Ascetics and/or laypeople: Jain view on humam status in the world

 
PIIS086919080014204-1-1
DOI10.31857/S086919080014204-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages138-149
Abstract

The article examines the ethical system of Jainism on the example of the lifestyle of ascetic monks and lay householders. The disciplinary rules for lay followers (both Digambara and Śvetāmbara branches of Jainism) are fixed in the texts of the śrāvakācāra genre compiled by ascetics. This reflects the hierarchical distribution of “roles” within the Jain community. Ascetics represent the most advanced part of the community on the spiritual Path of Liberation, while lay people have only just entered this path. The author focuses on the fact that in Jainism monasticism is considered as a spiritually higher stage, and not just a different (but equally significant) way of salvation. Only monks of certain ranks have the right to preach publicly, interpret the Scriptures, and instruct the laity. Householders can only do this in the absence of monks. At the same time, ascetics are almost completely dependent on the laity for their everyday life, since householders are obliged to provide them with everything necessary for life. The introduction of an intermediate, quasi-monastic way of life in the form of the bhaṭṭārakas (Digambra) and śrīpūjya (Śvetāmbra) in the middle ages allowed the Jain community to survive and even have a direct impact on the political and economic situation in various regions of India. The author emphasizes that written in all-India paradigm of the life regulations (artha, kāma, dharma and mokṣa), Jain system of domestic rituals, coupled with the practice of vows and limitations focused on training of householders to move towards self-improvement and eventually achieve the main religious goal – realization the nature of one’s own soul.

KeywordsDigambaras, Śvetāmbaras, śrāvaka, aṇuvrata, saṃskāras, pratimā, bhaṭṭāraka, śrīpūjya
Received14.03.2021
Publication date24.08.2021
Number of characters43305
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Джайнизм – религия аскезы

2 В истории религий сложно найти более суровую, аскетически ориентированную систему, чем джайнизм. Изначально возникшая на северо-востоке Индии, на земле царства Магадха, в не-брахманской среде традиция со временем практически покинула свое историческое «родовое гнездо» и распространилась по всей Индии, пропагандируя высокие этические идеалы Дхармы1 тиртханкаров2] – от Панджаба на севере до Карнатаки на юге, от Кача на западе до Бенгальского залива на востоке3. В отличие от другой шраманской4 традиции, буддизма, джайнизм по сей день сохранил непрерывную историческую и религиозную преемственность, а представители джайнской общины играют значительную роль в экономической5 и культурной жизни современного общества Республики Индия. 1. Дхарма (санскр. dharma, букв. «Закон, Учение, добродетель») – термин философии и религии, охватывающий большой спектр значений, первое из которых – учение (здесь: джайнское учение), в отличие от других традиций Индии. Второе значение включает в себя всю совокупность моральных, религиозных, социальных и даже политических обязанностей члена общины. Третье значение этого термина подразумевает идею добродетели, нравственной доблести. Все эти значения используются в джайнизме.

2. Тиртханкар (санскр. tīrthaṅkara, букв. «создатель переправы, брода») – провозвестник джайнского учения-Дхармы и создатель джайнской общины в каждую эпоху человеческой «истории». Таковых учителей-наставников традиция насчитывает 24 и лишь два последних из них – Паршва/Паршванатха и Джина Махавира Вардхамана считаются исторически существовавшими (а не легендарными) персонажами. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 1–14

3. Краткий экскурс в историю распространения джайнизма в Индии подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 1–14]. Более подробно см.: [Jain, 2010].

4. Шраманы – общее название для странствующих аскетов, появившихся на рубеже VI/V – V/IV вв. до н.э. и отстаивавших оппозиционные традиционному брахманизму взгляды. Подробнее см: [Шохин, 1997, с. 5–50].

5. Сферами деятельности джайнских бизнесменов в силу изначальной ориентированности на «не-насильственные» профессии по преимуществу являются ювелирное дело, банковское дело, финансовые операции, адвокатура, строительство и издательское дело, киноиндустрия и шоу-бизнес. Тем не менее среди джайнов встречаются полицейские и военные. Однако профессии, связанные с применением прямого насилия, пока не получили широкого распространения в джайнской среде, и, несмотря на то что подобные сферы деятельности проблематичны с точки зрения религиозной «приемлемости», обсуждение данной темы еще не вышло за пределы отдельных семей и не стало предметом дискуссии на уровне общины.
3 Аскетический ригоризм джайнизма определяется его базовой доктринальной установкой о недопустимости каких бы то ни было видов насилия по отношению к любым формам жизни. Ахимса (санскр. ahiṃsā, букв. «не-насилие, не-вреждение») является главным моральным императивом для последователей тиртханкаров, охватывая собою самые различные сферы повседневной жизни – от пищевых запретов на употребление всех типов «насильственной»6 пищи до скрупулезно внимательного осматривания дорог и мест сидения. Стремление к максимально возможному ненасильственному образу жизни в полной мере присуще только монашествующим аскетам как мужского, так и женского пола (вполне понятно, что охватывающая все стороны деятельности практика не-вреждения привела бы к исчезновению этой религии еще во времена самого ее исторического основателя – Джины Махавиры Вардхаманы), однако и миряне также должны соблюдать ахимсу в предписанной им дисциплинарными текстами степени. 6. «Насильственной» пищей в джайнизме считаются мясо, рыба, яйца и мёд. Эти продукты запрещены к употреблению. Ряд овощей (в частности, корнеплоды, некоторые виды зеленых овощей), плодов и ягод относятся к «нежелательным» продуктам, но отказ от их вкушения зависит от степени религиозной вовлеченности каждого джайна и не может рассматриваться в качестве обязательного для всех. Об особенностях пищевой культуры джайнов см. главу «Еда как базовый элемент формирования идентичности в джайнской традиции» в книге «Вкус Востока» [Вкус Востока, 2018, с. 101–115].
4

Тексты по практике дисциплины

5 Сочинения, содержащие правила для домохозяев относительно поведения, объединены общим названием «шравакачара» (санскр. śrāvakācāra, букв. «мирской образ жизни», или «поведение мирян»)7. До нашего времени дошло более 40 произведений этого жанра8, подавляющее большинство из которых написаны монахами – муни (санскр. muni), или садху (санскр. sādhu). Исключение составляет лишь написанный мирянином Ашадхарой текст XIII в. «Дхармамрита» (санскр. Dharmāmṛta, букв. «Нектар Учения»). Его первая часть посвящена правилам мирского поведения, а вторая рассматривает принципы монашества. То, что дисциплинарные предписания для домохозяев сочинены аскетами, полностью отказавшимися от мира и ведущими страннический образ жизни9, не случайно: данное обстоятельство отражает иерархическое распределение «ролей» внутри джайнской сангхи. Аскеты представляют собой наиболее продвинувшуюся по духовному Пути Освобождения10 часть общины, тогда как миряне лишь вступили на эту тропу. Монашество рассматривается как духовно более высокая ступень, а не просто иной (но столь же значимый) путь спасения. Несмотря на неоднократные попытки некоторых современных наставников в среде мирян претендовать на религиозное и нравственное лидерство, мирская часть общины традиционно считается недостаточно зрелой и подготовленной для подлинно духовной жизни и практики. 7. Самым известным и наиболее авторитетным сочинением этого жанра является текст «Ратнакарандакашравакачара» (санскр. Ratnakaraṇḍakaśrāvakācāra, букв. «Драгоценная корзина, [посвященная] мирскому образу жизни»), составленный дигамбарским учителем Самантабхадрой (VI в.). [Samantabhadra, 1917]. Одно из последних исследований см.: [Bollee, 2010].

8. Подробное рассмотрение сводов дисциплинарных правил в сочинениях данного жанра см. в классической работе Р. Уильямса [Williams, 2000].

9. Монашествующие обоих полов в джайнизме бóльшую часть года обязаны находиться в пути, странствуя от селения к селению. Тем самым аскеты демонстрируют не-привязанность к людям и местам. Такой бродячий образ жизни носит название в дигамбарской традиции вихар (хинди vihār, букв. «блуждание, странствование»), в шветамбарской – гочари (санскр. gocarī, букв. «странствование [подобно] корове»). Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 95, 102]. Только четыре месяца в году (чатурмаса), когда в Индии наступает сезон дождей, все аскеты обязаны пребывать в одном месте в силу опасности увеличения насилия (хинса, санскр. hiṃsā) из-за бурного роста и размножения всех живых существ. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 312].

10. Путь Освобождения (санскр. mokṣamārga) – базовый концепт всей джайнской доктрины, заключающийся в правильном ви́дении, знании и поведении. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 187].

Number of purchasers: 0, views: 703

Readers community rating: votes 0

1. The Taste of the East: Gastronomic Traditions in the History, Culture and Religions of the Peoples of Asia and Africa. Ed. by I.T. Prokofieva, E.Yu. Karachkova. Мoscow: MGIMO-Universitet, 2018. Pp. 101–115 (in Russian)].

2. Zheleznova N.A. Digambara Philosophy from Umasvati up to Nemichandra: Historical and Philosophical Essays. Мoscow: Vostochnaya literatura, 2012 (in Russian).

3. Zheleznova N.A. Jainsim. Encyclopedic Dictionary. Moscow: Nauka–Vostochnaya literatura, 2018 (in Russian).

4. Zheleznova N.A. Pūjā in Digambara Jain Tradition: Material Representations of the Disembodied. Orientalistica. 2019, № 2(2). Pp. 241–260 (in Russian).

5. Zheleznova N.A. Sallekhanā: Jaina version of “euthanasia” Orientalistica. 2021. № 4(1). Pp. 214–232 (in Russian).

6. Pandey R.B. Ancient Indian Home Rituals (Customs). Мoscow: Vysshaia Shkola, 1991 (in Russian).

7. Shokhin V.K. The First Philosophers of India]. Мoscow: Nauchno-izdatelskiy center «Ladomir», 1997 (in Russian).

8. Bollee W. Samantabhadra Deva’s Ratnakaraṇḍaka Śrāvakācāra. Bangalore: Sundara Prakashana, 2010.

9. Glasenapp H. Doctrine of Karman in Jaina Philosophy. Varanasi: P.V. Research Institute, 1991 (1st ed. 1942).

10. Jain K.C. History of Jainism. In 3 vols. New Delhi: D.K. Printworld (P) Ltd., 2010.

11. Samantabhadra. Ratnakaraṇḍakaśrāvakācāra. Transl. by Ch.R. Jain. Arrah: Central Jain Publishing House, 1917.

12. Tukol T.K. Sallekhana Is not Suicide. Ahmedabad: L.D. Institute of Indology Ahmedabad, 1976 (L.D. Series. 55).

13. Williams R. Jaina Yoga: A Survey of the Mediaeval Śrāvakācāras. Delhi: Motilal Banarsidass, 2000 (1st ed. 1968).

Система Orphus

Loading...
Up