Об одной детали погребального обряда античной Кабалы

 
Код статьиS086919080016928-7-1
DOI10.31857/S086919080016928-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник отдела «Античная археология Азербайджана» Института археологии и этнографии НАНА
Аффилиация: Институт археологии и этнографии НАНА
Адрес: Баку, Азербайджан
Должность: Ведущий научный сотрудник отдела «Античная археология Азербайджана» Института археологии и этнографии НАНА
Аффилиация: Институт археологии и этнографии НАНА
Адрес: Баку, Азербайджан
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы49-58
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению и интерпретации своеобразной детали погребального обряда, наблюдаемой на могильниках античного времени в исторической округе Кабалы – столицы Кавказской Албании. Внимание уделено обнаруженным в захоронениях среди погребального инвентаря керамическим сосудам с преднамеренно сделанными отверстиями. Сосуды с отверстиями выявлены в могильниках Узунтала и Гушлар в грунтовых могилах I в. до н.э. – I в. н.э. с погребениями в скорченной позе на боку, а также в катакомбном погребение Сальбира I–III вв. н.э. В погребениях №№ 3-7 Узунтала однотипные сосуды имели отверстия в центре дна и были положены в могилу вверх дном. Подобный обычай наблюдался в грунтовом захоронении в скорченной позе на боку могильника Тепебаши (Шекинский район) того же времени. В погребении № 5 могильника Узунтала и в погребении № 3 могильника Гушлар были найдены вазы с отломанной ножкой и отверстием в дне. В катакомбном захоронении Сальбира I–III вв. н.э. две однотипные вазы имели крупные отверстия на боку корпуса. Указанная деталь погребального обряда, носящая специфический характер, эпизодически прослеживается на территории Азербайджана уже с эпохи бронзы и продолжала существовать вплоть до эпохи поздней античности. Эта деталь погребального обряда Кавказской Албании находит аналоги в погребальных памятниках Дагестана этого и более позднего времени и позволяет говорить о существовании ритуала, который проводился во время погребальной церемонии и отражал какие-то религиозные представления, связанные с похоронной идеологией. Авторы статьи полагают, эти сосуды должны были, по бытовавшим верованиям, служить для «исхода души» покойного и не имеют связи с обычаем порчи инвентаря. При этом не исключается возможность захоронения в этих сосудах органа тела покойника, связанного в религиозных представлениях древнего населения с человеческой душой (сердце, печень, глаза?) или воплощавшего ее.

Ключевые словаКавказская Албания, Кабала, погребальный обряд, сосуды с отверстиями
Получено24.09.2021
Дата публикации29.10.2021
Кол-во символов20872
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Как известно, столицей Кавказской Албании до раннего средневековья (до второй пол. V в. н.э.) являлся город Кабала, который Плиний Старший называет «praevalent oppida Alabaniae Cabalaca» – «первенствующий (главный) город Албании Кабалака» [Plin., Nat. Hist., VI, 29]. Остатки античного городища Кабалы расположены вблизи современного села Чухур Кабала (азерб. Çuxur Qəbələ), где с 1967 г. ведутся стационарные археологические исследования [Бабаев, 1990, с. 19], особенно активизировавшиеся с 2006 г. [Babayev, 2012, p. 81–102].
2 В результате многолетних археологических исследований, проводимых на территории античного городища Кабалы и в его исторической округе, было исследовано несколько могильников с разнотипными захоронениями (рис. 1). Здесь были выявлены грунтовые, кувшинные, ванночные и катакомбные погребения, датируемые последними веками до н.э. – первыми веками н.э. Такое многообразие погребальных сооружений, очевидно, объясняется, с одной стороны, различиями в религиозно-идеологических представлениях (погребальной идеологии) населения этой зоны, с другой, его этническим разнообразием. При этом необходимо учитывать и иные факторы, а именно: половозрастной, социально-статусный и др.
3 Несмотря на различия в такой ведущей черте погребальной обрядности, как погребальная конструкция, для различных типов захоронений характерны и объединяющие их общие черты обряда. К таковым, в частности, можно отнести положение умершего скорченно на правом или левом боку, сходство в погребальном инвентаре, использование в похоронном ритуале огня, заклание жертвенного животного, совершение поминальной тризны, обозначающие общие близкие, общие религиозные верования, связанные с похоронно-погребальными обычаями. Вместе с тем в отдельных захоронениях наблюдаются своеобразные детали погребальной обрядности, которые не получили повсеместного распространения, но отражают определенные религиозные представления, которые не всегда удается установить. Одной из таких редко встречающихся деталей погребального обряда является положение в могилу вместе с другим инвентарем керамических сосудов с преднамеренно пробитыми отверстиями, которые делались на корпусе или дне сосуда.
4 Указанный обычай устройства в сосуде сквозного отверстия был прослежен, в частности, в нескольких погребениях могильника Узунтала, расположенного близ с. Солтаннуха, в 3,5 км. к СВ от античного городища Кабалы. Отметим, что Узунтала (в пер. с азерб. – «Длинная поляна») – низменная удлиненная местность, охватывающая значительную территорию и ограниченная с востока и запада лощинами и оросительными каналами. Еще в 1980-х гг. на этой территории проводились археологические раскопки, в результате которых были найдены база колон и кровельная черепица античного периода, а также расчищено одно грунтовое погребение [Qədirov, 1981, с. 15–34]. После долгого перерыва на могильнике в 2009 г. вновь были проведены раскопки, в ходе которых было расчищено два погребения [Искендеров, 2010, с. 41–46]. Кроме этого, тогда же при проведении оросительного канала здесь был найден бронзовый шлем, очевидно, происходящий из разрушенной могилы, что вызвало интерес к проведению дальнейших исследований на могильнике. Заметим, что аналогичный шлем был найден в 1965 г. в районе г. Ахсу [Османов, 1972, с. 71–75; 1982, с. 139, табл. VI; Osmanov, 2006, s. 8].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 579

Оценка читателей: голосов 0

1. Алиев К.Г. Кавказская Албания (I в. до н.э. – I в. н.э.). Баку: Элм, 1974.

2. Бабаев И.А. Города Кавказской Албании в IV в. до н.э. – III в. н.э. Баку: Элм, 1990.

3. Бакушев М.А. Обряд порчи инвентаря в погребальных памятниках Дагестана албано-сарматского времени. Вестник Института истории, археологии и этнографии. № 3. 2005. С. 42–50.

4. Бакушев М.А. Погребальный обряд населения Дагестана албано-сарматского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2008.

5. Гаджиев М.С. Погребальные памятники Южного Дагестана позднеалбанского и раннесредневекового времени (I–VII вв.). Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана. Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1986. С. 71–89.

6. Ибрагимли Б. О погребальных памятниках Нахчывана эпохи поздней бронзы и раннего железа. Azərbaycan arxeologiyası. № 1. 2015. С. 47–60.

7. Искендеров Э.А. Античные погребения с. Толы, близ городища Кабалы. Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası. № 2. 2010. C. 41–46.

8. Казиев С.М. Археологические раскопки в Мингечауре. Материальная культура Азербайджана. Т. I. Баку: Изд-во АН Аз.ССР, 1949. C. 9–49.

9. Крупнов Е.И. Новый памятник древних культур Дагестана. Материалы и исследования по археологии СССР. № 23. 1951. С. 208–225.

10. Кудрявцев А.А., Гаджиев М.С. Погребальные памятники Дербента позднеалбанского времени (по материалам раскопа XIV). Горы и равнины Дагестана в древности и средние века. Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1991. С. 87–115.

11. Османов Ф.Л. Бронзовый шлем, найденный в Ахсуинском районе Азербайджанской ССР. Доклады АН Азерб. ССР. XXXVIII.1. 1972. C. 71–75.

12. Османов Ф.Л. Гафгаз Албаниjасынын мадди мəдəниjjəти (е. ə. IV – б.е. III əсрлəри). Bakı: Elm, 1982.

13. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании. IV в. до н.э. – III в. н.э. Баку: Элм, 1985.

14. Babayev I.A. The Archaeological Excavation Report of the Ancient Site, Gabala, 2006. Reports of the Gabala Archaeological Expedition (2005–2010). Baku: CBS, 2012. Pp. 81–102.

15. Eminli J., Iskandarov E. Report on the Archaeological İnvestigations in the 5th Excavation Area of the Selbir Site and in the Village of Soltannukha, Gabala in 2014. The Gabala Archaeological Expedition: Reports, Findings 2014. Baku: CBS, 2016. Рр. 102–127.

16. Eminli J., Iskandarov E. Report on the Archaeological İnvestigations in Gabala in 2016 (the 3rd Excavation Area of the Selbir Site, Investigation of the Ancient Burials in the Village of Gushlar). The Gabala Archaeological Expedition: Reports, Findings 2015–2016. Baku: CBS, 2017. Рр. 156–171.

17. Hüseynov M.M. Goranboy Muncuqlutəpə nekropolu. Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası. 2009. № 1. S. 4–20 [Huseinov M.M. Goranboy Munjuglutapa Necropolis. Archaeology and Ethnography of Azerbaijan. 1. 2009. Pp. 4-20 (in Azerbaijani)].

18. Muxtarov N.M. Şəki Arxeologiya-folklor qrupu və Şəki-Qax-Oğuz arxeoloji ekspedisiyasının 2014-ci ildə gördüyü işlərin Hesabatı. AMEA Arxeologiya və Etnoqrafiya İnstitutunun Elmi arxivi. Hesabat 809 [Mukhtarov N.M. Report on the Work of the Sheki Archaeological and Folklore Group and the Sheki-Gakh-Oguz Archaeological Expedition in 2014. Scientific Archive of the Institute of Archeology and Ethnography, Azerbaijan National Academy of Sciences. Report 809 (in Azerbaijani)].

19. Osmanov F. Ağsu ərazisində arxeoloji tədqiqatlar. Bakı: Adiloğlu nəşriyyatı, 2006 [Osmanov Fazil. Archaeological Research on the Territory of Agsu. Baku: Adiloglu, 2006 (in Azerbaijani)].

20. Qədirov F.V. Qəbələ (Səlbir) və onun ətrafında aparılan çöl-tədqiqat işlərinin elmi hesabatı (1981-ci il). AMEA Arxeologiya və Etnoqrafiya İnstitutunun Elmi arxivi. Hesabat 249 [Gadirov F.V. Scientific Report on Field Research Carried Out in Qabala (Salbir) and Its Surroundings (in 1981). Scientific Archive of the Institute of Archeology and Ethnography, Azerbaijan National Academy of Sciences. Report 249 (in Azerbaijani)].

21. Yi Seonbok, Kim Jongil, Kwon Ohyoung, Seong Jeongyong. Brief report on the archaeological investigations at the Selbir site, Gabala in 2013. The Gabala Archaeological Expedition: Reports, Findings 2013. Baku: CBS, 2015. Рр. 59–73.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх