Африканский фокус глобальной санкционной политики: исторические этапы

 
Код статьиS086919080013575-9-1
DOI10.31857/S086919080013575-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Должность: старший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы143-156
Аннотация

Африка остается крупнейшим объектом санкций среди всех макрорегионов мира, что обусловлено не только политической нестабильностью и конфликтами, но и большим геополитическим и геоэкономическим значением данного континента для бывших метрополий и других стран Запада. В соответствии с контекстом историко-политического развития Африки и имеющимися статистическими данными выделено три этапа санкционой политики по отношению к государствам Африки: холодная война, постсоветский и современный этапы. Главная особенность первого этапа состоит в низкой эффективности и нецелесообразности введения санкций в условиях холодной войны. Ее завершение на африканском фронте в конце 1980-х обозначило начало второго этапа санкционной политики, особенностью которого стало масштабное давление Запада, направленное на поддержку демократических институтов и исчезновение просоветских режимов. Одним из негативных эффектов этого вмешательства стала настолько серьезная дестабилизация африканского континента, что мировое сообщество оказалось неспособно контролировать его. Современный этап обозначился началом деятельности Международного уголовного суда в 2002 г., который получил возможность преследовать высокопоставленных лиц, в том числе президентов отдельных стран. Ответной реакцией на пристальное внимание к Африке, сопровождаемое усилением давления со стороны международного сообщества, стала популяризация идеи создания альтернативных инструментов регулирования отношений внутри макрорегиона. Помимо возможно субъективного отношения африканских элит это могло быть мотивировано низкой эффективностью санкций, которые, согласно статическим данным, достаточно редко достигают официальных целей и оказывают негативное влияние на качество и уровень жизни рядовых граждан.

Ключевые словаАфрика, санкции, санкционное таргетирование, элиты, международный уголовный суд.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-014-00019.
Получено26.01.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов30511
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение и постановка проблемы. С крахом колониальной системы и обретением независимости перед африканскими странами встала необходимость поиска новой идентичности, становления системы политического контроля, формирования постколониальной экономической модели и интеграции в глобальную политику и экономику. Столь радикальные изменения не могли пройти гладко – они повлекли за собой ряд негативных последствий, которые проявились в нерешенных до сих пор спорах между местными элитами за ключевые позиции в управленческой иерархии, сочетающей родоплеменные и колониальные элементы. Острая борьба за власть повлекла за собой становление авторитарных военизированных режимов, смена которых обычно происходила в ходе военных переворотов или революций, что негативно сказывалось на развитии макрорегиона в целом [Давидсон, 2020]. Вместе с тем экономические и политические связи бывших колоний и метрополий сохранялись. Более того, в некоторых странах – например, в ЮАР и Южной Родезии – после обретения независимости де-факто сохранилась колониальная система управления, при которой автохтонное население оставалось бесправным. Все это существенно замедлило развитие африканских государств и их интеграцию в глобальную систему международных отношений.
2 За последние 60 лет государства Африки совершили огромный скачок в социально-экономическом развитии. В 2020 г. сразу 6 африканских стран – Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Гана, Танзания и Бенин – вошли в десятку самых быстрорастущих экономик мира, а средние темпы прироста ВВП государств континента превышают 3%. Однако несмотря на существенные успехи, экономика большинства африканских стран по-прежнему характеризуется низкой диверсификацией, а ее развитие опирается преимущественно на экспорт сырья и сельскохозяйственной продукции [African…, 2020]. На фоне огромного демографического потенциала сохраняющаяся нищета и высокий уровень безработицы (в том числе среди образованного населения) оказывает крайне негативное влияние на общественные настроения [Global…, 2020]. В совокупности указанные факторы, подкрепленные этно-религиозными противоречиями, привели к образованию обширных конфликтных зон, угрожающих не только региональной, но и глобальной безопасности [Захаров и др., 2020].
3 Решение возникших политических кризисов затруднено их комплексностью, а также дефицитом ресурсов государств Африки, значительная часть которых была обозначена в западной научной литературе как хрупкие, несостоявшиеся или провалившиеся. Так, в соответствии со значением индекса хрупких государств (Fragile State Index), который оценивает устойчивость последних перед конфликтами, катастрофами и т.д., в 2019 г. из 31 страны мира, отнесенной к категории «тревога», 23 были расположены в Африке [Fragile…, 2019]. В целях минимизации угрозы распространения нестабильности в другие регионы мировым сообществом (прежде всего странами Запада) был предпринят целый ряд мер, часть из которых носила неоднозначный характер.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 496

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 12. С. 5–14.

2. Букуру Ж.Б. Эволюция взаимодействия Международного уголовного суда и африканских стран. Журнал российского права. 2018. № 1. С. 146-156.

3. Волеводз А. Г. Международное уголовное правосудие: от идеи к современной системе. Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 2. С. 55–68.

4. Горелов А.А. От колониальной системы до глобального неоколониализма. Век глобализации. 2014. № 2. С. 52-64.

5. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций. Экономические отношения. 2019. № 4. С. 2793-2804.

6. Давидсон А.Б. Перелом в судьбе Африки. К 60-летию «года Африки». Новая и новейшая история. 2020. № 3. С. 130-137.

7. Денисов А.В., Урнов А.Ю. СССР и деколонизация Африки. Азия и Африка сегодня. 2010. № 12. С 15–20.

8. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020. № 4.

9. Кассае Ныгусие В.М., Ивкина Н.В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: международные отношения. 2020. № 1. С. 22–38.

10. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции: издержки и выгоды конфронтации. Terra economicus. 2017. № 3. С. 56-74.

11. Сапунцов А.Л. Диверсификация внешнеторговых связей стран Африки с Россией. Вестник университета. 2018. № 12. С. 111-118.

12. Фитуни Л.Л. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики, нечестной конкуренции или глобального социального инжиниринга? Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 3. С. 17-41.

13. Фитуни Л.Л. Довести до конца процесс деколонизации! Ученые записки Института Африки. 2020. № 4. С. 5–17.

14. Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под ред. А.С. Белезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016.

15. Шарова А.Ю. Влияние санкций на экономику стран, не имеющих выхода к морю (на примере ЦАР и Мали). Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 3. С. 49-63.

16. African Economic Outlook 2020. Developing Africa’s Workforce for the Future. Africa Development Bank Group: Abidjan, Côte d'Ivoire.

17. African Union accuses ICC of “hunting” Africans. BBC. 2013. http:// www.bbc.co.uk/news/world-africa-22681894/ (дата обращения 15.01.2021).

18. Afriyie A.F., Jian J. An Investigation of Economic Sanctions and Its Implications for Africa. Journal of Politics and Law. 2018. № 3. Pp. 74–81.

19. Amendments to the Rome Statute of the International Criminal Court. UN document C.N.651.2010.TREATIES-8. 11.06.2010. https://treaties.un.org/doc/Publication/CN/2010/CN.651.2010-Eng.pdf (дата обращения 20.01.2021).

20. Bond P. Putting an end to the EU’s neo-colonial policies in the field of trade and investment: Economic pressures from above, social reaction from below. Committee for the Abolition of Illegitimate Debt. 2020. https://www.cadtm.org/Putting-an-end-to-the-EU-s-neo-colonial-policies-in-the-field-of-trade-and-18961 (дата обращения 15.02.2021).

21. Bratton M., Gyimah-Boadi E. Political risks facing African democracies: Evidence from Afrobarometer. Afrobarometer Working Paper. № 157. http://afrobarometer.org/sites/default/files/publications/Working%20papers/afropaperno157.pdf (дата обращения 16.02.2021).

22. Butty J. Analyst Questions ICC’s Intense Focus on Africa. VOA News. 2013. http://www. voanews.com/content/icc-focus-on-africa- questioned/1633694.html (дата обращения 15.02.2021).

23. Democracy Index 2019. The Economist Intelligence Unit Limited. 2019. https://www.eiu.com/topic/democracy-index (дата обращения 14.01.2021).

24. Devecioglu K. Analysis - France tries new tactics after losing influence in West Africa. Anadolu Agency. 2020. https://www.aa.com.tr/en/africa/analysis-france-tries-new-tactics-after-losing-influence-in-west-africa/1720306 (дата обращения 15.01.2021).

25. Dmitriev R.V., Gorokhov S.A., Zakharov I.A. Spatial expansion of Islamic extremism in the Lake Chad basin: Current situation and prospective directions. Filosofia Theoretica. 2020. Vol. 9, № 1. Pp. 47–62.

26. Felbermayr G., Kirilakha A., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y.V. The Global Sanctions Data Base. European Economic Review. 2020. Vol. 129.

27. Fragile States Index. Annual Report 2019. The Fund for Peace. https://fundforpeace.org/wp-content/uploads/2019/04/9511904-fragilestatesindex.pdf (дата обращения 11.01.2021).

28. Global Employment Trends for Youth 2020: Africa. International Labour Organization. 2020. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/briefingnote/wcms_737670.pdf (дата обращения 18.01.2021).

29. Gorokhov S.A., Dmitriev R.V., Zakharov I.A. Territorial Development of Christianity in Africa in the 20th–Early 21st Centuries. Geography and Natural Resources. 2018. Vol. 39, Is. 1. Pp. 88–94.

30. Mendy K.P., Lobban R.A. Jr. Historical Dictionary of the Republic of Guinea-Bissau. 4th ed. Plymouth: Scarecrow, Inc., 2013. Pp. 296-297.

31. Moynier. Note sur la creation d’une institution judiciaire internationale propre a prevenir et a reprimer les infractions a la convention de Geneve, lue au comite international de secours aux militaires blesses dans sa seance du 3 janvier 1872. Revue. 1872.

32. Report of International Criminal Court. UN document A/60/177. 01.08.2005. https://digitallibrary.un.org/record/556133?ln=ru (дата обращения 20.01.2021).

33. Rome Statute of the International Criminal Court. Document A/CONF.183/9. https://legal.un.org/icc/statute/english/rome_statute (e).pdf (accessed 15.1.2021).

34. Sarte J. Colonialism and Neocolonialsim. NY: Routledge, 2001 (original work published in 1964).

35. Situation in the Democratic Republic of the Congo. International Criminal Court. 2021. https://www.icc-cpi.int/drc (дата обращения 13.1.2021).

36. Situations under Investigation. International Criminal Court. 2021. https://www.icc-cpi.int/Pages/Main.aspx (дата обращения 15.1.2021).

37. Smith D.A. “Africa’s Che Guevara”: Thomas Sankara's legacy. BBC. 2014. https://www.bbc.com/news/world-africa-27219307 (дата обращения 12.01.2021).

38. Taylor I. Sixty Years Later: Africa’s Stalled Decolonization. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2020. Vol. 20. № 1. Pp. 39–53.

39. The States Parties to the Rome Statute. 2021. https://asp.icc-cpi.int/en_menus/asp/states%20parties/Pages/the%20states%20parties%20to%20the%20rome%20statute.aspx (дата обращения 15.1.2021).

Список литературы (список_литературы.docx, 34 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх