Реконструкция оформления основного входа в главный храм в Абу Эртейле по сохранившимся архитектурным деталям

 
Код статьиS086919080015890-6-1
DOI10.31857/S086919080015890-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы41-54
Аннотация

 Храмовый комплекс в Абу Эртейле исследуется российско-итальянской экспедицией с 2009 г. За последние годы было обнаружено два храма различного размера – т.н. главный и малый, относящиеся к Мероитскому периоду Кушитского царства.

 Ранее проведенный анализ архитектурных деталей, найденных возле главного храма, и сравнительный анализ его планировки с аналогичными храмами того же периода позволили сделать его общую реконструкцию, но оставались открытыми вопросы по оформлению основного, внутреннего и боковых проходов храма.

 В данной статье, анализ формы, сохранившихся обработанных поверхностей и строительных штукатурок на обнаруженных деталях, позволил обосновать принадлежность некоторых из них к оформлению основного входа в храм, находящегося на его главном (восточном) фасаде, и сделать предположение об их взаимном расположении.

Особенностями оформления основного входа являлся архитрав над проходом, завершающийся двухъярусным полукруглым карнизом, но без венчающего фриза из уреев, и где угловые элементы карниза имели вертикальный прямоугольный врез, единственный аналог которого, известный нам, оформляет вход в львиный храм в Муссаварат эс-Суфре.

Ключевые словаархитектура, реконструкция, Судан, Абу Эртейла, Мероэ, Мероитский период
Получено21.06.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов16260
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Храмовый комплекс в Абу Эртейле на данный момент представляет собой несколько искусственных холмов, на трех из которых, получивших обозначение Ком I–III, проводились археологические раскопки совместной российско-итальянской экспедицией с 2009 г. Начиная с 2013 г. работы в основном были сосредоточены на Коме II, где самым крупным обнаруженным сооружением является здание так называемого главного храма, представляющего собой классический пример небольшого многокомнатного храма мероитского периода с трехчастной структурой – святилище (помещение 26), пронаос (помещение 25) и колонный зал (помещение 27) (рис. 1). Комплексный анализ изображений и надписей на обнаруженном в святилище алтаре, керамического и др. материала позволил отнести строительство храма к I в. н.э. [Kormysheva et al., 2019, p. 227–230]. Проведенный анализ его планировки и обнаруженных архитектурных деталей дал возможность осуществить его общую реконструкцию – высоту колонн, стен и пилона [Ветохов, 2020]. Но оставались открытыми вопросы по идентификации и оригинальному местоположению целого ряда архитектурных деталей, предположительно, являвшимися элементами оформления основного входа в храм, внутреннего прохода из колонного зала в пронаос или боковых проходов. Несмотря на малочисленность аналогий, связанную с плохой сохранностью подобных храмов этого периода и неполную их публикацию исследователями, в рамках данной статьи предпринята попытка осуществить реконструкцию оформления основного входа в храм, расположенного с восточной стороны между двумя башнями пилона.
2 Главный храм был построен из различных материалов: сырцового и обожженного кирпича, простого и железистого песчаника, а также дерева. Но основным строительным материалом был сырцовый кирпич, из которого был сложен основной массив стен и башен пилона. Обожженный кирпич использовался для сооружения фундамента, некоторых частей пилона и оформления внутренних, и внешних проходов. Из железистого песчаника были изготовлены пороги проходов в храме, им же был вымощен пол святилища (наоса) и проход к нему в пронаосе. Дерево использовалось в конструкции кровли, остатки балок которой были обнаружены во время археологических раскопок в колонном зале.
3 Данные строительные материалы являлись основными при сооружении большинства подобных небольших многокомнатных храмов мероитского периода, различающихся степенью их применения. Так, большая часть стен храма KC 100 в Мероэ была сложена из сырого, необожженного кирпича, а железистый песчаник и обожженный кирпич использовались только для нижних частей стен [Shinnie, Anderson, 2004, p. 18]. В то время, как при сооружении стен храма M 720, находящегося в 25 метрах к западу от храма KC 100, в основном использовался обожженный кирпич и переиспользованные блоки желтого песчаника [Shinnie, Anderson, 2004, p. 27].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 350

Оценка читателей: голосов 0

1. Ветохов С.В. Реконструкция Главного храма в Абу Эртейле по сохранившимся архитектурным деталям. Восток (Oriens). 2020. № 5. С. 54–67.

2. Adams W.Y. Meroitic Architecture: An Analytical Survey and Bibliography. Meroitica 7. Berlin: Akademie Verlag, 1984. Pp. 255–279.

3. Hakem A.M.A. Meroitic Architecture: a Background of an African Civilization. Khartoum: Khartoum University Press, 1988.

4. Hintze F. Musawwarat es Sufra. Band I, 2. Der Löwentempel. Berlin: Akademie Verlag, 1971.

5. Kormysheva E., Lebedev M., Malykh S., Vetokhov S. Abu Erteila. Excavations in progress. Moscow: IOS RAS, 2019.

6. Kröper K., Schoske S., Wildung D., Königsstadt Naga. Naga – Royal City. Grabungen in der Wüste des Sudan. Excavations in the Desert of the Sudan. München und Berlin, 2011.

7. Sander A. Sandstone Reliefs and Other Architectural Details Revealed in the Awlib Temple Complex in 2003: A Preliminary Analysis. Zach. M.H. The Kushite World: Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies. Vienna, 1–4 September 2008. Vienna: Verein der Förderer der Sudanforschung, 2015. Pp. 307–317.

8. Shinnie P.L., Anderson J.R. The Capital of Kush 2, Meroë Excavations 1973–1984. Meroitica 20. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004.

9. Wolf P. Temples in the Meroitic South – Some Aspects of Typology, Cult and Function. I. Caneva, A. Roccati (eds.) Acta Nubica, Proceedings of the X International Conference of Nubian Studies, Rome, 9–14 September 2002. Rome, 2006. Pp. 239–262.

План главного храма в Абу Эртейле с обозначением мест обнаружения архитектурных деталей. (Рис.1.jpg, 136 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Виды угловых карнизов с полкой и прямой выкружкой: 1 – карниз, располагающийся на стене (венчающий стены и пилоны), 2 (а, б) – карнизы, размещающиеся в стене (оформляющие проходы). (Рис.2.jpg, 100 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Архитектурные детали. (Рис.3.jpg, 76 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Возможная комбинация элементов карниза (реконструкция), оформлявших основной вход в главный храм в Абу Эртейле. (Рис.4.jpg, 102 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Реконструкция портала, оформлявшего основной вход в главный храм в Абу Эртейле. (Рис.5.jpg, 68 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Реконструкция главного (восточного) фасада в главный храм в Абу Эртейле. (Рис.6.jpg, 86 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Карниз с двойной прямой выкружкой на портале входа в львиный храм MUS 1000 в Мусавварат эс-Суфре. (Рис._7.jpg, 169 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх