Review of Dubrovskaya D. V. Lang Shining, or Giuseppe Castiglione at the Court of the Son of Heaven

 
PIIS086919080012669-2-1
DOI10.31857/S086919080012669-2
Publication type Review
Source material for review Дубровская Д. В. Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне при дворе Сына Неба; отв. ред. Д. Д. Васильев. М.: ИВ РАН; «Т8 Издательские технологии», 2018.
Status Published
Authors
Occupation: docent
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages242-245
Abstract

<p >In 2018, the second monograph by D. V. Dubrovskaya, dedicated to missionaries in China, was published. The author is well known to researchers of Christianity in the Middle Kingdom after the first significant study devoted to the mission of the Jesuits in China [Dubrovskaya, 2001], published almost two decades ago. The reviewed monograph demonstrates the author's turn from purely historical plots towards a new – art history. The book is dedicated to the work of the most influential and famous master at the court of the three great Manchu emperors of the Qing empire (Kangxi, Yongzheng and Qianlong) - Giuseppe Castiglione (Lang Shining; 1688-1766).

KeywordsGiuseppe Castiglione, China, missionaries, art history
AcknowledgmentThis review was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within a state assignment (topic No. FZNF-2020-0001 “Historical and Cultural Traditions and Values in the Context of Global History”) and prepared in the State Academic University for the Humanities (GAUGN).
Received21.11.2020
Publication date11.12.2020
Number of characters9481
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2018 г. вышла вторая монография Д. В. Дубровской, посвященная миссионерам в Китае, на этот раз – искусствоведческого толка. Автор хорошо известен исследователям христианства в Срединном государстве после первого значительного исследования, посвященного миссии иезуитов в Китае [Дубровская, 2001], вышедшего почти два десятилетия назад. Рецензируемая монография демонстрирует поворот автора от чисто исторических сюжетов в сторону новой, но закономерной области исследования трудов миссии в столице империи Цин, – искусствоведения. Книга посвящена творчеству наиболее влиятельного и известного мастера при дворе трех великих маньчжурских императоров империи Цин (Канси, Юнчжэна и Цяньлуна) – Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина; 1688–1766), проработавшего в Запретном городе и во дворце Юаньминъюань более полувека и явившегося лидером такого удивительного явления в маньчжуро-китайском придворном искусстве, как сино-европейский стиль.
2 Отметим, что тема, поднятая в рецензируемой монографии, находится сейчас на пике актуальности. Современный мир с его системой взаимодействия, международных отношений и торговли, немыслим без культурной глобализации, без странствия по странам и континентам идей и идеалов. Тем интересней с этой точки зрения становится взгляд профессионального историка на те события, что стояли у истоков современного мира. Именно об этом, о том, на чьих ногах идеи европейского искусства, идеалы Ренессанса, а вместе с тем и некоторые европейские социальные институции, отправились в свое долгое путешествие в далекий Китай, и повествует Д. В. Дубровская как в рецензируемой работе, так и в своей более ранней монографии [Дубровская, 2001].
3 Работы Д. Дубровской об иезуитах в свое время стали одними из первопроходческих для России, где деятели европейских христианских миссий в Китае рассматривались не как «агенты и поборники западного капитализма», а как первые востоковеды, исследователи, подвижники и посредники между двумя цивилизациями, поставившие во главу угла так называемую teologia accomodativa – принципы поиска общих черт между Западом и Востоком. Миссионеры Общества Иисуса проделали кропотливую работу по адаптации христианского учения к конфуцианским практикам и – шире – ко всему, базирующемуся на конфуцианской этике, китайскому интеллектуально-чиновничьему миру ученых-шэньши. Взгляд на миссионеров-иезуитов, работавших при дворе, как на людей, с одной стороны, пытавшихся непредвзято оценивать маньчжурский Китай, а с другой – как на источник европейского знания о Поднебесной, начиная с деятелей французского Просвещения и до Г. Лейбница (см. [Дубровская, 2018b]) весьма востребован в современной науке. Чуть ли не еще больше востребованы исследования культурного взаимодействия, например, восприятия китайским придворным искусством принесенных иезуитами новшеств (светотеневая моделировка, прямая перспектива). Изучение зачатков роскошного шинуазри, во многом обязанных своим появлением популяризации китайского искусства (в первую очередь, фарфора, над оформлением которого много работал тот же Лан Шинин) в аристократических кругах на Западе, также популярно в современной исследовательской литературе. Пробудился и интерес к Кастильоне на Западе, о чем свидетельствуют как многочисленные аукционы, где выставляются на продажу его работы, не вошедшие в музейные коллекции, так и выставки в Пекине, Тайбэе, Париже и даже в Музеях московского Кремля (2019; об одной «таинственной картине, экспонировавшейся на этой выставке, см. [Дубровская, 2019b]), куда впервые за всю историю культурного обмена между Китаем и Россией привезли несколько свитков знаменитого итало-китайского мастера.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 680

Readers community rating: votes 0

1. Dubrovskaya D.V. Chinese Perception of European Linear Perspective through the Paintings of Giuseppe Castiglione (1688–1766). Vestnik Instituta Vostokovedeniia, RAS. 2018a. No. 1. Pp. 89–102. (in Russian).

2. Dubrovskaya D.V. Giuseppe Castiglione (Lang Shining; 1688–1766) and Chinese Painting Tradition: European Approach to the Perspective. Actual Problems of Theory and History of Art. IX. A.V. Zakharova, S.V. Maltseva, E. Yu. Stanyukovitch-Denisova (Eds.). Saint Petersburg: NP-Print, 2019a. Pp. 759–768. (in Russian).

3. Dubrovskaya D.V. Jesuits and the Enlightenment. The New Vision of China from Matteo Ricci to Adam Smith. Orientalistica. 2018b. No. 1(2): 194–208.(in Russian).

4. Dubrovskaya D.V. First Jesuit Mission in China. Matteo Ricci et al. (1552–1775). Moscow: Kraft+, IOS RAS, 2001. (in Russian).

5. Dubrovskaya D.V. Peaceful Message of Emperor Qianlong. Vostok (Oriens). 2019b. No. 3. Pp. 77–83.

6. Dubrovskaya D.V. Vision as a Speculum: European Visual Theories, and Jesuit Artists’ Accomodative Style in China. 2019c. No. 4. Pp. 166–172. (in Russian).

7. Dubrovskaya D.V. Lang Shining's Paradigm, and the Castiglioneschi from the State Museum of Oriental Art (Vladimir S. Kalabushkin's Collection). Oriental Courier. No 1–2, 2019а. Pp. 150–160.

8. Dubrovskaya D.V. Orientalism and Occidentalism: When the Twain Meet. Vostok (Oriens). 2019b. № 5. С. 77–82.

Система Orphus

Loading...
Up