Феномен достойной жизни в контексте проблемы социального государства

 
Код статьиS004287440007347-6-1
DOI10.31857/S004287440007347-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы22-27
Аннотация

Рассматривая философские аспекты процессов формирования социального государства, автор статьи обращается к категории «достойная жизнь» как его основной смыслообразующей цели и организационному принципу. В статье утверждается, что «достойная жизнь» ‒ проблемная категория, которую, с одной стороны, сложно перевести в плоскость социальных критериев и которая, с другой стороны, в отличие от нравственно и морально нагруженного понятия достоинства, выражает, прежде всего, качество жизненного пространства человека в условиях данного общества. Достойная жизнь рассматривается как значимая часть конституционного принципа социального государства. Показывается развитие проблематики достойной жизни в истории культуры в контексте этапов развития социального государства: от формирования правового государства, защищающего социального государства к гуманистически развивающемуся современному социальному государству. Современными направлениями организации достойной жизни в обществе являются: защита окружающей среды, реформа образовательного процесса, рынка труда, здравоохранения и медицинского страхования, доступность культурных благ, цифровизация и информационная безопасность, профессиональная переподготовка и профессиональная мобильность экономически активного населения. Социальное государство трактуется как сеть, гибридный или пограничный объект (в контексте акторно-сетевой теории), который выстраивается на стыке самых разных элементов социокультурной системы. Роль философского исследования социального государства состоит в обеспечении междисциплинарного дискурса, в котором осуществляется как методологическое обобщение разных наук, проблематизация его status quo, так и создание его будущего проекта.

Ключевые словасоциальное государство, достойная жизнь, достоинство, качество жизни
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов13505
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема, возникающая в ходе философского обсуждения процессов построения социального государства, состоит прежде всего в том, насколько в жизненном пространстве человека в условиях данного общества возможно раскрытие, развитие качеств, составляющих достоинство человека. Насколько социальная жизнь может быть организована таким образом, чтобы достоинство человеческой жизни ценилось в обществе? Философское обсуждение данной проблематики призвано, таким образом, показать, при каких условиях может стать реальностью высокая степень ответственности государства за достойное наполнение жизни человека в обществе. В исследованиях по истории культуры и философии демонстрируется мощный пласт литературы, раскрывающий этические, духовные, экзистенциальные аспекты достоинства личности. При этом часто они связаны с тем, что человек сохраняет достоинство вопреки складывающимся обстоятельствам и ситуациям. Он преодолевает их, прорываясь сквозь ограничения собственной природы. Вместе с тем, очевидно, что достоинство человека в доиндустриальном обществе было обусловлено его происхождением, четким местом в социальной структуре. Примечателен в связи с этим случай Сократа. Бегство, которое ему предлагалось, не могло быть для него выходом, поскольку быть изгоем вне полиса – история падения и потери достоинства, судьба, на которую он не мог согласиться. Достоинство личности здесь проявляется в принадлежности человека полису, в его включенности в значимое социальное и ценностное целое. Организация достойной жизни является в данном случае привилегией и возможна только для элиты свободного населения полиса. И эта направленность социальных привилегий на выделенную часть населения сохранилась до XIX в., вплоть до осознания государством необходимости реализации защищающих функций по отношению к малоимущим гражданам для снижения социального напряжения.
2 Еще в середине XIX в. право на достойную жизнь личности признавалось лишь за дворянством и верхушкой буржуазии и бюрократии. Подавляющее большинство населения во всех странах находилось в бесправном положении, не имея никаких социальных гарантий. Под влиянием концепций правового, социального государства второй половины XIX – начала XX в. началась научная дискуссия о праве на достойное человеческое существование и его реализация на практике (см. об этом: [Кислов, Кропанева, Москаленко 2013]). Проблема социальной несправедливости, социального неравенства и ущемления прав человека связана с целой традицией в художественной литературе, которая является важным источником понимания борьбы за установление достойной жизни человека в обществе. В русской литературе это ярко показано Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым через коллизии социальной и индивидуальной жизни. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» бедные, простые люди представлены как имеющие чувство собственного достоинства. Люди богатые, принадлежащие к высшим слоям общества, оказываются негодяями, утратившими всякие представления о чести и поддерживающими только ее декорацию в своем социальном окружении. В разных произведениях Л.Н. Толстого проявляет себя идея искажения личностного существования в рафинированном образе жизни высшего социального слоя, несправедливости резкой социальной поляризации и бедственного положения большинства людей. Достоевский и Толстой пытаются привлечь внимание к простым людям, показать их человеческие качества.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1671

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляева 2016 ? Беляева Л.А. Уровень жизни в России: траектория процессов структурации постсоветского социума // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 38?52.

2. Беляева 2018 ? Беляева Л.А. Социальные дистанции как характеристика социального пространства современной России // Вестник РУДН. Социология. 2018. T. 18. № 1. С. 58?72.

3. Гидденс 2015 ? Гидденс Э. Неспокойный и могущественный континент: Что ждет Европу в будущем? М.: Дело, 2015.

4. Кислов, Кропанева, Москаленко 2013 ? Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург: РГППУ, 2013.

5. Латур 2003 ? Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник МГУ. Философия. 2003. № 3. С. 20?39.

6. Хабриева 2015 ? Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства (вместо введения) // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей. М.: ИНФРА-М, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх