Голова статуи Птолемея V из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина и проблема «египтизации» царской власти Птолемеев в конце III – начале II вв. до н.э.

 
Код статьиS086919080012119-7-1
DOI10.31857/S086919080012119-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент; профессор
Аффилиация:
МГУ имени М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории древнего мира, доцент
НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук, Школа исторических наук, профессор
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы206-220
Аннотация

В статье рассматривается памятник из египетской коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина (I, 1a 5429), атрибуированный Птолемею V, и ряд его аналогов, представляющих собой, очевидно, фрагменты царских статуй, которым представители египетской элиты воздавали почести в частном порядке, согласно норме Розеттского декрета 196 г. до н.э. Эта группа памятников обнаруживает элементы эллинизации в иконографии (трактовка волос, асимметрия лица) и явно передает индивидуальные черты царя, причем эти особенности отличают их от царских портретов Птолемеев IIIв. до н.э., крайне условных и следующих сугубо египетской традиции еще IVв. до н.э. При этом, по мнению ряда исследователей, именно на этапе рубежа IIIи IIвв. до н.э. в идеологии Птолемеев заметны черты «египтизации». В статье рассмотрена полемика по этой проблеме, и сделан вывод, что ее слабость в неконкретности самого термина «египтизация»: для древних египтян было принципиально не соблюдение чужеземными царями антуража их страны, а наличие у них качеств сакральных правителей, способных совершать ритуал. Тенденция, принимавшаяся за «египтизацию», по сути дела, представляет собой выявление в пропаганде Птолемеев IVи Vтаких их качеств, в особенности сообщавшего им сакральность воплощения в них Хора, сына Осириса и Исиды; сама же эта тенденция была вызвана необходимостью противостоять оппозиционности египетской элиты. «Локон юности» на изображениях Птолемея V указывает на воплощение в нем этого бога, а их эллинизация и индивидуальность подчеркивают, что его принадлежность к чужеземной династии не препятствуют этому. Обсуждаемую тенденцию следует определить не как «египтизацию» идеологии Птолемеев, а, напротив, как персонализацию применительно к ним, именно в их качестве македонских правителей, базовых на это время мотивов царского культа.

Ключевые словаскульптура, Птолемей V, царский культ, «египтизация», иконография
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)»).
Получено07.10.2020
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов40185
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В египетской коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится голова скульптурного изображения египетского царя, изготовленного из алебастра (инвентарный номер I, 1a 5429; рис. 1, 2). Размер памятника невелик (4 см в длину, 5,3 см в ширину, 5 см в высоту); он изображает, очевидно, юного правителя с такими характерными и явно индивидуальными чертами, как большие треугольной формы глаза, большие уши, слегка изогнутый рот, большой нос, заостренный подбородок, вьющиеся волосы, обозначенные маленькими кольцами. Помимо трактовки лица, на возраст правителя и, видимо, на некоторые его качества указывает «локон юности» (большая прядь волос, которую в Египте было принято носить вплоть до позднего подросткового возраста [Feucht, 1995, p. 497-498]), ниспадающий за ухом справа от головы. Голову охватывает неширокая диадема эллинистического царя (см. теперь: [Das Diadem…, 2012]), изначально перекрывавшаяся на лбу уреем (на памятнике сохранились его следы). На макушке головы есть отверстие шириной 1,8 см, несомненно, для крепления какого-то атрибута. На некоторых частях памятника есть следы светло-коричневой краски. Нет следов статуи крепления к опорному столбу, типичному для египетской скульптуры, что говорит о его изначальном отсутствии (иначе крепление было бы заметны на затылке).
2 Долгое временя этот памятник не исследовался специально; в частности, он не был учтен в фундаментальном каталоге древнеегипетской скульптуры в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина [Берлев, Ходжаш, 2004], поскольку в него вошли только изображения людей, а он ранее считался изображением бога (Харпократа, согласно инвентарям египетской коллекции ГМИИ, Хонсу, согласно каталогу выставки 2002 г. [Путь к бессмертию…, 2002, с. 197 (№ 765)]). Однако эллинистическая диадема позволяет уверенно трактовать его как изображение царя дома Птолемеев. Также можно сказать, какой атрибут был закреплен на нем сверху: головы египетских статуй Птолемеев могли быть покрыты царским платком-немесом, увенчаны двойной короной-пшентом или, редко, «синей» короной (иные атрибуты, такие, как корона-хем-хем или бараньи рога, закреплялись поверх пшента) [Stanwick, 2002, p. 34-35]. Однако присутствие на этом памятнике немеса или синей короны исключено, поскольку тогда волосы царя (может быть, кроме прядей на лбу) были бы полностью закрыты. Единственный остающийся вариант – это двойная корона, и он подтверждается аналогиями к данному памятнику (см. далее).
3 О.А. Васильева, сопоставив памятник из ГМИИ с тремя головами скульптурных изображений из алебастра в Египетском собрании Государственных музеев Берлина (Berlin ÄS 14568, 13457, 23140) [Kyrieleis, 1975, p. 172, pl. 41.1-4 (E1), 42.1-2 (E2), 42.3-4 (E3)] атрибуировала его, как и эти головы1, Птолемею V Эпифану (204-180 гг. до н.э.) [Васильева, 2004]. Дальнейшее исследование, проведенное совместно с ней автором этой статьи [Ladynin, Vassilieva, 2020], позволило прибавить к этим аналогиям голову мраморного изображения того же царя из частной коллекции в США (хотя оно и отличается по иконографии от памятника из ГМИИ и от берлинских голов, в частности, в трактовке волос и в более округлой форме подбородка) [Bianchi, 2014]. С меньшей уверенностью в этом ряду можно упомянуть терракотовую голову царя в Археологическом музее Кракова. По мнению Х. Шиманской, опущенные углы рта и печальное, покорное судьбе выражение лица обнаруживают его сходство с берлинскими головами [Szymańska, 2003, p. 504, 507, fig. 11], и, кроме того, схожей с ними и с памятником из ГМИИ можно счесть треугольную форму больших ушей. Однако лицо краковской терракоты все же кажется слишком округлым при сопоставлении с треугольными лицами московской и берлинских голов: на голове из американской коллекции эта округлость выражена меньше, однако качество фотографии памятника из Кракова не позволяет вынести окончательное суждение о его атрибуции Птолемею V. Эти памятники варьируются по размерам, но в общем все они невелики: видимо, самый миниатюрный из них Berlin ÄS 14568 (высота лица 3,2 см, общая высота с короной 10,4 см), а самый большой Berlin ÄS 23140 (высота без короны 9,1 см). Набор их специфических черт суммирован в таблице: 1.  Эта атрибуция «берлинских» голов обоснована Х. Кириелейсом в его исследовании портретов Птолемеев, в котором основой для их идентификации признано соотнесение с изображениями на монетах [Kyrieleis, 1975, p. 54, ; ср., например: Cleopatra’s Egypt…, 1988, p. 152-153; Ashton, 2001, p. 26-27, 88-89]. Мнения о возможной атрибуции Berlin ÄS 23140 Птолемею XIII и Berlin ÄS 13457 – Цезариону [Parlaska, 1978, pp. 29-30] и о том, что берлинские памятники могут изображать как Птолемея V, так и Птолемея VI [Stanwick, 2002, p. 56-57, 106-107], отводятся нами в [Ladynin, Vassilieva, 2020].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 837

Оценка читателей: голосов 0

1. Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя. Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. Отв. ред. И.С. Кацнельсон. М.: Наука, 1979. С. 41—59 .

2. Берлев О. Д., Ходжаш С. Я. Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004 .

3. Большаков А. О. Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя». Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 73—87 .

4. Васильева О. А. Алебастровый портрет царя из династии Птолемеев (ГМИИ I.1а.5429). Петербургские египтологические чтения 2013—2014. Памяти Ю. Я. Перепелкина. К 110-летию со дня рождения. Доклады (Труды Государственного Эрмитажа 76). СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 67—78.

5. Васильева О. А., Ладынин И. А. «Волшебник Нектанеб»: историко-художественный образ и его истоки. Древний Восток и античный мир: Сборник научных трудов кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 8. М.: Академика, 2012. С. 3—36.

6. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии (Aegyptiaca I). СПб.: Алетейя, 2005.

7. Ладынин И. А. Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма. Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 3. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 145—184.

8. Ладынин И. А. Статуя Дария I из Суз: к интерпретации памятника в свете религиозно-идеологических представлений Египта и Передней Азии. Вестник древней истории. 2011. № 1. С. 3—27 (1).

9. Ладынин И. А. «Царь на пути бога»: О принципах оценки деятельности царя в египетской идеологии IV—III вв. до н.э. Петербургские египтологические чтения 2009—2010: памяти С. И. Ходжаш. Памяти А. С.Четверухина. Доклады. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. (Труды Государственного Эрмитажа 55). С. 139—169 (2).

10. Ладынин И. А. Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев. «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. (Труды исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 82; Серия II: Исторические исследования 39). Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. М.; СПб.: РХГА, 2016. С. 265—312 (1).

11. Ладынин И. А. Древнеегипетские концепции сакральности царской власти в I тысячелетии до н.э. «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. (Труды исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 82; Серия II: Исторические исследования 39). Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. М.; СПб.: РХГА, 2016. С. 136—173. (2).

12. Ладынин И. А. Начало македонского времени в категориях древнеегипетского мировоззрения: некоторые замечания. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 18.1. 2018. С. 296—310.

13. Путь к бессмертию: Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Каталог выставки. Сост. О. Д. Берлев и др. М.: Восточная литература, 2002.

14. Ashton S.-A. Ptolemaic Royal Sculpture from Egypt: The Interaction between Greek and Egyptian Traditions (BAR International Series 923). Oxford: Archaeopress, 2001.

15. Beckerath J. von. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl. (Münchner ägyptologische Studien 49). München: Zabern, 1999.

16. Bianchi R. S. A portrait of Ptolemy V Epiphanes. Varia Cybeliana. Vol. I. Paris: Cybèle, 2014. Pp. 85–88.

17. Bianchi R. S. ‘Portrait’ sculpture in Ptolemaic Egypt. Beyond the Nile. Egypt and the Classical World. Ed. J. Spier et al. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2018. Pp. 141–147.

18. Cleopatra’s Egypt – Age of the Ptolemies. Catalogue of an exhibition held at the Brooklyn Museum Ed. R. S. Bianchi, R. A. Fazzini. Brooklyn, N. Y.; The Brooklyn Museum, 1988.

19. Bricault L. Sarapis et Isis, sauveurs de Ptolémée IV à Raphia. Chronique d'Égypte. 1999. T. 74. Pp. 334—343.

20. Brophy E. Royal Statues in Egypt 300 B.C. – A.D. 220. Context and Function (Archaeopress Egyptology 10), Oxford: Archaeopress. 2015.

21. Clarysse W. Ptolémées et temples. Le Décret de Memphis. Colloque de la Fondation Singer-Polignac à l’occasion de la célébration du bicentenaire de la découverte de la Pierre de Rosette (Paris, 1er juin 1999). Ed. D. Valbelle, J. Leclant. Paris: Boccard, 1999. Pp. 41—65.

22. Daumas F. Les mammisis des temples égyptiens. Paris: Les Belles Lettres, 1958.

23. Derriks C. Une tête d’enfant isiaque: Hypothèse ou certitude? Egyptian Religion – The Last Thousand Years: Studies Dedicated to the Memory of Jan Quaegebeur. Ed. W. Clarysse et al. Part 1. (Orientalia Lovaniensia Analecta 84). Leuven: Peeters, 1998. Pp. 91–103.

24. Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten: die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altägyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt; N.Y.: Campus, 1995.

25. Fischer-Bovet Chr. A challenge to the concept of decline for understanding Hellenistic Egypt. Topoi. 2015. Vol. 20/1. Pp. 209—237

26. Heinen H. The Syrian-Egyptian wars and the new kingdoms of Asia Minor. The Cambridge Ancient History. 2nd ed. Vol. VII.1. The Hellenistic World. Ed. F.W. Walbank et al. Cambridge : Cambridge University Press, Pp. 412—445.

27. Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London; New York: Routledge, 2001.

28. Huß W. Untersuchungen zur Aussenpolitik Ptolemaios’ IV (Münchener Beiträge zur Papyrusforschung und antiken Rechtsgeschichte 69). München: Beck, 1976.

29. Huss W. Ptolemaios V als Harpokrates. Ancient Society. 2006. Vol. 36. S. 45—49.

30. Johnson C.G. Ptolemy V and the Rosetta Decree: The Egyptianization of the Ptolemaic Kingship. Ancient Society. 1995. Vol. 26. Pp. 145—155.

31. Jouguet P. Les destinées de l'hellénisme dans l'Égypte gréco-romaine. Chronique d'Égypte. 1935. T. 10. Pp. 89—108.

32. Kamal A. Bey. Stèles ptolèmaïques et romaines. Le Caire; Leipzig: Institut français d’archéologie orientale, 1904—1905. T. 1—2 (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire; 23001—23246).

33. Koenen L. The Ptolemaic king as a religious figure. Images and Ideologies: Self-Definition in the Hellenistic World. Ed. A. Bulloch (Hellenistic Culture and Society 12). Berkeley–L.A.–L.: University of California Press, 1993. Pp. 81—113.

34. Ladynin I.A., Vassilieva O.A. An alabaster sculpture head of a Ptolemaic king in the Egyptian collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow (I, 1а 5429). Chronique d’Égypte. 2020 (в печати).

35. Lembke K. Eine Ptolemäergalerie aus Thmuis/Tell Timai. Jahrbuch des des Deutschen Archäologischen Instituts. 2000. Bd. 115. S. 113—146.

36. Lexikon der ägyptischer Götter und Götterbezeichnungen. Bd. I—VII. (Orientalia lovanensia analecta 110—116). Hrsg. Chr. Leitz. Leuven – Paris – Dudley (Mass.): Peeters, 2002.

37. Das Diadem der hellenistischen Herrscher. Übernahme, Transformation oder Neuschöpfung eines Herrschaftszeichens? (Reihe Euros 1). Ed. A. Lichtenberger et al. Bonn: Habelt, 2012.

38. Minas M. Die hieroglyphischen Ahnenreihen der ptolemäischen Könige: Ein Vergleich mit den Titel der Eponymen (Aegyptiaca treverensia 9). Mainz: Zabern, 2000.

39. Muccioli F. Gli epiteti ufficiali dei re ellenistici (Historia Einzelschriften 224). Stuttgart: Steiner, 2013.

40. Onasch Chr. Zur Königsideologie der Ptolemäer in den Dekreten von Kanopus und Memphis (Rosettana). Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete. 1976. Bd. 24/25. Pp. 137—155.

41. Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellen und ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung (Göttinger Orientforschungen. IV. Reihe: Ägypten 21). Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.

42. Rostovtzeff M.I. The Social and Economic History of the Hellenistic World. Oxford: Clarendon, 1941. Vol. 1—3.

43. Sandri S. Har-pa-chered (Harpokrates). Die Genese eines ägyptischen Götterkindes (Orientalia Lovaniensia Analecta 151). Leuven - Paris – Dudley (Ma).: Peeters, 2006.

44. Smith R.R.R. Ptolemaic portraits: Alexandrian types, Egyptian versions. Alexandria and Alexandrianism: Papers delivered at a symposium organized by the J. Paul Getty Museum and the Getty Center for the History of Art and the Humanities and held at the Museum, April 22–25, 1993. Ed. Chr. Hudson. Malibu: The J. Paul Getty Museum, 1996. Pp. 203–214.

45. Szymańska H. Two unknown Ptolemaic portraits in the Archaeological Museum in Cracow (Poland). Faraoni come dei, Tolemei come Faraoni. Atti del V Congresso Internazionale Italo-Egiziano Torino, Archivio di Stato 8-12 Dicembre 2001. Ed. W. N. Bonacasa et al. Torino: Museo Egizio, 2003. Pp. 501—507.

46. Stanwick P.E. Portraits of the Ptolemies. Greek Kings as Egyptian Pharaohs, Austin: University of Texas Press, 2002.

47. Kyrieleis H. Bildnisse der Ptolemäer (Archäologische Forschungen 2), Berlin: 1975:

48. Parlasca K. Probleme der späten Ptolemäerbildnisse. Das Ptolemäische Ägypten: Akten des internationalen Symposions 27.-29. September 1976 in Berlin. Hrsg. H. Maehler, V.M. Strocka. Mainz: Zabern, 1978. S. 25—39.

49. Thissen H.-J. Studien zum Raphiadekret (Beiträge zur Klassischen Philologie 23). Meisenheim: Hain, 1966.

50. Thomas R. Eine postume Statuette Ptolemaios' IV. und ihr historischer Kontext. Zur Götterangleichung hellenistischer Herrscher (Trierer Winckelmannsprogramme 18), Mainz: Zabern, 2002.

51. СОКРАЩЕНИЯ

52. Berlin ÄS - инвентарный номер памятника Египетского собрания Государственных музеев в Берлине.

53. CM – инвентарный номер памятника Каирского музея.

54. OGIS – Dittenberger W. Orientis Graeci inscriptiones selectae: supplementum sylloges inscriptionum graecarum. Lipsiae: Hirzel, 1903—1905. Vol. I—II. (с указанием номера и строки надписи).

55. Urk. II Sethe K. Hieroglyphische Urkunden der griechisch-römischen Zeit. (Urkunden des ägyptischen Altertums 2). Leipzig: Hinrichs, 1904—1916. Hft. 1—3 (с указанием страницы и строки по изданию).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх