Объединенная индийская патриотическая ассоциация в борьбе против Национального конгресса (1888–1893 гг.)

 
Код статьиS086919080013036-6-1
DOI10.31857/S086919080013036-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация: Томский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы118-127
Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования англо-индийской и мусульманской оппозиции Индийскому национальному конгрессу (ИНК) во второй половине 1880-х – начале 1890-х гг. К 1887 г. Конгресс лишился поддержки вице-короля Индии Дафферина, что оказало большое влияние на формирование антиконгрессистского движения. Социальную базу оппозиции Конгрессу составили наиболее консервативные слои общества – англо-индийцы (англичане, постоянно жившие в Индии) и индийские мусульмане. Центром антиконгрессистского движения стал Алигархский колледж, а лидером – мусульманский просветитель и основатель колледжа Саид Ахмад-хан. Движение получило поддержку со стороны англо-индийской прессы и чиновников колониальной администрации. В 1888 г. движение оформилось в Объединенную индийскую патриотическую ассоциацию, сплотившую в своих рядах мусульманские организации Верхней Индии и консервативную индусскую аристократию. Ассоциация считала, что Конгресс представляет интересы не всего индийского народа, а только узкой прослойки получивших европейское образование индусов. Предложения ИНК о введении выборного элемента в формирование состава законодательных советов и проведении одновременных испытаний на соискание государственных должностей в Индии и Великобритании расценивались как преждевременные, не отвечающие интересам мусульман и несущие угрозу стабильности британского правления в Индии. Своей главной целью Объединенная индийская патриотическая ассоциация ставила противодействие агитации ИНК в Великобритании, где действовал Британский комитет Конгресса, путем проведения антиконгрессистских митингов и публикации памфлетов.

После принятия закона об индийских советах 1892 г. лидеры ассоциации сосредоточились на защите интересов индийских мусульман, что привело к роспуску Объединенной индийской патриотической ассоциации в 1893 г. Ассоциация стала одной из первых оппозиционных ИНК организаций и оказала заметное влияние на усиление политической активности индийских мусульман, а появление мусульманской оппозиции ИНК во второй половине 1880-х гг. стало важным фактором в политическом развитии Индии и национально-освободительного движения в первой половине XX в.

Ключевые словаИндийский национальный конгресс, Британская Индия, индийские мусульмане, Саид Ахмад-хан, Теодор Бек
Получено15.01.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов25829
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 80-е гг. XIX в. в Индии стали временем заметного оживления общественно-политической жизни. После ухода в отставку вице-короля лорда Литтона, правление которого запомнилось индийцам Великим голодом 1876–1878 гг., англо-афганской войной и введением репрессивного закона о прессе на индийских языках 1878 г., в стране наступила «эпоха либеральных вице-королей», продолжавшаяся вплоть до конца десятилетия. В годы правления маркиза Рипона (1880–1884) началось введение местного самоуправления; в 1883 г. А. О. Юм, бывший чиновник колониального аппарата, обратился к калькуттским студентам с призывом к созданию всеиндийской организации ради социального, культурного и политического возрождения Индии [Wedderburn, 2002, p. 44]. В том же году под руководством С. Банерджи и А. М. Боса прошла первая индийская национальная конференция, собравшая делегатов со всех концов Индии. Конференция стала предтечей Индийского национального конгресса (ИНК), который был создан в 1885 г. с согласия и при поддержке следующего вице-короля Индии, лорда Дафферина. ИНК стал наиболее успешной попыткой объединения либерально мыслящей индийской интеллигенции, лояльной британскому правлению, но требовавшей расширения индийского участия в управлении страной.
2 Сплочению рядов, однако, способствовала не только благосклонность вице-королей, но и пример единства англо-индийского сообщества, выступившего в 1883 г. против принятия законопроекта Илберта. Термином «англо-индийцы» обычно обозначались все постоянно проживавшие в Индии англичане – как официальные лица (чиновники колониальной администрации), так и неофициальные (торговцы, плантаторы, преподаватели учебных заведений). Хотя некоторые англо-индийцы поддерживали зарождающееся национальное движение и играли в нем заметную роль (А. О. Юм, У. Уэддерберн, Г. Коттон), сообщество, обладавшее определенными привилегиями перед коренным населением, в целом было консервативным. Законопроект Илберта предлагал ограничить расовую дискриминацию в уголовном судопроизводстве – иными словами, позволить индийским судьям судить совершивших преступления англичан, что было воспринято англо-индийцами как посягательство на их права. Резкое неприятие этого предложения выразилось в большом количестве публичных собраний и митингов, принимавших резолюции с осуждением законопроекта, петициях королеве Виктории и Палате общин, письмах в ведущие британские газеты и создании Англо-индийской ассоциации для защиты прав сообщества [The Ilbert bill..., 1883, pp. 7–165]. Активность англо-индийцев свидетельствовала о их нежелании менять существовавший порядок вещей, поэтому инициативы индийской интеллигенции и ее сторонников (такие, как создание ИНК) также вызывали в англо-индийской среде настороженность и неприятие.
3 Во многом такая позиция отвечала и взглядам индийских мусульман. Мусульманская община долгое время не принимала деятельного участия в политической жизни страны. В результате британского завоевания Индии мусульманские феодалы утратили свое привилегированное положение, а интеллигенция, не получавшая светского образования и не владевшая английским языком, лишалась возможности занимать должности в колониальной администрации. Поэтому мусульманские просветители (главным образом, в Северной Индии) видели путь политического и культурного возрождения общины в распространении светского европейского образования [Антонова, 1961, с. 451]. Большую роль в мусульманском просвещении сыграл Саид Ахмад-хан – основатель Алигархского колледжа, ставшего центром широкого просветительского движения [Ванина, 2009, с. 110]. Саид Ахмад-хан считал необходимым условием успеха своей деятельности сотрудничество с колониальной администрацией и поощрение лояльного отношения к британскому правлению. Он поддержал принятие упомянутого выше закона о прессе 1878 г. и выступил на стороне англо-индийского сообщества в дискуссии о законопроекте Илберта [Robinson, 1975, p. 112]. В Алигархе Саид Ахмад-хан нашел верного союзника в лице директора колледжа Теодора Бека, бывшего приверженцем консервативных взглядов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 177

Оценка читателей: голосов 0

1. Антонова К. А. (отв. ред.). Новая история Индии. М.: Издательство восточной литературы, 1961.

2. Ванина Е. Ю. Индия: история в истории. М.: Восточная литература, 2014.

3. Ванина Е. Ю. Прошлое во имя будущего: индийский национализм и история. Вестник Российской нации. 2009. № 5. С. 108–129.

4. Никитин Д. С. Британский комитет Индийского национального конгресса: цели, задачи, итоги деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 115–117.

5. Юм А. О. Избранные произведения об индийском национальном движении (1886–1894). Новосибирск: Сибпринт, 2019.

6. Яковлев А. Ю. Межконфессиональные конфликты в Индии: индусы против мусульман. Исламоведение. 2013. № 4. С. 62–68.

7. Beck T. Essays on Indian topics. Allahabad: The Pioneer Press, 1888.

8. Bhinga, raja. Democracy not suited to India. Allahabad: The Pioneer Press, 1888.

9. Birmingham Daily Post. Birmingham, 1889.

10. Briton M. Jr. Lord Dufferin and the Indian National Congress, 1885–1888. Journal of British Studies. 1967. Vol. 7, no. 1. Pp. 68–96.

11. Dufferin & Ava. Speeches delivered in India, 1884–1888. London: John Murray, 1890.

12. Gopal R. Indian Muslims: a Political History (1858–1947). New York: Asia Publishing House, 1959.

13. Grover B. L. A Documentary Study of British Policy towards Indian Nationalism, 1885–1909. Delhi: National Publications, 1967.

14. Hindoo Patriot. Calcutta, 1888.

15. India: organ of the British Committee of the Indian National Congress. London, 1890.

16. Masani R. P. Dadabhai Naoroji: The Grand Old Man of India. London: George Allen & Unwin, 1939.

17. Mishra J. P. Lansdowne and the Indian National Congress. Quarterly review of historical studies, 1968. Vol. 8 (2). Pp. 84–90.

18. Narain K. Nascent nationalism in the erstwhile North-West Provinces & Avadh (Uttar Pradesh) as reflected in the vernacular language newspaper between 1885 and 1905. Proceedings of the Indian History Congress. 1991. Vol. 52. Pp. 658–665.

19. Noorani A. G. Badruddin Tyabji. New Delhi: Government of India Publications Division, 2009.

20. Patwardhan R. P. (ed.) Dadabhai Naoroji correspondence. Vol. 2, pt. 1. Bombay: Allied Publishers, 1977.

21. Rai L. L. The Collected Works. Vol. 1. New Delhi: Manohar, 2003.

22. Report of the Third Indian National Congress. London: Talbot Brothers, 1888.

23. Robinson F. Separatism among Indian Muslims: the politics of the United Provinces’ Muslims, 1860–1923. Cambridge: Cambridge University Press, 1975.

24. Selections from the vernacular newspapers received up to 9th December, 1888. S. l., 1888.

25. Selections from the vernacular newspapers received up to 28th October, 1888. S. l., 1888.

26. Selections from the vernacular newspapers received up to 30th December, 1888. S. l., 1888.

27. Selections from the vernacular newspapers published in the Panjab, North-Western Provinces, Oudh, Central Provinces and Berar received up to 7th May, 1891. S. l., 1891.

28. Showing the seditious character of the Indian National Congress and the opinions held by eminent natives of india who are opposed to the movement. Allahabad: The Pioneer Press, 1888.

29. Sir Syed Ahmed on the Present State of Indian Politics. Allahabad: The Pioneer Press, 1888.

30. Source material for a history of the freedom movement in India (collected from Bombay Government Records). Vol. 2: (1885–1920). Bombay: Government Central Press, 1958.

31. The Ilbert bill: a collection of letters, speeches, memorials, articles, &c., stating the objections to the bill. London: W. H. Allen & Co., 1883.

32. The Pioneer. Allahabad, 1886–1894.

33. Theodore Beck papers from the Sir Syed Academy Archives. Aligarh: Aligarh Muslim University, 1991.

34. Wedderburn W. Allan Octavian Hume: «Father of the Indian National Congress», 1829–1912. New Delhi: Oxford University Press, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх