Стимулирование спроса на электромобили в мире и российский контекст

 
Код статьиS013122270021804-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-7-55-65
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Сколковский институт науки и технологий
Адрес: РФ, Москва 121205, Территория Инновационного центра “Сколково”, Большой бул., 30/1
Аффилиация: Сколковский институт науки и технологий
Адрес: РФ, Москва 121205, Территория Инновационного центра “Сколково”, Большой бул., 30/1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №7
Страницы55-65
Аннотация

Рассматривается мировой опыт государственного стимулирования спроса на электромобили среди населения, финансовые (прямые и косвенные) и нефинансовые (связанные с преимуществами в эксплуатации электромобиля) инструменты. Прямые финансовые меры оказались наиболее эффективными на начальных этапах развития рынка. Тестовый опрос среди потенциальных покупателей электромобилей в России показал, что ввиду осторожного отношения к новому транспорту решающее значение имеют прямые дотации, хотя на государственном уровне планируется использовать прежде всего косвенные меры стимулирования.

Ключевые словамировой рынок, декарбонизация, электромобили, государственное стимулирование, субсидирование, косвенные меры, Россия
Получено07.03.2022
Дата публикации01.09.2022
Кол-во символов23941
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Электрификация транспорта стала одной из главных мировых тенденций развития автомобильной промышленности. Рост внимания к технологиям, применяемым в электротранспорте, обусловлен в первую очередь ужесточением экологических требований. Использование электромоторов может снизить загрязнение воздуха, поэтому они стали рассматриваться в качестве альтернативы двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Однако электромобиль будет экологически чистым лишь при использовании возобновляемых источников энергии при его производстве. Поэтому в таких странах, как Германия, Великобритания или США, развитие электротранспорта идет параллельно с переходом к новым источникам энергии [1, 2].

2 По данным на конец 2021 г., доля нового вида транспортных средств в мировом парке автомобилей составляла 9% [ист. 1], причем 90% всех электромобилей приходится на Китай, Западную Европу (Германию, Норвегию, Великобританию, Францию и Нидерланды) и США. При этом темпы роста рынка электромобилей впечатляют: в 2021 г. их мировой парк достиг 16 млн ед., что на 60% больше, чем годом ранее [ист. 2]. Ввиду того, что экологическая повестка наиболее интенсивно продвигается в Европе, там наблюдаются самые высокие темпы роста покупок электромобилей. В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом европейский парк электромобилей вырос в 3.4 раза, тогда как в Китае – на 0.9%, США – на 0.1%. В абсолютном выражении в Европе за 2020 г. было продано 1.4 млн, в Китае – 1.2 млн, США – 329 тыс. электромобилей.
3 В России рынок электромобилей находится на начальном этапе формирования, составляя 0.4% мирового [ист. 3]. Однако и для него были характерны высокие темпы роста: в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, число электромобилей на дорогах увеличилось в 3.1 раза, объемы продаж возросли на 69%. На июнь 2021 г. в стране было зарегистрировано 12,3 тыс. электромобилей [ист. 4]. В 2021 г. правительство утвердило планы по развитию собственного производства электромобилей в 2022–2024 гг.
4 Рост спроса на электромобили в мире существенным образом поддерживается государственными стимулами, такими как субсидии, льготы при покупке, преференции при эксплуатации, а также ограничительные меры для автомобилей с ДВС. В 2020 г. в мире было потрачено 14 млрд долл. на субсидирование покупки электромобилей и налоговые вычеты, что на 25% больше показателя предшествующего года [ист. 5]. Значительные средства инвестируются в создание зарядной инфраструктуры (субсидии населению, льготы компаниям, устанавливающим зарядные устройства). Зарядная инфраструктура наиболее развита в Германии, Норвегии, Великобритании и Франции, где были сделаны наиболее существенные инвестиции в ее формирование.
5 В статье рассматривается мировой опыт государственного стимулирования спроса на электромобили в контексте политики по развитию рынка электромобилей в России. Оценка мер, которые могут потенциально способствовать росту спроса на электромобили в России, была проведена на основе тестового опроса среди потенциальных покупателей электромобилей.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 503

Оценка читателей: голосов 0

1. Onat N., Kucukvar M., Tatari O. Conventional, Hybrid, Plug-in Hybrid or Electric Vehicles? State-Based Comparative Carbon and Energy Footprint Analysis in the United States. Applied Energy, 2015, vol. 150, pp. 36-49. DOI: 10.1016/j.apenergy.2015.04.001

2. Casals L., García A., Canal C. Second Life Batteries Lifespan: Rest of Useful Life and Environmental Analysis. Journal of Environmental Management, 2019, vol. 232, pp. 354-363. DOI: 10.1016/j.jenvman.2018.11.046

3. Фасхиев Х.А. Рынок электромобилей – маховик раскрутился. ЭКО, 2020, т. 50, № 2, сс. 102-122.

4. Krukowska E., Shankleman J. World’s Greenest Coronavirus Recovery Package Arriving in Europe. Green: Politics, 20.05.2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-05-20/eu-to-unveil-world-s-greenest-virus-recovery-package (accessed 11.02.2022).

5. Копытин И.А. Мировой рынок нефти: пандемия приблизит пик глобального спроса на нефть. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 9, сс. 26-36.

6. Куданова А.И., Яковлева Е.Ю. Экологизация автомобильного транспорта: преимущества и сложности перехода на альтернативные автомобили. Вестник Московского университета, Сер. 6, Экономика, 2021, № 2, сс. 176-198.

7. Kohn E., Huang C., Kong N., Hardman S. Electric Vehicle Incentives in 15 Leading Electric Vehicle Markets. UCDAVIS: PHEV, 2022, January. Available at: https://escholarship.org/content/qt0tn2p4x6/qt0tn2p4x6.pdf (accessed 11.02.2022).

8. Coad A., de Haan P., Woersdorfer J. Consumer Support for Environmental Policies: An Application to Purchases of Green Cars. Ecological Economics, 2009, vol. 68, no. 7, pp. 2078-2086. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2009.01.015

9. Lieven T., Mühlmeier S., Henkel S., Waller J. Who Will Buy Electric Cars? An Empirical Study in Germany. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2011, vol. 16, no. 3, pp. 236-243. DOI: 10.1016/j.trd.2010.12.001

10. Egbue O., Long S. Barriers to Widespread Adoption of Electric Vehicles: An Analysis of Consumer Attitudes and Perceptions. Energy Policy, 2012, vol. 48, pp. 717-729. DOI: 10.1016/j.enpol.2012.06.009

11. Larson P., Viáfara J., Parsons R., Elias A. Consumer Attitudes about Electric Cars: Pricing Analysis and Policy Implications. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2014, vol. 69, pp. 299-314. DOI: 10.1016/j.tra.2014.09.002

12. Lévay P., Drossinos Y., Thiel C. The Effect of Fiscal Incentives on Market Penetration of Electric Vehicles: A Pairwise Comparison of Total Cost of Ownership. Energy Policy, 2017, vol. 105, pp. 524-533. DOI: 10.1016/j.enpol.2017.02.054

13. Palmer K., Tate J., Wadud Z., Nellthorp J. Total Cost of Ownership and Market Share for Hybrid and Electric Vehicles in the UK, US and Japan. Applied Energy, 2018, vol. 209, pp. 108-119. DOI: 10.1016/j.apenergy.2017.10.089

14. Sierzchula W., Bakker S., Maat K., van Wee B. The Influence of Financial Incentives and Other Socio-Economic Factors on Electric Vehicle Adoption. Energy Policy, 2014, vol. 68, pp. 183-194. DOI: 10.1016/j.enpol.2014.01.043

15. Berkeley N., Jarvis D., Jones A. Analysing the Take Up of Battery Electric Vehicles: An Investigation of Barriers amongst Drivers in the UK. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2018, vol. 63, pp. 466-481. DOI: 10.1016/j.trd.2018.06.016

16. Bjerkan K., Norbech T., Nordtomme M. Incentives for Promoting Battery Electric Vehicle (BEV) Adoption in Norway. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, vol. 43, pp. 169-180. DOI: 10.1016/j.trd.2015.12.002

17. Melton N., Axsen J., Goldberg S. Evaluating Plug-In Electric Vehicle Policies in the Context of Long-Term Greenhouse Gas Reduction Goals: Comparing 10 Canadian Provinces Using the “PEV Policy Report Card”. Energy Policy, 2017, vol. 107, pp. 381-393. DOI: 10.1016/j.enpol.2017.04.052

18. Münzel C., Plötz P., Sprei F., Gnann T. How Large Is the Effect of Financial Incentives on Electric Vehicle Sales? A Global Review and European Analysis. Energy Economics, 2019, vol. 84, article 104493. DOI: 10.1016/j.eneco.2019.104493

19. Hardman S. Understanding the Impact of Reoccurring and Non-Financial Incentives on Plug-In Electric Vehicle Adoption – A Review. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2019, vol. 119, pp. 1-14. DOI: 10.1016/j.tra.2018.11.002

20. Gallagher K., Muehlegger E. Giving Green to Get Green? Incentives and Consumer Adoption of Hybrid Vehicle Technology. Journal of Environmental Economics and Management, 2011, vol. 61, no. 1, pp. 1-15. DOI: 10.1016/j.jeem.2010.05.004

21. Funke S., Sprei F., Gnann T., Plötz P. How Much Charging Infrastructure do Electric Vehicles Need? A Review of the Evidence and International Comparison. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2019, vol. 77, pp. 224-242. DOI: 10.1016/j.trd.2019.10.024

22. Mersky A., Sprei F., Samaras C., Qian Z. Effectiveness of Incentives on Electric Vehicle Adoption in Norway. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, vol. 46, pp. 56-68. DOI: 10.1016/j.trd.2016.03.011

23. Sovacool B., Hirsh R. Beyond Batteries: An Examination of the Benefits and Barriers to Plug-In Hybrid Electric Vehicles (PHEVs) and a Vehicle-To-Grid (V2G) Transition. Energy Policy, 2009, vol. 37, no 3, pp. 1095-1103. DOI: 10.1016/j.enpol.2008.10.005

24. Gong S., Ardeshiri A. Impact of Government Incentives on the Market Penetration of Electric Vehicles in Australia. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2020, vol. 83, article 102353. DOI: 10.1016/j.trd.2020.102353

25. Yang Z., Slowik P., Lutsey N., Searle S. Principles for Effective Electric Vehicle Incentive Design. ICCT, 2016, June. Available at: https://theicct.org/sites/default/files/publications/ICCT_IZEV-incentives-comp_201606.pdf (accessed 14.02.2022).

26. Eppstein M., Grover D., Marshall J., Rizzo D. An Agent-Based Model to Study Market Penetration of Plug-In Hybrid Electric Vehicles. Energy Policy, 2011, vol. 39, pp. 3789-3802. DOI: 10.1016/j.enpol.2011.04.007

27. Nie Y., Ghamami M., Zockaie A., Xiao F. Optimization of Incentive Polices for Plug-In Electric Vehicles. Transportation Research Part B: Methodological, 2016, vol. 84, pp. 103-123. DOI: 10.1016/j.trb.2015.12.011

28. Телегина Е., Халова Г. Мировая экономика и энергетика на переломе: поиск альтернативной модели развития. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 3, сс. 5-11.

29. Сечин И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 65, № 10, сс. 33-44.

30. Фасхиев Х.А. Газо- или электромобилизация? Россия на обочине прогресса. ЭКО, 2018, т. 48, № 10, сс. 96-116.

31. Санатов Д.В. и др. Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России: экспертно-аналитический доклад. Под ред. Боровкова А.И., Княгинина В.Н. Санкт-Петербург, Политех-Пресс, 2021. 44 с.

32. Шлихтер А. Бизнес-стратегии компаний в контексте концепции устойчивого развития. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 4, сс. 37-44.

33. Журова Л., Краковская И. Глобальные вызовы и формирование стратегии устойчивого развития автомобильной промышленности России. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 10, сс. 45-53.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх