Не тщетная предосторожность: Российская духовная миссия и вопрос об имуществе португальской миссии в Пекине в XIX в.

 
Код статьиS086919080014277-1-1
DOI10.31857/S086919080014277-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН
Адрес: 199036, Санкт-Петербург, Университетская наб., 5
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы170-179
Аннотация

Проповедь христианства в его западноевропейском варианте началась в Китае в XVI в., когда в страну начинают проникать многочисленные миссионеры. Изоляционисткая политика Китая, особенно усиливавшаяся в начале XIX в. привела к закрытию всех христианских миссий в Китае. Единственным исключением стала Русская Духовная миссия (РДМ). Данная ситуация привела к тому, что на территории Китая и, в частности, в Пекине, осталось многочисленное имущество европейских миссий. Впервые, на основе анализа ранее неиспользованных архивных источников из Российского государственного исторического архива, отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Санкт-Петербургского филиала архива Академии наук, в статье подробно рассматривается история имущества португальской миссии, переданной РДМ. Новизной аналитического подхода, примененного в статье, является то, что показан не просто факт передачи имущества, но показано отношение государственных учреждений Российской империи к этой ситуации в условиях обострившегося кризиса между Китаем и Англией, впоследствии перешедшей в войну и опасений, что неоправданные риски Духовной миссии приведут к ее закрытию. Автором статьи была поставлена задача показать, как в условиях войны и подозрительности со стороны официальных китайских властей, миссия, совместно с государственными институтами России находили пути выхода из сложных ситуаций для обеспечения необходимого присутствия России (в виде РДМ) в Дальневосточном регионе. В отсутствии официальных учреждений России в Китае, дипломатических организаций, торговых и военных представительств, миссия с успехом их заменяла. В качестве методологии автором были применены методы архивной эвристики, а также проблемно-хронологический, согласно которому описание событий осуществлялось во временной последовательности.

 

 

Ключевые словаРусская Духовная миссия, Азиатский департамент, португальская миссия, Пекин.
Получено18.03.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов25564
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Не тщетная предосторожность: Русская Духовная миссия и вопрос об имуществе португальской миссии в Пекине в XIX в.

2 В XV в. и XVI в. для Европы расширились горизонты познанного мира. Одновременно с завоевателями и торговцами в дальние страны отправлялись миссионеры для проповеди христианской веры. Миссионерство особенно активизировалось в XVI – XVII в., когда в другие земли, в том числе и в Китай стали прибывать священники для обращения местного населения в христианство. XVв. и XVI в. – время расцвета испанской и португальской колониальной системы и проповедь христианства была важным этапом в системе подчинения зависимых государств. Первые португальские корабли появились около китайского города Гуанчжоу уже в 1515 г. и с середины XVI в. португальские миссионеры начали активную проповедь христианства в Китае.
3 Русская духовная миссия, согласно инструкциям Азиатского департамента Министерства иностранных дел, не проводила активную линию христианизации населения и старалась не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю политику Китая. Китайское правительство неоднократно предлагало представителям Русской Духовной миссии занять те ученые должности, которые обыкновенно занимали иезуиты, в частности, должность астрономов, физиков, математиков, механиков, музыкантов, докторов и т.п. Однако, несмотря на возможные дальнейшие выгоды, сотрудники РДМ соглашались работать только наставниками по преподаванию русского языка в русско-маньчжурской школе, основанной в 1758 г., а также исполнять обязанности переводчиков дипломатических бумаг в пекинском Трибунале внешних сношений (Лифаньюань) [РНб ОР. Ф. 1457. Оп. 1. Д. 228. Л. 23]. Чаще всего на эту службу отправлялись студенты миссии, хорошо владевшие китайским и маньчжурским языками. Работа в такой дипломатической организации помогала миссии заводить знакомства с представителями региональной знати, так как Лифаньюань ведал в основном отношениями с подконтрольными монгольскими территориями и Тибетом [РНб ОР. Ф. 1457. Оп. 1. Д. 31. Л. 15 об.]. В 1811 г. указом императора Цзяцина в Китае все католические миссии были объявлены вне закона [Дацышен, 2007, с. 43; РНБ ОР. Ф. 1457 Д. 52. Л. 1.]. Китайское правительство, обеспокоенное возросшим влиянием иезуитов на внутреннюю и внешнюю политику государства [Elman, 2003: Мароши, 2015, с. 53], издало декрет о высылке всех миссионеров, не состоящих на официальной службе. Таким образом, согласно записям Е.Ф. Тимковского, пристава 10-й миссии (1820 – 1830), в Китае оставались только иезуиты, занимавшиеся астрономией для нужд китайского двора [Тимковский, 1824, с. 57]. Санкт-Петербургская Императорская Академия наук, стремясь воспользоваться случаем (возможным изгнанием иезуитов-астрономов из Китая), ещё в 1819 г. обратилась к императору Александру I с просьбой организовать на территории РДМ астрономическую обсерваторию с тем, чтобы русские ученые впоследствии заняли место иезуитов [РГИА. Ф. 733. Оп. 12. 1839–1840 гг. Д. 517.]. Однако проект был отклонен в связи с территориальной удаленностью Китая и большими финансовыми затратами. Политическая ситуация в Китае вынуждала католических миссионеров либо уезжать из Китая, либо проживать на территории страны тайно. Для сотрудников Русской Духовной миссии в инструкциях, письмах и приказах как личного характера, так и от директоров и начальников государственных учреждений Российской империи, отправляемых в Русскую Духовную миссию, постоянно подчеркивалась необходимость быть осторожными и не навлекать на себя подозрение китайских властей. Данная рекомендация прослеживается в письмах и инструкциях, дававшихся отъезжающим в Китай: от начальников миссии, до прикомандированных к ней студентам и ученым. Так, в инструкции, данной начальнику 10-й миссии (1821–1830), архимандриту Петру, Азиатским департаментом Министерства Иностранных дел (МИД) в 1818 г. в Китай, неоднократно подчеркивалось, что китайское правительство должно видеть в сотрудниках миссии не дипломатических агентов, а только «даламу» (данное написание приводится в тексте архивного источника), то есть священников. «Вам надлежит как в переписке с иркутским губернатором, даже и во всех сношениях с китайцами, наблюдать величайшую осторожность, удостоверяя при всяком случае, что Вы ограничиваетесь исполнением обязанностей священства, сверх того самые законы и обычаи китайцев воспрещает им связи с иностранцами, и Вам будет без сомнения весьма трудно даже завести знакомство с людьми, достойными уважения. Но может, однако ж, надеяться, что сохранением в Миссии отмененного порядка, стол уважаемого в Китае, благорадушием и кротостью, знаками терпеливости и снисхождения, оказанием возможных услуг и ласки, Вы сумеете обратить на себя выгодное внимание почтенных и знатных китайцев. Через сии связи и весьма осторожное знакомство с поселенными в Китае иезуитами, Вы можете собрать многие любопытные известия, как о государстве китайском вообще. так и о нынешнем его состоянии, в отношении полит., торговом и нравственном, доводя всё сказанное выше, по возможности до сведения Иркутского губернатора» [РНб ОР. Ф. 1457. Д. 31. Л. 13 об. – 14.]. Неоценимую помощь в составлении инструкций для миссии давали и люди, бывавшие в Китае или работающие там и, соответственно, знающие страну и ее обычаи изнутри. В частности, начальник Кяхтинской таможни, надворный советник П.Ф. Голяховский в своем письме в Министерство Финансов от 22 мая 1819 г. указывал на то, как должна была вести себя миссия, чтобы завоевать доверие китайцев и тем самым обеспечить больше влияния в китайском правительстве: «В Китае надлежит вести себя чинно, не позоря звание русского. Некоторые из начальников миссии вели себя безобразно. Сим пользовались католические миссионеры и старались отклонять китайцев от приближения к нам. Надо распространять слово Божие. Но осторожно, не насильственными мерами и не слишком распространять его среди китайцев. Нам не надобно ставить в пример гонение, последовавшее на католических миссионеров; в сем случае не виною распространение слова Божия, а винить надобно некоторые не благоразумные их поступки и излишности, которые они себе позволили и которыми навели на себя большое подозрение в глазах китайского правительства. Они же сами, когда следовали правилам внушаемым благоприятиям никогда не встречали препятствия в сем деле со стороны китайского правительства. И так ежели наша миссия будет проповедовать слово Божие в прямом духе истинного христианства, сопровождаемое примерным поведением и по возможности помощию ближнему, тогда несомненно буду успехи ее, и она не встретит ни малейшего препятствия в сем подвиге». [РНБ. ОР. Ф. 1457. Д. 34. Л. 29 – 32] Начальники и сотрудники миссии поддерживали обратную связь с официальными учреждениями российской империи, описывая реальные события, происходившие в столь удаленной и закрытой стране. Так, в письме начальника 10-й миссии архимандрита Петра от 28 февраля 1827 г., отправленного им в Азиатский департамент Министерства иностранных дел, напрямую говорилось: «Римское миссионерство совсем уничтожено. Коллегии их и церкви разрушаются. К возобновлению нет надежды. Обширные их имения продаются, из коих, с дозволения здешнего правительства куплено и нами в казну ценою около 10 пудов серебра. Значительная библиотека с типографскими досками и другими вещами, по-доброму их (католиков) к нам расположению и дружбе подарены безденежно. Два их кладбища по связи христианства остаются под надзором Российской миссии» [РНБ ОР. Ф. 1457. Д. 52. Л. 1].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 614

Оценка читателей: голосов 0

1. Августин (архимандрит). Архимандрит Аввакум (Честной) – миссионер, дипломат, востоковед. Альфа и Омега. № 34, 35. 2002, 2003. [

2. Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям. 2007. 240 с.

3. Лапин П.А. Начальник Одиннадцатой Российской духовной миссии в Пекине о. Вениамин (Морачевич) как преподаватель школы русского языка при Дворцовой канцелярии (1825–1840). Общество и государство в Китае. 2018. Т. 48. № 2. С. 866 – 874.

4. Лю Ж. Изыскания о каталоге книг библиотеки Северного собора (Бэйтан) из собрания архива Министерства иностранных дел РФ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 140–151.

5. Мароши В.В. Записки … «О. Иакинфа Бичурина и Е.Ф. Тимковского как первые травелоги русских путешественников Монголии». Русский травелог XVIII – XX веков. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2015. С. 48 - 70

6. Морачев В. Записка о европейских миссиях в Китае. Китайский благовестник. № 8. 1911. С. 18 - 24.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 12. 1839–1840 гг. Д. 517.

8. РГИА. Ф. 733. Оп. 95. Д. 7–9.

9. РГИА. Ф. 777. Оп. 1 Д. 1531.

10. РГИА. Ф. 796. Оп. 448. Д. 448.

11. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. (РНБ ОР). Ф. 1457 Д. 52.

12. РНб ОР. Ф. 1457. Д. 31.

13. РНБ ОР. Ф. 1457. Д. 99.

14. РНб ОР. Ф. 1457. Д. 228.

15. РНБ. ОР. Ф. 1457. Д. 34.

16. Тимковский Е.Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820-1821 гг. СПб.: В тип. Медицинского деп. МВД. 1824. 409 с.

17. Liu Ruomei. Legacy of catholic mission in China and Russian orthodox missions in Beijing in 19th century. Revista Oriente. 2016. No. 24. Pp. 62–79.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх