Аскеты и/или миряне: джайнский взгляд на статус человека

 
Код статьиS086919080014204-1-1
DOI10.31857/S086919080014204-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы138-149
Аннотация

В статье рассматривается этическая система джайнизма на примере образа жизни аскетов-монахов и мирян-домохозяев. Дисциплинарные правила для мирских последователей (как дигамбарского, так и шветамбарского направлений джайнизма) закреплены в текстах жанра шравакачара, составленных аскетами. Это отражает иерархическое распределение «ролей» внутри джайнской общины. Аскеты представляют наиболее продвинувшуюся по духовному Пути Освобождения часть общины, тогда как миряне лишь вступили на эту тропу. Автор акцентирует внимание на том, что в джайнизме монашество рассматривается как духовно более высокая ступень, а не просто иной (но столь же значимый) путь спасения. Выделенный статус монахов определяется практикуемой ими аскезой и полным отказом от любых мирских привязанностей, включая семейно-родственные узы и владение вещами. Только монашествующие определенных рангов обладают правом публичной проповеди, толкования писаний и наставления мирян. Домохозяева же (при соответствующей подготовке) могут это делать исключительно в отсутствие монахов. При этом в своем обиходе аскеты полностью зависят от мирян, поскольку всё необходимое для жизни им обязаны предоставлять домохозяева. Поведение же мирян в целом также должно быть ориентировано на подвижничество, идеальный домохозяин – это аскет «в миру», с учетом предлагаемых обстоятельств. Введение промежуточной, квазимонашеской формы образа жизни в виде бхаттараков (дигамбр.) и института шрипуджьи (шветамбр.) в средние века позволило джайнской общине выжить и даже оказывать прямое воздействие на политическую и экономическую ситуацию в различных регионах Индии. Автор подчеркивает, что вписанная в общеиндийскую парадигму жизненных регулятивов (артха, кама, дхарма и мокша) джайнская система домашних обрядов и ритуалов вкупе с практикой обетов и ограничений ориентирована на подготовку домохозяев к продвижению на пути самосовершенствования и достижения в конечном счете главной религиозной цели – реализации природы собственной души.

Ключевые словадигамбары, шветамбары, шравака, ануврата, домашние обряды, ступени совершенствования, бхаттараки, шрипуджья
Получено14.03.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов43305
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Джайнизм – религия аскезы

2 В истории религий сложно найти более суровую, аскетически ориентированную систему, чем джайнизм. Изначально возникшая на северо-востоке Индии, на земле царства Магадха, в не-брахманской среде традиция со временем практически покинула свое историческое «родовое гнездо» и распространилась по всей Индии, пропагандируя высокие этические идеалы Дхармы1 тиртханкаров2] – от Панджаба на севере до Карнатаки на юге, от Кача на западе до Бенгальского залива на востоке3. В отличие от другой шраманской4 традиции, буддизма, джайнизм по сей день сохранил непрерывную историческую и религиозную преемственность, а представители джайнской общины играют значительную роль в экономической5 и культурной жизни современного общества Республики Индия. 1. Дхарма (санскр. dharma, букв. «Закон, Учение, добродетель») – термин философии и религии, охватывающий большой спектр значений, первое из которых – учение (здесь: джайнское учение), в отличие от других традиций Индии. Второе значение включает в себя всю совокупность моральных, религиозных, социальных и даже политических обязанностей члена общины. Третье значение этого термина подразумевает идею добродетели, нравственной доблести. Все эти значения используются в джайнизме.

2. Тиртханкар (санскр. tīrthaṅkara, букв. «создатель переправы, брода») – провозвестник джайнского учения-Дхармы и создатель джайнской общины в каждую эпоху человеческой «истории». Таковых учителей-наставников традиция насчитывает 24 и лишь два последних из них – Паршва/Паршванатха и Джина Махавира Вардхамана считаются исторически существовавшими (а не легендарными) персонажами. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 1–14

3. Краткий экскурс в историю распространения джайнизма в Индии подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 1–14]. Более подробно см.: [Jain, 2010].

4. Шраманы – общее название для странствующих аскетов, появившихся на рубеже VI/V – V/IV вв. до н.э. и отстаивавших оппозиционные традиционному брахманизму взгляды. Подробнее см: [Шохин, 1997, с. 5–50].

5. Сферами деятельности джайнских бизнесменов в силу изначальной ориентированности на «не-насильственные» профессии по преимуществу являются ювелирное дело, банковское дело, финансовые операции, адвокатура, строительство и издательское дело, киноиндустрия и шоу-бизнес. Тем не менее среди джайнов встречаются полицейские и военные. Однако профессии, связанные с применением прямого насилия, пока не получили широкого распространения в джайнской среде, и, несмотря на то что подобные сферы деятельности проблематичны с точки зрения религиозной «приемлемости», обсуждение данной темы еще не вышло за пределы отдельных семей и не стало предметом дискуссии на уровне общины.
3 Аскетический ригоризм джайнизма определяется его базовой доктринальной установкой о недопустимости каких бы то ни было видов насилия по отношению к любым формам жизни. Ахимса (санскр. ahiṃsā, букв. «не-насилие, не-вреждение») является главным моральным императивом для последователей тиртханкаров, охватывая собою самые различные сферы повседневной жизни – от пищевых запретов на употребление всех типов «насильственной»6 пищи до скрупулезно внимательного осматривания дорог и мест сидения. Стремление к максимально возможному ненасильственному образу жизни в полной мере присуще только монашествующим аскетам как мужского, так и женского пола (вполне понятно, что охватывающая все стороны деятельности практика не-вреждения привела бы к исчезновению этой религии еще во времена самого ее исторического основателя – Джины Махавиры Вардхаманы), однако и миряне также должны соблюдать ахимсу в предписанной им дисциплинарными текстами степени. 6. «Насильственной» пищей в джайнизме считаются мясо, рыба, яйца и мёд. Эти продукты запрещены к употреблению. Ряд овощей (в частности, корнеплоды, некоторые виды зеленых овощей), плодов и ягод относятся к «нежелательным» продуктам, но отказ от их вкушения зависит от степени религиозной вовлеченности каждого джайна и не может рассматриваться в качестве обязательного для всех. Об особенностях пищевой культуры джайнов см. главу «Еда как базовый элемент формирования идентичности в джайнской традиции» в книге «Вкус Востока» [Вкус Востока, 2018, с. 101–115].
4

Тексты по практике дисциплины

5 Сочинения, содержащие правила для домохозяев относительно поведения, объединены общим названием «шравакачара» (санскр. śrāvakācāra, букв. «мирской образ жизни», или «поведение мирян»)7. До нашего времени дошло более 40 произведений этого жанра8, подавляющее большинство из которых написаны монахами – муни (санскр. muni), или садху (санскр. sādhu). Исключение составляет лишь написанный мирянином Ашадхарой текст XIII в. «Дхармамрита» (санскр. Dharmāmṛta, букв. «Нектар Учения»). Его первая часть посвящена правилам мирского поведения, а вторая рассматривает принципы монашества. То, что дисциплинарные предписания для домохозяев сочинены аскетами, полностью отказавшимися от мира и ведущими страннический образ жизни9, не случайно: данное обстоятельство отражает иерархическое распределение «ролей» внутри джайнской сангхи. Аскеты представляют собой наиболее продвинувшуюся по духовному Пути Освобождения10 часть общины, тогда как миряне лишь вступили на эту тропу. Монашество рассматривается как духовно более высокая ступень, а не просто иной (но столь же значимый) путь спасения. Несмотря на неоднократные попытки некоторых современных наставников в среде мирян претендовать на религиозное и нравственное лидерство, мирская часть общины традиционно считается недостаточно зрелой и подготовленной для подлинно духовной жизни и практики. 7. Самым известным и наиболее авторитетным сочинением этого жанра является текст «Ратнакарандакашравакачара» (санскр. Ratnakaraṇḍakaśrāvakācāra, букв. «Драгоценная корзина, [посвященная] мирскому образу жизни»), составленный дигамбарским учителем Самантабхадрой (VI в.). [Samantabhadra, 1917]. Одно из последних исследований см.: [Bollee, 2010].

8. Подробное рассмотрение сводов дисциплинарных правил в сочинениях данного жанра см. в классической работе Р. Уильямса [Williams, 2000].

9. Монашествующие обоих полов в джайнизме бóльшую часть года обязаны находиться в пути, странствуя от селения к селению. Тем самым аскеты демонстрируют не-привязанность к людям и местам. Такой бродячий образ жизни носит название в дигамбарской традиции вихар (хинди vihār, букв. «блуждание, странствование»), в шветамбарской – гочари (санскр. gocarī, букв. «странствование [подобно] корове»). Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 95, 102]. Только четыре месяца в году (чатурмаса), когда в Индии наступает сезон дождей, все аскеты обязаны пребывать в одном месте в силу опасности увеличения насилия (хинса, санскр. hiṃsā) из-за бурного роста и размножения всех живых существ. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 312].

10. Путь Освобождения (санскр. mokṣamārga) – базовый концепт всей джайнской доктрины, заключающийся в правильном ви́дении, знании и поведении. Подробнее см.: [Железнова, 2018, с. 187].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 707

Оценка читателей: голосов 0

1. Вкус Востока: гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. И.Т. Прокофьевой, Е.Ю. Карачковой. М.: МГИМО-Университет, 2018. С. 101–115.

2. Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: историко-философские очерки. М.: Вост. лит., 2012 .

3. Железнова Н.А. Джайнизм. Энциклопедический словарь. М.: Наука – Вост. лит., 2018.

4. Железнова Н.А. Пуджа в дигамбарской традиции джайнизма: материальные репрезентанты бестелесного. Orientalistica. 2019. № 2(2). С. 241–26.

5. Железнова Н.А. Саллекхана: джайнский вариант «эвтаназии». Orientalistica. 2021. № 4(1). С. 214–232.

6. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высшая школа, 1991.

7. Шохин В.К. Первые философы Индии. М.: Ладомир, 1997.

8. Bollée W. Samantabhadra Deva’s Ratnakaraṇḍaka Śrāvakācāra. Bangalore: Sundara Prakashana, 2010.

9. Glasenapp H. Doctrine of Karman in Jaina Philosophy. Varanasi: P.V. Research Institute, 1991 (1st ed. 1942).

10. Jain K.C. History of Jainism. In 3 vols. New Delhi: D.K. Printworld (P) Ltd., 2010.

11. Samantabhadra. Ratnakaraṇḍakaśrāvakācāra. Transl. by Ch.R. Jain. Arrah: Central Jain Publishing House, 1917.

12. Tukol T.K. Sallekhana Is not Suicide. Ahmedabad: L.D. Institute of Indology Ahmedabad, 1976 (L.D. Series. 55).

13. Williams R. Jaina Yoga: A Survey of the Mediaeval Śrāvakācāras. Delhi: Motilal Banarsidass, 2000 (1st ed. 1968).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх