниками рассматриваемого рынка являются только последние. Фирмы с собственными отделами – лидеры смежных рынков, но в силу своего веса они косвенно влияют и на новый рынок. Устойчивые представления о том, кто же лидер на рынке, а кто претендует на этот статус и по каким правилам должна вестись конкуренция, существуют на стабильных рынках [Флигстин 2013]. На новом рынке мы можем проследить лишь начало формирования этих представлений.
3 Интересно, что в целом на рынке ИИ b2b нет общих лидеров в традиционном понимании: их роль играют крупные компании со смежных рынков, которые в силу своего размера оказывают влияние на новый рынок. Лидирующие компании в сфере ИИ выделяются в каждой конкретной нише. Статус лидера определяется количеством “историй успехаˮ – насколько они успели о себе заявить. Поскольку ниши формируются не с одинаковой скоростью, а также учитывая то, что некоторые отрасли не нуждаются в широкой известности, выделить лидеров удается не везде.
4 Интересен предмет конкуренции: в отличие от многих рынков инноваций, характеристика самого материального продукта не так важна, прорывы в области разработки практически не патентуются. Дело в том, что в области исследований ИИ присутствует неформальное правило открытости. Научные разработки находятся в открытом доступе, любой имеет возможность воспользоваться наработкой ведущего научного института или компании мирового уровня. Открытость связана с тем, что каждый алгоритм нужно заставить работать на конкретных данных, и успех на рынке определяется тем, насколько удачно удалось применить алгоритм к задаче клиента. Поэтому идет конкуренция в основном в области решений, но не в области программной разработки.
5 Сотрудничество компаний проявляется не только в открытости разработок, но и в формировании профессиональных ассоциаций. Самое значимое в настоящий момент – сообщество Open Data Science. Это международная неформальная организация, члены которой – исследователи и инженеры, работающие в сфере анализа данных. В настоящее время сообщество объединяет порядка 5 тыс. человек, многие из которых не являются резидентами России. Руководители сообщества выделяют две его основные функции: образование и содействие процессу найма1. 1. Open Data Science – крупнейшее русскоязычное Data Science сообщество (https://habr.com/ru/company/ods/workers/all/rating/).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 767

Оценка читателей: голосов 0

1. Гусева А. (2012) Карты в руки. Зарождение рынка банковских карт в постсоветской России. М.: Изд.дом ВШЭ.

2. Корнаи Я. (2003) Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. №9. С. 4–17.

3. Косалс Л.Я., Ячник М.М. (2020) Рынок технологий искусственного интеллекта в России: социальные условия зарождения. Статья 1. Подходы к исследованию и выделение субъектов рынка // Общественные науки и современность. № 2 . С. 5–24.

4. Крылов Д.А. (2009) Конструирование рынка нанотехнологий в России: благодаря и вопреки государству // Экономическая социология. Т. 10. №3. С. 58–81.

5. Луман Н. (2004) Общество как социальная система. М: Логос.

6. Олдрич Х. (2005) Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. Т. 6. №4. С. 39–53.

7. Радаев В.В. (2008) Современные экономико-социологические концепции рынка // Экономическая социология. Т. 9. №1. С. 20–50.

8. Сайфуллина С.Ф. (2010) Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. № 3. С. 171–173.

9. Сасаки М., Латов Ю., Ромашкина Г., Давыденко В. (2010) Доверие в современной России // Вопросы экономики. № 2. С. 83–102.

10. Флигстин Н. (2013) Архитектура рынков. М.: Изд. дом. ВШЭ.

11. Штомпка П. (2005) Социология. Анализ современного общества. М: Логос.

12. Aldrich H.E., Fiol C. M. (1994) Fools Rush in? The Institutional Context of Industry Creation // The Academy of Management Review. Vol. 109. No. 4. Pp. 165–198.

13. Kurzweil R (2005) The singularity is near: when humans transcend biology. New York: Viking Books.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх