Фетвы эпохи коронавируса: реакция исламских правовых институтов на новые реалии

 
Код статьиS086919080014244-5-1
DOI10.31857/S086919080014244-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Cтудент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Студентка Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы69-82
Аннотация

В статье исследуются фетвы ряда исламских правовых институтов в арабском мире и странах Западной Европы. Резкие изменения в образе жизни людей, которые повлек за собой коронавирус (социальное дистанцирование, ограничение контактов, нарушение привычного образа жизни и пр.), неизбежно должны были найти отражение в такого рода источниках. Основной исследовательский вопрос связан с тем, как различаются (если различаются) позиции ключевых исламских правовых институтов относительно ситуации с коронавирусом и существует ли зависимость позиций этих институтов от их местонахождения. В настоящем материале произведен обзор части источников, а в отношении другой части источников применялся ручной контент-анализ. Мы хотели выяснить также, какие темы больше всего волновали мусульманских ученых, а также в каком ключе – религиозном или светском – они чаще всего освещали свои позиции относительно всего, что связано с коронавирусом. В ходе исследования был проведен также и лексический анализ источников: нам было интересно посмотреть, насколько часто в анализируемых нами источниках встречалась специфическая правовая лексика – верный признак того, что передаваемый с ее использованием текст обладает правовым авторитетом в мусульманском мире.

 

 

Ключевые словаислам, фетва, фикх, мусульманский мир, коронавирус, эпидемия, арабские страны
Источник финансированияВ данной научной работе использованы результаты проекта «Социальное дистанцирование и самоизоляция на Востоке: традиции и современность», выполненного в рамках программы исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2020 году.
Получено17.03.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов27993
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одна из характеристик современных мусульманских государств – преимущественное доминирование здесь властных институтов над религиозно-правовыми. Это проявляется, прежде всего, в том, что властные институты, как правило, первыми формулируют повестку общественно-политических отношений, и затем эти вопросы становятся предметом обсуждения религиозно-правовых кругов; в ряде случаев властные институты делают это сообща с государственными религиозными институтами, как, например, в Саудовской Аравии.
2 После завершения активной фазы «арабской весны» с ее волной антиправительственных переворотов и обсуждения их законности, с точки зрения исламской традиции, эпидемия коронавируса стала, пожалуй, следующей по значимости темой обсуждения в мусульманском мире. Весной 2020 г. она вызывала волну реакции со стороны исламских правовых институтов. Задача настоящей статьи - установить, насколько эта реакция совпала с рекомендациями властей тех стран, где функционируют эти институты. Таким образом, мы хотим дополнить наше представление о специфике отношений религиозно-правовых и властных институтов в мусульманском мире.1 1. Современная историография этого вопроса довольно обширна. Ее можно разделить на две основные темы: (1) традиционные основы таких отношений и (2) их специфика в современном контексте.
3 Прежде всего, мы составили предварительный список исламских правовых институтов, которые издавали специальные постановления относительно ситуации с коронавирусом; из этого списка были выбраны некоторые институты, постановления которых можно было найти в открытом доступе во Всемирной сети. В первую очередь нас интересовали такие крупные институты, как египетский аль-Азхар и саудовский Совет высших богословов. В поле нашего зрения попали аналогичные институты и ряда других государств, где арабы-сунниты составляют большинство населения – Объединенных Арабских Эмиратов и Туниса. Наконец, мы рассмотрели постановления нескольких исламских правовых институтов и организаций из западноевропейских стран. Гипотеза заключалась в следующем: постановления религиозных институтов арабского мира и западноевропейских стран будут различаться, что, вероятно, отражает их специфические функции в соответствующих культурных контекстах. Разделив институты именно на эти две группы, мы захотели, в частности, проверить, существует ли какая-то разница в реакциях арабских и западноевропейских исламских правовых институтов на проблему, с которой столкнулась значительная часть человечества в 2020 г.
4 Из первой группы мы рассмотрели следующие институты:
  1. Аль-Азхар - старейший исламский правовой институт и одновременно университет, основан в 988 г. В настоящее время это один из государственных институтов Египта, в рамках которого мусульманские ученые представляют свои суждения по насущным проблемам государства, экономики, общества, права, культуры и т.д. Авторитет аль-Азхара распространяется и за пределы Египта благодаря выпускникам этого университета, которые работают по всему миру. Правом издавать фетвы (рекомендации религиозно-правового характера) обладают Верховный шейх аль-Азхара и Академия исламских исследований, в которую, кроме египтян, входят представители других государств.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 837

Оценка читателей: голосов 0

1. Косач Г.Г. Саудовская лига общественной морали и государство. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 1 (1), с. 302-312. Повразнюк К.В. Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010, Т. 6, №4, с. 116-129. Саетов И. Г. Вызов модерну из центра Стамбула: джамаат “Исмаил ага” в общественной жизни Турции. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Том 155, кн. 3, ч. 2. С. 90-97. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. Царегородцева И.А. Допустимость насилия в отношении власти: позиции ведущих мусульманских богословов. Арабский кризис: Угрозы большой войны. Отв. ред. А. Д. Саватеев, А. Р. Шишкина. М.: URSS, 2016, с. 127-143.

2. Al-Bayan al-khitami li al-jalsa al-takmiliyya li al-dawra al-taria al-thalathin li al-majlis al-urubi li al-ifta wa al-buhuth al-munaqida bi taqniyat al-tawasul al-shabaki. Al-Majlis al-urubi li al-ifta wa al-buhuth. (Final statement for the supplementary meeting of the thirtieth emergency session . The European Council for Fatwa and Research.) URL: https://www.e-cfr.org/blog/2020/04/17/أح.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

3. Al-Iftar fi ramadhan li al-waqaya min al-isaba bi fairus kuruna. Dar al-ifta al-misri. (Iftar in Ramadan for preventing Coronavirus. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

4. Al-Ijtima li al-dua fi zaman al-waba. Dar al-ifta al-misri. (Prayer meeting in a time of pandemic. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

5. Al-Imana al-amma li hayat kibar al-ulama: qarar taliq al-umra li li al-muwatinin wa al-muqimin qarar wa al-qawaid al-shariyya bi daf al-dharar wa rafi. Wikalat al-anba al-saudiyya. (The General Secretariat of the Council of Senior Scholars: The decision on the interpretation of Umrah for citizens and residents is a decision in accordance with the Sharia rules for compensation and cancellation of damage. Saudi press agency.) URL: https://www.spa.gov.sa/2042914 [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

6. Al-Imana al-amma li hayat kibar al-ulama tawsi umum al-muslimim bi al-istidad li shahr ramadhan maa al-taqayyud al-tamm bi al-ijraat al-ihtiraziyya wa al-waqaiyya inda ada al-ibadat bi anqaihi. Wikalat al-anba al-saudiyya. (The General Secretariat of the Council of Senior Scholars recommends all Muslims to prepare for the month of Ramadan in strict compliance with precautions and preventive measures in the performance of all types of worship. Saudi press agency.) URL: https://www.spa.gov.sa/2076221 [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

7. Al-Imtina an dafn mawta kuruna. Dar al-ifta al-misri. (Abstaining from burying coronavirus deceased. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

8. Al-Mutawaffi bi sabab kuruna yuadd shahidan. Dar al-ifta al-misri. (A person who died due to Coronavirus is considered a martyr. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

9. Al-Qunut fi sala li sarf fairus kuruna. Dar al-ifta al-misri. (Qunut in prayer to divert Coronavirus. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

10. Al-Zaka li shira wasail al-waqaya min waba li al-fuqara. Dar al-ifta al-misri. (Zakat for the purchase of epidemic prevention funds for the poor. Egypt's Dar al-Ifta.) URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

11. Commins D. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia. L., 2006.

12. Bobrovnikov V. Al-Azhar and Sharia Courts in Twentieth-Century Caucasus. Middle Eastern Studies, vol. 37, № 4 (Oct. 2001), pp. 1-24.

13. Faransa: Majlis al-diyana al-islamiyya yatlub min masul al-masajid ittikhaz ijraat li tajannub intishar fairus kuruna. France 24. (France: The Council of the Islamic Religion asks the head of the mosque to take an action for avoiding the spread of the Coronavirus. France 24.) URL: http://www.france24.com/ar/20200301-كو..%20-مسؤولي-المساجد-اتخاذ-إجراءات-بسيطة-وعملية [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

14. Hallaq W. Shari’a. Theory, Practice, Transformations. Cambridge, 2009.

15. Ita al-amala al-yawmiyya min al-zaka wa al-sadaqa fi zaman al-waba. Dar al-ifta al-misri.(Giving daily financial assistance from zakat and charity sadaqah during the time of the epidemic / Providing daily financial aid out of zakat and alms during the epidemic). Egypt's Dar al-Ifta. URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

16. Kibar al-ulama: Min muqtadhiyat ihsan al-zann bi al-llah an yuammal al-muslim al-farj bad al-dhayyiq. Sahifat sabq al-iliktruniyya. (Senior Scholars: One of the requirements for positive belief of Allah for a Muslim is to hope for relief after distress / Council of Senior Scholars: One of the requirements for positive belief of Allah is for a Muslim to hope for relief after distress). Sabq Online Newspaper. URL: https://sabq.org/hQRJcb [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

17. Muashshir misri li al-fatawa: Kuruna yazid min taghayyurat wa widyuhat daish. Al-Sharq al-awsat. (Global Fatwa Index: Corona increases the tweets and videos of "ISIS" / Global Fatwa Index: Coronavirus increases number of tweets and videos of Islamic State). Asharq AL-awsat. URL: https://aawsat.com/home/article/2267731/م.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

18. Salat al-juma khalf al-tilfaz. Dar al-ifta al-misri. (Friday prayer behind the TV / Salat al-djum'a behind the television screen). Egypt's Dar al-Ifta. URL: https://www.dar-alifta.org/ar/ViewFatwa.aspx?ID=15339.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

19. Sawm ramadhan wajib. Markaz al-azhar al-alami li al-fatawa al-iliktruniyya. Facebook.(Fasting during Ramadan is obligation / Ramadan fasting is obligation). URL: https://www.facebook.com/fatwacenter/posts/3127620853.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

20. Scovgaard-Petersen J. Defining Islam for the Egyptian State. Muftis and Fatwas of the Dar al-Ifta. Leiden, 1997.

21. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1982.

22. Tajil al-umra khawfan min intishar mardh kuruna. Dar al-ifta al-misri.(Al-Azhar International Committee for Electronic Fatwa. Acceleration of Umrah for fear of the spread of coronavirus disease / Acceleration of "lesser pilgrimage" for fear of the spread of Corona disease). Egypt's Dar al-Ifta. URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

23. Suqut al-juma wa al-jamaa bi sabab fairus kuruna. Dar al-ifta al-misri. (Termination of Friday and Congregational prayers due to COVID-19 / Stoppage/Cancellation of salat al-djum'a and salat al-djama'ah due to COVID-19). Egypt's Dar al-Ifta

24. URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic] (accessed 05.12.2020).

25. Tajil ikhraj al-zaka bi sabab waba kuruna. Dar al-ifta al-misri. (The last one and upstairs - Expediting zakat payment due to the Corona epidemic / Expediting the payment of zakat due to the coronavirus pandemic). Egypt's Dar al-Ifta

26. URL: https://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?sec=fatw.. [in Arabic].

Приложение 1. Таблица анализа содержания фетв четырех мусульманских институтов. (Приложение.docx, 17 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх