Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования

 
Код статьиS020595920004053-4-1
DOI10.31857/S020595920004053-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий лабораторией когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, ведущий научный сотрудник НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ
Аффилиация:
Институт общественных наук РАНХиГС
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии
Аффилиация: ФГБНУ “ПИ РАО”
Адрес: Российская Федерация
Должность: старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии
Аффилиация: ФГБНУ “ПИ РАО”
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 2
Страницы27-37
Аннотация

Обсуждается слабо представленное в русскоязычном научном пространстве направление исследования – психология решения личностных проблем. Результаты и выводы, полученные в ближайших предметных областях – психологии решения комплексных слабоструктурированных проблем и мыслительных задач – не могут быть напрямую перенесены в область решения личностных проблем. Таким образом, демонстрируется, что понятию “личностная проблема” и механизмам ее решения, включая построение репрезентации проблемы  решающим ее субъектом, не было уделено должного внимания. Рассматриваются активно разрабатываемые подходы Т. Д’Зурилла (T.D’Zurilla) и П. Хеппнера (P. Heppner), в русле которых построены модели решения социальных и личностных проблем, выделены основные этапы этого процесса, проанализированы стили решения и показатели физического и психологического здоровья, коррелирующие со способностью к решению проблем. Формулируется рабочее определение личностной проблемы как вида комплексной проблемы, содержанием которой выступают личностно-значимые компоненты жизненной ситуации и субъективная потребность в их преобразовании при отсутствии инструментальных возможностей.С опорой на структурный и стратегический подходы предлагается авторская модель репрезентации личностной проблемы как сложной динамической системы личностно-значимых элементов, связей и взаимосвязей между ними. Подробно рассматривается содержание репрезентации исходного и целевого компонентов личностной проблемы. Предложенная модель репрезентации этапов решения личностной проблемы может быть положена в основу разработки методик ее исследования и дает возможность раскрыть новые содержательные аспекты этого вида проблем.

Ключевые словаличностная проблема, субъективная репрезентация, решение личностной проблемы, решение задач и проблем
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01037.
Получено08.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов28316
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 7, всего просмотров: 1976

Оценка читателей: голосов 0

1. Акофф Р. Структура проблемы и пути их решения // Искусство решения проблем. М., 1982. С. 14–25 (с сокр.)

2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии: труды по психотерапии и психологическому консультированию. Вып. 1.М.: ПИ РАО; МГППУ, 2007. С. 159–203.

3. Данина М.М., Кисельникова Н.В., Куминская Е.А., Лаврова Е.В., Голзицкая А.А. Методы исследования личностных проблем // Вопросы психологии. 2017. №3. С. 70–80.

4. Дернер Д. Логика неудачи. М.,1997.

5. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С.103–110.

6. Нардонэ Дж., Вербиц Т., Миланезе Р. В плену у еды: Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота). М.: Эксмо, 2010.

7. Поддъяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 136–156.

8. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2006.

9. Almeida M.C., Denham S.A. Interpersonal Cognitive Problem-Solving: A Meta-Analysis. Annual Meeting of the Eastern Psychological Association. 1984.

10. Anderson J.R., Boyle C.B., Reiser B.J. Intelligent tutoring systems. Science. 1985. №228 (4698). P. 456–462.

11. Bower G.H.How might emotions affect learning? // The handbook of emotion and memory: Research and theory / Christianson, S.-A. (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1992. P. 3 –31.

12. Buehner M.J., Cheng P.W.Causal Learning // The Cambridge Handbook of Thinking and Reasoning / In Holyoak, K.J. & Morrison, R.G. (Eds.). Cambridge, UK: University Press, 2005. P. 143–168.

13. Chase W.G., Simon H.A. The mind’s eye in chess // Visual information processing / Chase W.G. (Ed.). NY.: Academic Press, 1973. P. 215–281.

14. Chi M.T.H., Feltovich P.J., Glaser R. Categorization and representation of physics problems by experts and novices // Cognitive Science. 2005. №5 (2). P. 121–152.

15. Chi M.T.H., Glaser R., Rees E. Expertise in Problem Solving // Advance in the psychology of human intelligence. R.J. Sternberg (Ed.). Vol. 1. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1982. P. 21–33.

16. Cornelius S.W., Caspi A. Everyday problem solving in adulthood and old age // Psychology and Aging. 1987. №2. P. 144–153.

17. D’Zurilla T.J., Goldfried M.R. Problem solving and behavior modification // Journ. of Abnormal Psychology. 1971. №78. P. 107–126.

18. D’Zurilla T.J., Nezu A.M. Problem-solving therapies // The handbook of cognitive-behavioral therapies (2nd ed.) / K.S. Dobson (Ed.). NY.: The Guilford Press, 2001. P. 211–245.

19. D'Zurilla T.J., Nezu A.M. Social problem-solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy / P.C. Kendall (Ed.). NY.: Academic Press, 1982.Vol. 1. P. 201–274.

20. D’Zurilla T.J., Nezu A.M., Maydeu-Olivares A. The social problem-solving inventory-revised (SPSI-R): technical manual. North Tonawanda, NY: MultiHealth Systems, 2002.

21. Davidson J.E., Sternberg R.J. Smart problem solving: How metacognition helps // Metacognition in educational theory and practice / D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser (Eds.).Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 47–68.

22. Dixon-Gordon K.L., Chapman A.L., Lovasz N., Walters K. Too Upset to Think: The Interplay of Borderline Personality Features, Negative Emotions, and Social Problem Solving in the Laboratory // Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2011. Vol. 2. №4. P. 243–260.

23. Dörner D., Kreuzig H.W., Reither F., Stäudel T. (Eds.). Lohhausen. Vom Umgangmit Unbestimmtheit und Komplexität (Lohhausen. On dealing with uncertainty and complexity). Bern: Hans Huber, 1983.

24. Dörner D., Wearing A.T. Complex Problem-Solving: Towards a (computer-simulated) Theory // In: Funke J., Frensch P. Complex Problem Solving – The European Perspective. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1995. P. 65–99.

25. Frensch P., Funke J. Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates,1995.

26. Funke J. Solving complex problems: Exploration and control of complex systems // Complex problem solving: Principles and mechanisms / R.J. Sternberg, P.A. Frensch (Eds.). Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1991. P. 185–222.

27. Gigerenzer G., Brighton H. Homo heuristicus: Why biased minds make better inferences // Topics in Cognitive Science. 2009. №1. P. 107–143.

28. Gonzalez C., Lebiere C. Instance-based cognitive models of decision making // Transfer of knowledge in economic decision making / D. Zizzo, A. Courakis (Eds.). NY.: Palgrave McMillan, 2005.

29. Heppner P.P., Krauskopf C.J.An information processing approach to personal problem solving // The Counseling Psychologist.1987. №15. P. 371–447.

30. Heppner P.P., Petersen C.H. The Development and Implications of A Personal Problem Solving Inventory // Journ.of Counseling Psychology. 1982. №29 (1). P. 66–75.

31. Klahr D., Dunbar K. Dual space search during scientific reasoning // Cognitive Science, 1988. №12. P. 1–48.

32. Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1972.

33. Rath J.F., Hennessy J.J., Diller L. Social Problem Solving and Community Integration in Postacute Rehabilitation Outpatients With Traumatic Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2003. Vol. 48, №3.P. 137–144.

34. Rath J.F., Hradil A.L., Litke D.R., Diller L. Clinical Applications of Problem-Solving Research in Neuropsychological Rehabilitation: Addressing the Subjective Experience of Cognitive Deficits in Outpatients With Acquired Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2011. Vol. 56.№4.P. 320–328.

35. Rath J.F., Simon D., Langenbahn D.M., Sherr R.L., Diller L.Group treatment of problem‐solving deficits in outpatients with traumatic brain injury: A randomised outcome study// Neuropsychological Rehabilitation. 2003.№13(4).P. 461–488.

36. Ringelband O.J., Misiak C., Kluwe R.H. Mental models and strategies in the control of a complex system//Mental models and human-computer interaction / D. Ackermann, M.J. Tauber (Eds.). Vol. 1. Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1990.P. 151–164.

37. Rollett W. Strategieeinsatz, erzeugte Information und Informationsnutzungbei der Exploration und SteuerungkomplexerdynamischerSysteme. Dissertationsschrift [Use of strategy, generated information and use of information when exploring and controlling complex dynamic systems].Braunschweig: TechnischeUniversitätCarolo-Wilhelmina, 2007.

38. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal problem solving and social competence in children // Handbook of social development: a lifespan perspective / Van Hasselt V. and Hersen M. (Eds). NY.: Plenum Press, 1992.

39. Rusting C.L. Personality, Mood, and Cognitive Processing of Emotional Information: Three Conceptual Frameworks // Psychological Bulletin. 1998. V. 124(2). P. 165–196.

40. Shure M.B., Spivack G. Means-ends thinking, adjustment, and social class among elementary-school-aged children //Journ.of Consulting and Clinical Psychology. 1972.№38.P. 348–353.

41. Simon H.A., Lea G. Problem solving and rule induction: A unified view// Knowledge and cognition / L.W. Greff (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1974.P. 105–127.

42. Spivack G., Platt J.J., Shure M.B.The problem-solving approach to adjustment. San-Francisco:Jossey-Bass, 1976.

43. Sternberg R.J., Frensch P.A.Complex problem solving: Principles and mechanisms. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 1991.

44. Thorndike E.L. The psychology of problem solving // The Mathematics Teacher. 1922. Vol. 15.№4.P. 212–227.

45. Wittmann W.W., Hattrup K. The relationship between performance in dynamic systems and intelligence//SystemsResearch and Behavioral Science. 2004. №21. P. 393–409.

46. Wollburg E., Braukhaus C.Goal setting in psychotherapy: The relevance of approach and avoidance goals for treatment outcome // Psychotherapy Research. 2010.Vol. 20.Iss. 4.

47. Zeelenberg R., Bocanegra B.R., Pecher D. Emotion-induced impairments in speeded word recognition tasks // Experimental Psychology. 2011. Vol. 58. №5. P. 400–411.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх