Отрывок из «Дивана» аль-Макзуна ас-Синджари (нач. XIII в.)

 
Код статьиS086919080017591-7-1
DOI10.31857/S086919080017591-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы262-271
Аннотация

Обращение к поэтическому наследию средневекового поэта-мистика, эмира, шейха аль-Макзуна ас-Синджари (ок. 1188–1240) предпринято впервые в отечественном востоковедении. Предлагаемый перевод с арабского фрагмента его поэтического произведения «Диван» снабжен вводной статьей, дающей представление о степени изученности в мировой науке литературного и богословского творчества этого нусайритского деятеля. На основании анализа употребляемых им терминов делается вывод о глубоких суфийских корнях поэзии Макзуна. В произведении центральным понятием выступает любовная близость к Богу – связь или соединение (васл, висал) с явным эротическим оттенком, употребляемая автором сознательно для выражения полноты человеческой любви к Всевышнему. С первых бейтов «Дивана» женский род божественного начала маркирован явными грамматическими формами. Таким образом, Бог предстает в этих отношениях как «труднодоступное» женское начало, исключительно по своему усмотрению оказывающее милость обожателю, то есть верующему. В этом можно усматривать перекличку с библейской книгой «Песнь песней», где глубокие любовные отношения человеческой души и Бога также облечены в богатую метафорами эротическую форму. Макзун опирался в своей поэзии на образцы арабской любовной лирики: он бесстрашно использует обороты, применявшиеся доисламскими поэтами для описания страстной любви к женщине, но использует символически, перенося их в сферу богоискания. Как представитель суфизма Макзун применяет понятия, не имеющие точной аналогии в европейской традиции, например, обозначения «частей» сердца или души – калб, фуад. Некоторые понятия, встречающиеся в приводимом отрывке (сабр, хизн, ваджд, кабд, баст), помимо основных обыденных значений, могут обозначать этапы, стоянки (макамат) на духовном пути суфия. Религиозный смысл любовной касыды раскрывается посвященному в мистическую практику мусульманского богообщения, приобретая особое религиозное наполнение. Фрагменты из «Дивана» Макзуна могли исполняться на суфийских музыкальных праздничных собраниях сама‘ или же быть частью нусайритской религиозной практики.

Ключевые слова«Диван», аль-Макзун ас-Синджари, арабская суфийская поэзия, ближневосточная исламская мистика, суфизм, нусайризм
Источник финансированияСтатья написана в рамках проекта РФФИ 21-011-44130 «Религиозно-мистические традиции суфиев, алавитов и исмаилитов (на примере работ Абу ал-Маджда Санаи, Макзуна ас-Синджари и Насира Хусрава)».
Получено26.11.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов18274
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обратиться к творчеству арабоязычного средневекового поэта и полководца аль-Макзуна ас-Синджари заставил научный интерес к периоду расцвета арабской мистической лирики. Религиозная поэзия арабов развивалась наравне с богатейшей поэтической традицией персоязычных и тюркоязычных народов. При этом многие ключевые понятия на арабском языке оставались практически неизменными и в языке мистиков иных традиций. Эта общность формировавшейся средневековой понятийной системы мусульманской практики богопознания особенно хорошо выявляется при сопоставлении персоязычной и арабоязычной традиций.
2 Религиозные движения Средних веков, ставшие основой для некоторых нынешних своеобразных мусульманских конфессий (исмаилизма, нусайризма и др.), относили в свое время к разряду гулат, что буквально переводится как «чрезмерные». Срединный путь ислама, васатыйя, действительно, зачастую предполагал отвержение сложных (и пестрых) представлений о предписанном религией поведении (сулук) и мистических практиках богообщения (тасаввуф). Тем не менее, мистики-суфии имели огромное влияние в народной среде, и именно под влиянием разнообразных суфийских традиций вызревали особенности религиозных представлений ряда локальных мусульманских общин, в том числе нусайритской [Azzi, 2002, p. 20]. Вот почему анализ литературного источника, происходящего из общины нусайритов гор Синджара, предполагается вести с опорой на хорошо разработанные научные подходы к изучению суфизма.
3 Предлагаемый поэтический отрывок принадлежит перу выдающейся личности – эмиру и поэту аль-Макзуну ас-Синджари (ок. 1188–1240). Об этом деятеле писали яркие европейские востоковеды прошлого Сэмюэль Лайд [Lyde, 1860], Клеман Юар [Huart, 1879], Рене Дюссо [Dussaud, 1900]. Талантливый французский исследователь иракского происхождения, Пол Нвийя, написал о нем развернутую статью [Nwyia, 1974]. Личность и работы аль-Макзуна упоминаются в книгах о нусайритах Бар-Ашера и Кофски [Bar-Asher, Kofsky, 2002] и Ярона Фридмана [Friedman, 2010].
4 Высоко оценен вклад в литературу и богословие шейха аль-Макзуна арабскими исследователями. Почитаемый в Сирии мусульманский шейх Сулейман аль-Ахмад (1869–1942) написал объемную книгу толкований «Дивана» аль-Макзуна ас-Синджари (эта 860-страничная книга была издана в 2009 г.). Толкователь был очень авторитетным богословом из алавитской деревни Джабалийе1 области Латакии. О нем сообщается, что еще до достижения 40-летнего возраста он был первым из алавитов удостоен сана марджаа ат-таклид – высшей степени шиитского духовного наставничества [Хаддад, 2006, с. 5; Диван, 2009, с. 5]. Отдельно текст «Дивана» был издан в Бейруте в 2008 г. Хашимом Усманом [Диван, 2008]. 1. Аль-Ахмад возводил свое происхождение к аль-Макзуну ас-Синджари.
5 Нусайритский шейх Юнус Хасан Рамадан из Джабалы написал в 1913 г. жизнеописание аль-Макзуна ас-Синджари. Он использовал для этого якобы рукописи, полученные из частных собраний других нусайритских шейхов: большинство XVIII в., одну XVII в. и еще три древних списка – вплоть до XV в. [Friedman, 2010, p. 51, n. 198]. На основе этой работы и разного рода источников опубликовал свое исследование в 1972 г. Асаад Али [‘Али, 1972]. Несколько в ином ключе о шейхе Макзуне писал в своей «Истории нусайритов» Мухаммад ат-Тавиль [Ат-Тавиль, 1966]. Историю переселенцев-нусайритов из Синджара затрагивали и такие авторы, как Махмуд ас-Салих [Ас-Салих, 1961], Али аль-Ибрагим [Аль-Ибрагим, 1995] и Али аль-Ани [Аль-Ани, 2019], а также канадский историк-османист Стефан Винтер [Winter, 2016, p. 37–42]. Специально о шейхе Макзуне написали свои книги Хамид Хасан [Хасан, 1988–1994] и Ахмад Али аль-Хасан [Аль-Хасан, 2005].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 584

Оценка читателей: голосов 0

1. Ад‘ийя ас-саб‘а аль-айям ли-ль-Макзун ас-Синджари (Молитвы семи дней). 2013 (Масадир аль-акыда ан-нусайрийя, 10).

2. ‘Али, Ас‘ад Ахмад. Ма‘рифат Аллах ва-ль-Макзун ас-Синджари. Аль-муджалляд II (Богопознание и аль-Макзун ас-Синджари. Т. II). Бейрут: Дар Ар-раид аль-‘араби, 1972.

3. Аль-‘Ани, ‘Али Джабер. Тарих ат-таифа аль-‘алавийя ан-нусайрийя фи-ль-‘Ирак (История алавитской общины Ирака). Дар Аль-Mадина аль-мудавара, 2019.

4. Диван аль-Макзун ас-Синджари. И‘адат Хашим Усман. Бейрут: Муассасат ли-ль-и‘алам аль-матбу‘ат, 2008.

5. Диван аль-Макзун ас-Синджари: шарх аль-‘аллама аш-шейх Сулейман аль-Ахмад (Диван аль-Макзуна ас-Синджари: толкование шейха Сулеймана аль-Ахмада). Бейрут: Муассасат аль-балаг, 2009.

6. Дроздов В.А. К проблеме изучения суфийской терминологии. Неизменность и новизна художественного мира: Памяти Е.Э. Бертельса: (Сборник статей). Отв. ред. Н.И. Пригарина. М.: ИВ РАН, 1999. С. 86–107.

7. Аль-Ибрагим, ‘Али ‘Азиз. Аль-‘алавиин байна аль-гулув ва-ль-фальсафа ва-т-тасаввуф ва-ль-ташайю‘ (Алавиты между чрезмерностью, философией, суфизмом и шиитизацией). Бейрут: Муассасат Аль-‘алами, 1995.

8. Аль-мавсу‘ аль-араби (Арабская энциклопедия). http://arab-ency.com.sy/detail/8273 (accessed: 12.06.2021).

9. Ас-Салих, Махмуд. Ан-наба аль-йякин ‘ан аль-‘алавиин (Достоверные сведения об алавитах). Бейрут: Муассасат Аль-балаг, 1961.

10. Сарабьев А.В. К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. № 4. С. 384–397.

11. Ат-Тавиль, Мухаммад Амин Галиб. Тарих аль-‘алавиин (История алавитов). Латакия: Дар Аль-андалус, 1966.

12. Хаддад Ш. И‘лам аль-адибба ва-ш-шуйух фи Джабаль Бахра ва-Танух (О писателях и шейхах гор Бахра и Танух). Латакия, 2006.

13. Аль-Хасан, Ахмад Али. Аль-Макзун ас-Синджари фи Химмин (Аль-Макзун ас-Синджари в Химмине). Хомс: Ад-дар ас-сурийя ли-д-дирасат, 2005.

14. Хасан, Хамид. Аль-Макзун ас-Синджари байна аль-имара ва-ш-ша‘р ва-т-тасаввуф ва-ль-фальсафа (Аль-Макзун ас-Синджари между эмирством, поэзией, суфизмом и философией). Изд. 2-е. В 4-х тт. Дамаск: Дар Маджаллат ас-сакафа, 1988–1994.

15. Аль-Худжвири, Али Ибн Усман. Раскрытие скрытого за завесой: Старейший персидский трактат по суфизму. Пер. с араб. А. Орлов, науч. ред. Н. Пригарина. М.: Единство, 2004.

16. Azzi, Joseph. Les nousairites-alaouites (histoire, doctrine et coutumes). Paris: Publisud, 2002.

17. Bar-Asher M.M., Kofsky A. The Nusayri-Alawi Religion: An Enquiry into Its Theology and Liturgy. Leiden – Boston – Koeln: Brill, 2002 (Jerusalem Studies in Religion and Culture, 1).

18. Dussaud R. Histoire et religion des Nosairis. Paris: Librairie Emille Bouillon, 1900. (Bibliothèque de l’Ecole des Hautes études, fasc. 129).

19. Friedman Y. The Nuşayrī-‘Alawīs: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. Leiden, Boston: Brill, 2010 (Islamic history and civilization, 77).

20. Huart C. La poésie religieuse des Nosairis. Journal Asiatiaque, 7-e série, t. XIV, 1879. Pp. 190–261.

21. Lyde S. The Asian Mystery: Illustrated in the History, Religion and Present State of Ansaireeh or Nusairis of Syria. London: Longman, Green, Longman, and Roberts, 1860.

22. Nwyia P. Makzūn al-Sinjārī, poète mystique alaouite. Studia Islamica. 1974. No. 40. Pp. 87–113.

23. Prigarina N. Sarmad: Life and Death of a Sufi. Ишрак: ежегодник исламской философии = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 3. 2012. Pp. 314–330.

24. Winter S. A History of the Alawis: From Medieval Aleppo to the Turkish Republic. Princeton – Oxford: Princeton University Press, 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх