Практика нормативно-правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций в аспекте совершенствования системы управления

 
Код статьиS181570410019605-0-1
DOI10.54884/S181570410019605-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий специалист Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы93-99
Аннотация

В статье рассматриваются отдельные вопросы управления малокомплектными образовательными организациями путем нормативно-правового регулирования их деятельности на федеральном и региональном уровнях, вопросы влияния нормативно-правового регулирования на сохранение и развитие образовательных организаций данного типа. Эффективное управление малокомплектными образовательными организациями связано с решением задач, продиктованных специфическими условиями ведения учебно-воспитательной работы: разновозрастное обучение, дефицит квалифицированных кадров и материальных ресурсов и т.д. В статье представлен анализ региональных критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным, выявляются климато-географические, инфраструктурных и иные особенности субъектов РФ, влияющие на деятельность малокомплектных школ и детских садов. Также рассмотрены проблемы управления малокомплектными образовательными организациями, связанные с недостатком информации в открытых официальных источниках, намечены пути решения данных проблем с целью выработки действенных управленческих решений по развитию малокомплектных образовательных организаций.

Ключевые словамалокомплектная образовательная организация, управление образованием, нормативно-правовое регулирование, региональные критерии отнесения образовательных организаций к малокомплектным, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, открытые источники информации, действенные управленческие решения, мониторинг
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов17470
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сохранение и развитие малокомплектных образовательных организаций является актуальным вопросом современной российской системы образования. Руководителям малокомплектных образовательных организаций ежедневно приходится сталкиваться с вопросами, продиктованными специфическими условиями ведения учебно-воспитательной работы – разновозрастное обучение, дефицит квалифицированных кадров и материальных ресурсов, необходимость постоянного использования информационно-коммуникационных технологий при отсутствии должной инфраструктуры и т.д.
2 Процесс выработки действенных управленческих решений по развитию малокомплектных образовательных организаций осложняется недостатком информации в открытых официальных источниках. В настоящий момент отсутствует единый реестр малокомплектных образовательных организаций федерального уровня, содержащий актуальные сведения об их количестве и региональных критериях определения малокомплектности, запрос о количестве малокомплектных образовательных организаций в субъектах РФ не включен в форму федерального статистического наблюдения № ОО-1. Проблемы малокомплектных школ и детских садов озвучиваются выборочно и эпизодически, в основном в открытых источниках информации регионального уровня.
3 В статье рассматриваются актуальные направления нормативно-правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций на федеральном и региональном уровнях, выявляются критерии отнесения образовательных организаций к малокомплектным на основании информации, размещенной в открытых общедоступных ресурсах.
4 Единого, универсального для всех субъектов РФ определения малокомплектных образовательных организаций федерального уровня не существует. Причина заключается в существенных региональных различиях: сложно выработать единый критерий отнесения образовательных организаций к малокомплектным в силу климатических, ландшафтных, инфраструктурных, ментальных и иных особенностей субъектов РФ.
5 На федеральном уровне порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным определен в части 4 статьи 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации » [10]. Определение критериев, необходимых для отнесения образовательных организаций к малокомплектным, возложено непосредственно на органы государственной власти субъектов РФ. В законе обозначены лишь три возможных направления определения малокомплектности: удаленность от иных образовательных организаций, транспортная доступность и численность обучающихся. Также законом определено, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования для малокомплектных образовательных организаций не зависят от количества обучающихся.

всего просмотров: 320

Оценка читателей: голосов 0

1. В 2019 году в Ульяновской области будут работать 74 малокомплектные школы // Информационный портал «УлПравда.ру» [Электронный ресурс]. – URL: https://ulpravda.ru/rubrics/soc/v-2019-godu-v-ulianovskoi-oblasti-budut-rabotat-74-malokomplektnye-shkoly

2. Демидова Ю. В., Зимнюкова Н. Н. Информатизация как инструмент оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях // Человек и образование – 2020. – № 3 (64). – С. 74-81.

3. Миндзаева Э. В., Бешенков С. А., Адамчук Д. В. Информационные аспекты развития систем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 3 (35). – С. 5-19.

4. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 26 августа 2019 года № ТС-2008/03 «О направлении инструктивного письма по вопросу совершенствования правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы» // Информационно-правовая база «Техэксперт» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/563400402.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Информационно-правовая база «Техэксперт» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902256369.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Информационно-правовая база «Техэксперт» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/566085656.

7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года № 103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» // Нормативно-правовая база «Контур. Норматив» [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=9721.

8. Распоряжение Правительства Пензенской области от 19 декабря 2018 года № 691-рП «Об утверждении Перечня малокомплектных образовательных организаций на территории Пензенской области на 2019 год» // Информационно-правовая база «Техэксперт» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/550296806.

9. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года// Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24 марта 2021 года) // Информационно-правовая база «Техэксперт» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх