Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания

 
Код статьиS013216250004949-6-1
DOI10.31857/S013216250004949-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии Федерального научно-исследовательского центра Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центр социально-экономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Аналитик
Аффилиация: Центр социально-экономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 5
Страницы14-25
Аннотация

В статье приводятся результаты исследования профессионального самочувствия учителей российских школ. На основании факторного анализа полученных данных выявлено, что сообщество учителей можно представить как совокупность групп, каждой из которых свойственны определённые особенности профессионального самочувствия. Характеристики групп описывают сообщество с точки зрения отношения к труду. При этом обычно рассматриваемые характеристики, такие, как возраст, пол, объём заработной платы и учебная нагрузка, оказались незначимыми. Анализ показал, что деформация профессиональной позиции связана с внешними факторами стресса: социальным контекстом, в котором работает школа, характеристиками территории, контингентом учащихся, высокой нагрузкой, не связанной с преподаванием, а также низкой вовлечённостью в принятие административных решений. В работе используются данные обследования Мониторинга экономики образования за 2015–2016 уч. год, дополненного целевым блоком. Приведены результаты психометрического анализа целевого блока в рамках классической теории тестирования, которые позволяют сделать заключение об отчуждаемости методики и в дальнейшем использовать разработанный инструмент как самостоятельный.

Ключевые словашкола, учитель, профессиональное самочувствие, отношение к труду, факторный анализ данных, психометрический анализ
Получено31.05.2019
Дата публикации05.06.2019
Кол-во символов31071
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2624

Оценка читателей: голосов 0

1. Ленская Е., Пинская М. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Lenskaya E., Pinskaya M. (2015) Russian Teachers in the Mirror of Teaching and Learning International Survey (TALIS 2013). Moscow: Higher School of Economics Publishing House (In Russ.)]

2. Логинов Д. М., Токарева Г. С., Авраамова Е. М., Клячко Т. Л. Эффективность школьного образования: позиция учителей. РАНХиГС. М.: Изд. дом «Дело», 2017. [Loginov D. M., Tokareva G. S., Avraamova E. M., Klyachko T. L. (2017) Efficiency of school education: the position of teachers. RANEPA. Moscow: Publishing House “Delo” (In Russ.)].

3. Пинская М. А., Евстигнеева Н. В., Бысик Н. В., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С. Как меняются условия работы и профессиональное самочувствие учителей? М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. [Pinskaya M. A., Evstigneeva N. V., Bysik N. V., Kosaretsky S. G., Zvyagincev R. S. (2017) How do the conditions of work and the professional well-being of teachers change? Moscow: National Research University “Higher School of Economics” (In Russ.)].

4. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. M.: ФГБНУ "ИУО РАО", 2016. [Sobkin V.S., Adamchuk D.V. (2016) Modern teacher: life and professional orientation. Moscow: “Institute of Education Management of the Russian Academy of Education”. (In Russ.)].

5. Agasisti T., Avvisati F., Borgonovi F., Longobardi S. (2018) Academic resilience: What schools and countries do to help disadvantaged students succeed in PISA. OECD Education Working Papers. No. 167. http://dx.doi.org/10.1787/e22490ac-en

6. Mourshed M., Chijioke C., Barber M. (2011) How the worlds most improved school systems keep getting better. Educational Studies Moscow. Vol. 2: 5–122. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-2-5-122

7. Boyle G. J., Borg M. G., Falzon J. M., Baglioni A. J. (1995) A structural model of the dimensions of teacher stress. The British Journal of Educational Psychology. Vol. 65(1): 49–67.

8. Brouwers A., Tomic W. (2000) A longitudinal study of teacher burnout and perceived self-efficacy in classroom management. Teaching and Teacher Education. Vol. 16(2): 239–253. https://doi.org/10.1016/S0742-051X (99)00057-8

9. Bullough R. V., Baughman K. (1996) Narrative Reasoning and Teacher Development: A Longitudinal Study. Curriculum Inquiry. Vol. 26(4): 385-415. https://doi.org/10.2307/1180195

10. Cherniss C. (1992) Long‐term consequences of burnout: An exploratory study. Journal of Organizational Behavior. Vol. 13(1): 1–11. https://doi.org/10.1002/job.4030130102

11. Collie R. J., Shapka J. D., Perry N. E. (2012) School climate and social-emotional learning: Predicting teacher stress, job satisfaction, and teaching efficacy. Journal of Educational Psychology. Vol. 104(4): 1189–1204. https://doi.org/10.1037/a0029356

12. Day C., Gu Q. (2014) Resilient Teachers, Resilient Schools. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203578490

13. Dworkin A. G. (2009) Teacher Burnout and Teacher Resilience: Assessing the Impacts of the School Accountability Movement. In: International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Ed. by L.J. Saha, A.G. Dworkin. Boston, MA: Springer US: 491-502. https://doi.org/10.1007/978-0-387-73317-3_32

14. Dworkin A. G., Saha L. J., Hill A. N. (2003) Teacher burnout and perceptions of a democratic school environment. International Education Journal. Vol. 4(2): 108–120.

15. Erberber E., Stephens M., Mamedova S., Ferguson S., Kroeger T. (2015) Socioeconomically disadvantaged students who are academically successful: Examining academic resilience cross-nationally. IEA’s Policy Brief Series. No. 5. Amsterdam, IEA.

16. Gorsuch R. L. (2003) Factor analysis. In: Handbook of psychology: Research methods in psychology. Ed. by J. A. Schinka, W. F. Velicer. Hoboken, US: John Wiley & Sons Inc.: 143-164.

17. Henderson N., Milstein M. (2003) Resiliency in Schools: Making It Happen for Students and Educators. Corwin Press.

18. Klassen R. M., Bong M., Usher E. L., Chong W. H., Huan V. S., Wong I. Y. F., Georgiou T. (2009) Exploring the validity of a teachers’ self-efficacy scale in five countries. Contemporary Educational Psychology.Vol. 34(1): 67–76. https://doi.org/10.1016/J.CEDPSYCH.2008.08.001

19. Klassen R., Tze V. M. C. (2014) Teachers’ self-efficacy, personality, and teaching effectiveness: A meta-analysis. Educational Research Review. Vol. 12: 59–76. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2014.06.001

20. Klusmann U., Kunter M., Trautwein U., Lüdtke O., Baumert J. (2008) Teachers’ occupational well-being and quality of instruction: The important role of self-regulatory patterns. Journal of Educational Psychology.Vol. 100(3): 702–715. https://doi.org/10.1037/0022-0663.100.3.702

21. Ko J., Sammons P., Bakkum L. (2013) Effective teaching: a review of research and evidence. Reading, UK: CfBT Education Trust.

22. LeCompte M. D., Dworkin A. G. (1991) Giving up on school : student dropouts and teacher burnouts. Corwin Press.

23. Maslach C., Jackson S., Leiter M. (1997) The Maslach Burnout Inventory Manual. In: Evaluating Stress: A Book of Resources. Ed. by C. P. Zalaquett, R. J. Wood. New York, US: The Scarecrow Press: 191–218.

24. Matheny K. B., Gfroerer C. A., Harris K. (2000) Work stress, burnout, and coping at the turn of the century: An Adlerian perspective. Journal of Individual Psychology. Vol. 56(1): 74-87.

25. McKenzie P., Santiago P., Sliwka A., Hase H. (2005) Teachers matter : attracting, developing and retaining effective teachers. Paris: OECD.

26. Price H. E., Moolenaar N. M. (2015) Principal-teacher relationships: foregrounding the international importance of principals’ social relationships for school learning climates. Journal of Educational Administration. Vik. 53(1): 1-11. https://doi.org/10.1108/JEA-11-2014-0134

27. Troman G., Woods P. (2001) Primary teachers’ stress. London: Routledge/Falmer.

28. Wood T., McCarthy. C. (2002) Understanding and Preventing Teacher Burnout. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Teaching and Teacher Education.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх