Реконструкция Сирии: прикидка возможностей

 
Код статьиS086919080015017-5-1
DOI10.31857/S086919080015017-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы43-51
Аннотация

В статье рассматриваются текущие проблемы, связанные с послевоенным восстановлением Сирии. Ее реконструкция стала проблемой, вокруг которой сталкиваются интересы государства и крупного национального капитала, по своему трактующего свои место и роль в системе экономических координат страны. Автор делает попытку рассмотреть возможности реновации экономики и ее материально-технической базы в свете весьма сложной проблемы выбора подходов к цели, когда государство и общество оказываются перед необходимостью поиска рационального соотношения между национальным бизнесом и иностранным капиталом, каждый из которых будет преследовать собственные цели и искать максимальную выгоду от инвестированных в реконструкцию ресурсов. По сути, речь идет о том, какой платформе будет отдано предпочтение - государственнической или неолиберальной, от чего зависит и форма существования Сирии в будущем. В статье также уделено внимание стремлению западного истеблишмента активно нагнетать обстановку вокруг и внутри Сирии и препятствовать масштабным восстановительным работам на ее территории, одновременно исподволь выстраивая схемы внедрения в строительный комплекс страны, заведомо обеспечивая себе конкурентное преимущество в борьбе за бизнес- и политические интересы на этом гигантском рынке строительных работ. Автор заключает, что перспективы Сирии на самостоятельный выход из ситуации неочевидны. Руководству страны придется проявлять немалое умение маневрировать в условиях сложно складывающейся политической и международной обстановки, которая формируется пока при участии России, Ирана, Китая, но в которую будут внедряться и другие «стейкхолдеры» в лице аравийских монархий и западных финансовых институтов по мере решения проблемы санкций.

Ключевые словавосстановление, экономика, инвестиции, рынок, западный капитал, бизнес, проекты, Россия, Иран, Китай, аравийские монархии
Получено12.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов25572
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Cирия «под прицелом» инвесторов

2 Ситуация в поствоенной Сирии потенциально привлекательна для промышленно и технологически развитых стран, которые «ведут» страну уже минимум с 2016 г. как объект для инвестиций с целью получения контрактов и возможности влиять на положение дел в ней. Подтверждение этому - Всемирный банк, который развернул интенсивную деятельность по сбору экономической информации о стране и приступил к подготовке досье в предвидении возможного участия в реконструкции ее после окончания разрушительной войны с Исламским государством.
3

Внутри банка был создан центр Сирийской информационно-исследовательской инициативы, в задачу которого входит определение перечня необходимых ресурсов и каналов их поставок. Тогда же принимается решение о Фонде предварительных закупок строительных материалов и их складировании на территории ближневосточных государств в расчете на то, что в последующие десять лет могут потребоваться до 530 млрд долл. для восстановления нормальной жизни [Бассам Абу Абделла]. Чтобы планировать работу, фонд должен заручиться донорской и коммерческой поддержкой и наладить контакты с партнерами, заинтересованными в получении преференций при приобретении строительных материалов в регионе [The Importance of Planning].

4 Фактически, несмотря не жесткую риторику в адрес Сирии, требования изменить политическую систему страны в соответствии с западными предпочтениями и масштабное и истощающее санкционное давление, коллективный Запад не выпускает из поля зрения экономические аспекты развития страны, понимая, что отторжение Сирии не будет вечным. Признавая ценность ее как валового потребителя инвестиций, капитальных товаров, огромных товарных количеств материалов и продуктов самого разного назначения, деловой мир Запада не сомневается в том, что у него будут возможности и ресурсы, чтобы накачивать сирийский рынок товарами промышленного характера и технологиями.
5

Западные монополии дистанционно примериваются к решению конкретных вопросов реконструкции страны и создают информационную базу под интересы «стейкхолдеров», которые приложат все усилия, чтобы участвовать в восстановительных процессах. Если разрабатываемые банком, как лидером такой инициативы, наброски освоения сирийского экономического пространства будут восприняты, то в зону его внимания попадет множество объектов от инфраструктуры до недвижимости. Последней посвящены несколько крупных исследований городской среды и коммунальной инфраструктуры. Собственно промышленные объекты с длительным периодом оборота капитала, возможно, изучаются на уровне отдельных строительных или подрядных компаний, которые имеют свои подразделения для разработки заданий, проектов и т.п. Возможно, конечно, что планы носят и более конструктивный характер, и то, что может предлагаться на первых порах, рассматривается, как некая обкатка последующих масштабных объектов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 626

Оценка читателей: голосов 0

1. Беленькая Марианна. Иран разжигает войну инвестиций. Коммерсант 17.08. 2018. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3714912 (accessed: 08.11.2020)

2. Богачева А. С. Политика Ирана в Сирии. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 1. – URL: https://doi.org/10.20542/afij-2020-1-74-80 (accessed: 10.10.2020)

3. Самофалова Ольга. Сирия хочет присоединиться к ЕАЭС и получить кредиты у России. – URL: https://vz.ru/economy/2015/7/21/757209.html (accessed: 11.12.2021)

4. Сирия и ЕАЭС: Рейтинг товаров во взаимной торговле с Кыргызстаном, Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией. – URL: www.tazabek.kg/news:1623214/?f=cp http://www.tazabek.kg/news:162321/?from=tazabek&place=search&sth=2213ab6042d11c12bf50ff4a9cffbbf8 (accessed: 10.02.2021)

5. Филоник Александр. Война в Сирии: экономические последствия и возможности реконструкции страны. Оценки и идеи. Бюллетень. Институт востоковедения РАН. №10, июль 2017

6. Чичкин Алексей. Сирийский коридор ЕАЭС на Ближний Восток. – URL: https://www.ritmeurasia.org/news-2018-11-13--sirijskij-koridor-eaes-na-blizhnij-vostok-39534 (accessed: 11.02.2011)

7. Investing in Syria’s Future – Stratfor Worldview. Assessments Feb. 6, 2017.

8. Joseph Daher. Syria, the Gulf and Reconstruction – What Possible Future? Journal of Middle Eastern Politics and Policy. April 25, 2020. – URL: https://jmepp.hkspublications.org/2020/04/25/syria-gul-and-reconstruction-what-possible-future (accessed: 17.11.2020)

9. Nicholas Lyall. China in Postwar Syria. The Diplomat. March 11, 2019. – URL: https://thediplomat.com/2019/03/china-in-postwar-syria/ (accessed: 09.10.2019)

10. Samuel Ramani. Russia’s Eye on Syrian Reconstruction, Carnegie Endowment for International Peace. January 31, 2019. – URL: htttps://carnegieendowment.org/sada/78261 (accessed: 27.07.2020)

11. The Importance of Planning Syria’s Eventual Reconstruction May 24, 2016. – URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2016/05/24/the-importance-of-planning-syria-s-eventual-reconstruction (accessed: 02.11.2019)

12. Wang Jin. Will China pay for Syria to Rebuild. February 16, 2017. – URL: https://thediplomat.com/2017/02/will-china-pay-for-syria-to-rebuild/ (accessed: 19.08.2019)

13. Бассам Абу Абдалла. Кадая ва Ара. Хайат Аркан Иктисадийя. Аль-Ватан 03.03.2021 [Al Watan 03.03.2021 (in Arabic)]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх