Эффективность деятельности образовательных организаций и их руководителей: региональная и муниципальная практика

 
Код статьиS181570410020517-3-1
DOI10.54884/S181570410020517-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель центра проектного менеджмента
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник отдела координационно-мониторинговой деятельности
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы139-146
Аннотация

В статье рассматриваются основные особенности измерения и регламентации эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей. Проанализирована деятельность органов исполнительной власти, действующих в муниципальных образованиях, в функции которых входит оценка качества общего образования.

Ключевые словаоценка эффективности, управление образованием, качество образования, оценка качества образования, руководитель образовательной организации, образовательная организация
Получено02.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов18803
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Деятельность работников сферы образования характеризуется многокомпонентностью, системностью, сложно учитываемым результатом, когда затраты, характеристики образовательного процесса и результат трудно соотнести и по времени, и по объемам. При этом в современных условиях возникают сложности с точки зрения фиксации выполняемых функций по целям и их привязке к конкретному периоду осуществления деятельности даже в краткосрочной перспективе.
2 Очевидно, сфера образования предъявляет особые требования к руководителям образовательных организаций, отличающиеся от тех, которые характеризуют деятельность управленческих работников в других отраслях. Это обусловлено рядом причин, среди которых: 1) организация управленческого процесса связана не только с непосредственными подчиненными – педагогами, но и с потребителями услуги, с взаимодействием с третьими лицами – родителями детей; 2) результат деятельности отдален от времени оказания услуги на неопределенный период, так как он заключается в развитии не только каждого объекта образовательного процесса, но и всего общества; 3) деятельности присущ высокий уровень ответственности, определяемый проблематикой развития личности ребенка.
3 Кроме того, проводимые реформы в образовании, диверсификация образовательных организаций (и, как следствие, невозможность обеспечения эффективной деятельности образовательной организации без учета влияния внешней социокультурной среды, проблем доступности, социального неравенства и качества современного образования); сокращение объемов бюджетного финансирования и необходимость решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности образовательной организации; повышение уровня требований к организации учебно-воспитательного процесса; развитие системы оценки качества образования, включая международные исследования PISA, PIRLS и др.; ужесточение требований, предъявляемых при лицензировании и аттестации образовательных организаций; низкая заработная плата в сфере образования, формирование новых механизмов материального и нематериального стимулирования труда персонала; изменение качественного состава обучающихся – диктуют особые требования к управленческим кадрам системы образования.
4 В результате происходит игнорирование вышеперечисленных внешних и внутренних факторов, они не учитываются при планировании показателей эффективности как самого учреждения, так и его руководителей и работников, что приводит к неэффективной работе руководителей с кадровым резервом, ошибочным приоритетам, формальному подходу к профессиональному развитию педагогов и профориентации обучающихся.
5 Ситуация в сфере образования усугубляется тем, что образовательные результаты учащихся определяются различными объективными факторами, в том числе малочисленностью, доступностью, отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением школ. В российских условиях социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей играют зачастую определяющую роль в повышении образовательных результатов и эффектов, при этом факторы влияния часто лежат за пределами компетенций современных руководителей.

всего просмотров: 245

Оценка читателей: голосов 0

1. Аналитическая записка по результатам мониторинга использования региональными органами управления общим образованием программных и нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ». – М., 2019.

2. Аналитический отчет о результатах регулирующего воздействия в системе оценки качества общего образования от изменений нормативно-правовой базы в результате мероприятий национальных проектов / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ». – М., 2020.

3. Перечень показателей самообследования образовательной организации в городе Москве. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mcrkpo.ru/media/files/ofinform/Pokazateli_samoobsledovaniya.pdf - официальный интернет-портал ГКУ Службы финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы (дата обращения: 16.10.2019).

4. Постановление Правительства Москвы от 03.12.2018 № 1447-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447-ПП» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2018. № 68. Том 6; Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 447-ПП (ред. от 28.08.2019) «Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки города Москвы» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

5. Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях")/ Доступ из СПС http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353267/

6. Устав Государственного казенного учреждения Служба финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sfk.dogm.mos.ru/about/normative-documents/737691/ - официальный интернет-портал ГКУ Службы финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы (дата обращения: 16.10.2019).

7. Аринушкина А. А. Эволюция консалтинговой практики в образовательном секторе: зарубежный и российский опыт управленческого консультирования в системе образования //Управление Образованием: Теория и Практика.– 2016.– №4(24).– С.36–43.

8. Bakhtin M. B., Dovbysh S. E., Arinushkina A. A. Improving the educational organization management system: Personnel aspect // International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Vol. 316 of Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – Atlantis Press Paris, 2019.

9. Dovbysh S., Bakhtin M., Arinushkina A. Individual trajectory of professional growth of a teacher// Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2018. – no. 288. – P. 32–35.

10. Maron A. E., Koroleva E. G., Chaiko I. L. Updating the content of the training of specialists of management bodies to the evaluation of the quality of education //International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Atlantis Press, 2019.

11. Марон А.Е., Королева Е.Г., Чайко И.Л. Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования // Человек и образование.– 2019.– №4 (61). – С. 61–66.

12. Obukhova T. N. (2019). The practice of assessing the quality of student education: Perspectives from Finland, Canada, and Hong Kong. Journal of History Culture and Art Research, 8(4), 391–400.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх