«Казахский народ должен ей низко поклониться»: Ирина Викторовна Ерофеева (1953 – 2020)

 
Код статьиS086919080014031-1-1
DOI10.31857/S086919080014031-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центром
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы231-241
Аннотация

Ирина Викторовна Ерофеева еще при жизни заслужила репутацию лучшего специалиста по политической истории Казахстана 2-й половины XV – 1-й половины XIX в. На ее смерть откликнулся телеграммой соболезнования Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев. Казахстанские журналисты назвали ее женщиной-батыром, которой казахи должны низко поклониться. Это не было преувеличением. Ее книги и публикации источников по истории казахов оказались чрезвычайно востребованы в момент становления постсоветского Казахстана как независимого государства, но при этом ни в одной из них она ни на йоту не отступила от принципа строгой научной доказательности своих суждений и выводов.

В круге интересов И.В. Ерофеевой находилась также история расселения русских и немцев в Казахстане и их возвратной миграции «на историческую родину» в постсоветский период. Поездка в Монголию возбудила у нее еще один исследовательский интерес – она начала заниматься памятниками буддизма на территории Казахстана, став одним из инициаторов комплексного изучения остатков буддийского монастыря Аблай-хит, равно как и одним из авторов коллективной монографии по результатам этого исследования. Венцом ее научной карьеры по праву считается поистине титанический труд, которому она отдала 17 лет жизни, – издание писем казахской правящей элиты за период с 1675 по 1821 гг. Ей принадлежит сам замысел уникального свода, вобравшего в себя 811 посланий, из которых 4/5 ранее не публиковалось; она написала введение, биографии авторов писем, ряд статей в приложениях, подготовила комментарии; нашла спонсоров и издателей, благодаря которым научная книга стала памятником полиграфического искусства.

Ирина Викторовна оставила нам целое семейство текстов высшей категории, в которых в полной мере отразилась эвристика ее мысли, сила духа, любовь к земле Казахстана, его народам, персонажам его истории.

Ключевые словаИ.В. Ерофеева, ее работы по политической истории Казахстана, ее публикации источников, причины признания.
Получено26.02.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов19337
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 21 ноября 2020 года в Алматы на 68-м году жизни умерла Ирина Викторовна Ерофеева.
2 По чисто формальным показателям она не обладала на момент смерти высоким статусом: ничем не заведовала, никем не руководила, не была академиком, даже доктором – всего лишь кандидатом исторических наук на пенсии. Разве что удостоилась после выхода в свет ее главного труда, о котором речь ниже, звания почетного доктора Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмета Яссави в г. Туркестане… Тем не менее смерть ее получила широкий резонанс. Внимание публики не могли не привлечь громкие заголовки статей, опубликованных вскоре после ее кончины: «“Батыр Ирина”: историк великой Степи» (информационно-аналитический портал Orda_Kz, 24 сентября); «Она не склоняла голову даже перед высокими чиновниками» (газета Экспресс-К, 3 декабря); «Казахский народ должен ей низко поклониться!» (Казахстанское информационное агентство Newtimes.kz, 6 декабря). Совсем необычной была реакция власти на смерть «всего лишь» кандидата наук. Президент Республики Казахстан (РК) Касым-Жомарт Токаев прислал телеграмму соболезнования, зачитанную на онлайн панихиде по Ирине: «Я искренне разделяю с вами горечь и боль невосполнимой утраты – кончины И.В. Ерофеевой. Она была высоким профессионалом истории казахской государственности. Она целиком посвятила себя работе. Была патриотом своего народа. Ее научные труды по праву занимают особое место в нашей науке» [Онлайн-панихида, 2020].
3 Эти посмертные слова в адрес друга, при воспоминании о котором щемит сердце, справедливы, но не полны, как не будет полным и то, что я попытаюсь сказать здесь об Ирине. Ибо знания о ее жизни до нашего знакомства в 1992 г. у меня недостаточны для того, чтобы показать эту жизнь во всех ее деталях. В Казахстане друзья Ирины готовят библиографию ее трудов; надеюсь, что она будет включать и научную биографию. А я в этом тексте попробую представить, хотя бы эскизно, не одного ученого, но и человека.
4

I

5 Ирина родилась в Усть-Каменогорске, столице Восточно-Казахстанской области (ВКО) – центре края, славящегося богатыми месторождениями полиметаллических руд, за что известный геолог В.К. Котульский выделил его в отдельную геологическую область – Рудный Алтай [Лузгин, 2017]. Ее предки по отцу происходили из старообрядцев, бежавших из Руси на входившие в состав Речи Посполитой земли по р. Сож и ее протоке – «ветке». В 1760 г. пришла российская воинская команда для «выгонки» «веткинцев» назад в Россию. Одну их часть выселили на земли к югу от Байкала, где их со временем стали называть «семейскими», другую – на Рудный Алтай, там за ними закрепилось название «поляки» [Болонев, 1985, с. 30; Казанцева, Мурашова, 2007]. Среди поселений «поляков» было и село Ерофеевка в долине р. Малой Ульбы. Очень возможно, что названо оно было по имени первопоселенца из рода, к которому причислял себя отец Ирины. В XXI век оно вошло как леспромхозовский поселок; но после того, как Комитет лесного хозяйства РК на порядок сократил объем вырубки в ВКО, Ерофеевка умерла [Вологодская, 2011]1. 1. На 30 июня 2012 г. оставалось несколько домов, выглядящих нежилыми. См.: [Ерофеевка, 2012].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 721

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреев Н.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. Сост., транскрипция скорописи XVIII в., коммент. И.Е. Ерофеевой. Алматы: Гылым, 1998.

2. Аныракайский треугольник: историко-географический ареал и хроника великого сражения. Отв. ред. И.В. Ерофеева. Алматы: Дайк-пресс, 2008.

3. Археология Семиречья, 1857–1912 гг. Сост.: И.М. Самигулин, гл. ред. Б.Т. Жанаев. Астана: LEM, 2011.

4. Байпаков К.М., Ерофеева И.В., Казизов Е.С., Ямпольская И.В. Буддийский монастырь Аблай-хит. Алматы: Археологическая экспертиза, 2019.

5. Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985.

6. Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации. редкол.: И.В. Ерофеева, А.М. Хазанов, Л.Е. Масанова. Алматы: Дайк-пресс, 2008.

7. Вологодская Г. Поселки пустеют на глазах. Караван. 09.12.2011.

8. Декабристы. Биографический справочник. Издание подготовлено С.В. Мироненко. Под ред. акад. М.В. Нечкиной. М.: Наука, 1988.

9. Ерофеев В.С., Цехановский Ю.Г. Парагенетические ассоциации континентальных отложений (Семейство гумидных парагенезов). Труды ГИН АН СССР. Вып. 363. М.: Наука, 1982.

10. Ерофеев В.С., Цехановский Ю.Г. Парагенетические ассоциации континентальных отложений (Семейство аридных парагенеэов. Эволюционная периодичность). Труды ГИН АН СССР. Вып. 373. М.: Наука, 1983.

11. Ерофеева И.В. Казахстан второй половины XVIII – первой четверти XIX в. в трудах и записках русских ученых и путешественников: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02. Алма-Ата, 1979.

12. Ерофеева И. Нурбулат Эдигеевич Масанов: ученый и личность. Вестник Евразии. 2007(1). № 4 (38). С. 45–57.

13. Ерофеева И. Региональный аспект славянской миграции из Казахстана (на примере Северно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей). В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. Под ред. А.Р. Вяткина, Н.П. Космарской и С.А. Панарина. М.: Наталис, 1999(1). С. 154–179.

14. Ерофеева И. Славянское население Восточного Казахстана в XVIII–XX веках: миграционное движение, стадии социокультурной эволюции, проблемы реэмиграции. Этнический национализм и государственное строительств. Отв. ред. Ю.Г. Александров. М.: ИВ РАН – Наталис, 2001(1). С. 321–372.

15. Ерофеева И. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы: Санат, 1999(2).

16. Ерофеева И.В. Казахское ханство и власть в традиционном обществе казахов. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В., Алексеенко А.Н., Баратова Г.С. История Казахстана. Народы и культуры. Алматы: Дайк-пресс, 2000(1). С. 113–207.

17. Ерофеева И.В. Миграционные процессы на территории Казахстана в дореволюционный период. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В., Алексеенко А.Н., Баратова Г.С. История Казахстана. Народы и культуры. Алматы: Дайк-пресс, 2000(2). С. 230–256.

18. Ерофеева И.В. Символы казахской государственности. Позднее средневековье и новое время. Алматы: Аркаим, 2001(2).

19. Ерофеева И.В. Родословные казахских ханов и кожа XVIII–XIX вв. (история, историография, источники). Алматы: Print-S, 2003.

20. Ерофеева И.В. События и люди Казахской степи (эпоха позднего средневековья и нового времени) как объект исторической ремистификации. Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Отв. ред. Р. Крумм. Алматы: Дайк-Пресс. 2007(2). С. 132–224.

21. Ерофеева Ирина Викторовна. Энциклопедия немцев России. https://enc.rusdeutsch.ru/articles/6012 (дата обращения: 21.01.2021).

22. Ерофеевка ВКО. MOD, 30.06.2012 https://www.youtube.com/watch?v=R9lNrSHp3pU (дата обращения: 13.07.2021).

23. Историко-культурный атлас казахского народа. Отв. ред. И.В. Ерофеева. Алматы: Print-S, 2011.

24. Казанцева Т.Г., Мурашова Н.С. Старообрядцы Алтая. Книжница Самарского староверия. 25.10.2007. https://sam-star-https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/47-1-0-301 (дата обращения: 17.01.2021).

25. Карпенко З.Г. Горная и металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700–1860 годах. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1963.

26. Культурное наследие немцев в Центральной Азии. Das Kulturerbe der Deutschen in Zentralasien. Алматы: Возрождение; Deutsche Allgemeine Zeitung, 2012.

27. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы: Санат, 1996.

28. Лузгин Б.Н. Котульский Владимир Климентьевич. Электронные ресурсы Алтая. 2017. http://era.altlib.ru/385 (дата обращения: 17.01.2021).

29. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Изд. 2-е, доп. Сост. Л.Е. Масанова, И.В. Ерофеева. Алматы: Фонд Нурбулата Масанова, 2011.

30. Масанов Нурбулат Эдигеевич. Биобиблиография. Сост. Л. Масанова. Алматы: Service Press, 2017.

31. Научные чтения памяти Н.Э. Масанова. Под ред. Б.Т. Жанаева. Алматы: Дайк-Пресс, 2009.

32. Нурбулат Эдигеевич Масанов. Вестник Евразии. 2006. № 3 (33). С. 190–192.

33. Онлайн-панихида, посвященная памяти Ирины Виктороны Ерофеевой, 25.11.2020 https://www.youtube.com/watch?v=R8Jhf-U7Z3w (дата обращения: 13.07.2021).

34. От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. В 3 т. Отв. ред. И.В. Ерофеева. Алматы: б.и., 2011.

35. Плац И.А. К биографии Александра Александровича Жаркова, одного из основателей Кемеровского рудника. Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2019. Вып. 10. С. 139–141.

36. Почекаев Р.Ю. [Рец. на:] Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 годов. Введ., биогр., коммент., сост. и ред. И.В. Ерофеевой. Алматы: AБДИ Компани, 2014. Письменные памятники Востока. 2016. № 1 (24). С. 131–135.

37. Республиканские геологические фонды – Архив. Отчеты за 1959 и 1960 гг. https://e.geology.kz/Referat/Index (дата обращения: 13.07.2021).

38. Рогожинский А.Е. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Алматы: Signet Print, 2011.

39. Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Под ред.: И. Ерофеева, Б. Жанаев, Л. Масанова. Алматы: Print-S, 2010.

40. Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства. Ред. коллегия: И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев, Л.Е. Масанова. Алматы: LEM, 2010.

41. Сагадиев А. Бездарные всегда к коварству склонны... Казахстанский минкульт ликвидирует уникальный Институт номадизма. Сentrasia. 26.07.2011. https://centrasia.org/newsA.php?st=1311660900 (дата обращения: 24. 01.2021).

42. Сугирбаева М. Ирина Ерофеева: «История казахов – это непрочитанный роман». Exclusive. 04.11.2020. http://www.exclusive.kz/expertiza/ obshhestvo/122040/ (дата обращения: 24.01.2021).

43. Феномен кочевничества в истории Евразии. Номадизм и развитие государства. Ред: И.В. Ерофеева. Алматы: Дайк-Пресс, 2007.

44. Трепавлов В.В. [Рец. на:] Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 гг. Сб. исторических документов в 2-х тт. Автор проекта, введ., биографий ханов, научн. комм., сост. и отв. ред. И.В. Ерофеева. Алматы: АБДИ Компани, 2014. Восток (Oriens). 2016. № 4. С. 224–227.

45. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 годов. Сб. исторических документов в 2-х тт. Введ., биогр., коммент., сост. и ред. И.В. Ерофеевой. Т. I. Письма казахских правителей. 1675–1780 гг.; т. II. Письма казахских правителей. 1738–1821 гг. Алматы: АБДИ Компани, 2014.

46. Юрицын В. Ирина Ерофеева «взломала» переписку ханов и султанов. Но сугубо в интересах науки. Zona-Kz. 13.04.2015. https://zonakz.net/2015/04/13/irina-erofeeva-vzlomala-perepisku-khanov-i-sultanov-no-sugubo-v-interesakh-nauki/ (дата обращения: 06.02.2010).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх