Ibadism in the Mirror of Culture: Peculiarities of the Poetics of Abu Muslim Al-Bahlany and his Coreligionists

 
PIIS086919080011813-1-1
DOI10.31857/S086919080011813-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR)
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages128-137
Abstract

The article examines the ideological core and technique of the poetic art of the most famous poets of Oman, the state religion of which is Ibadism. An interdisciplinary approach, which included historical review and linguistic methods of analysing original texts, made it possible to identify the content and artistic features of the Ibadites works. A close connection was revealed between the theory and history of Ibadism not only with the themes of the works (religious with a predominance of the motive of exile, repentance, justice and a call to civil action), but also with the forms of their implementation, such as refusal to directly mention the epithets of Allah, certain types of chronotopes, suggestive techniques, the use of the full semantic potential of the word, etc. The authors assert that Ibadite poetry has a political orientation and that civil Arab poetry could reach its heights only in the Ibadite environment. The peculiarities of the Ibadite poetics are traced mainly in the texts of such a prominent figure in the culture of Oman as Abu Muslim al-Bahlani.

Keywords History of Oman, Ibadism, Arabic poetry, Abu Muslim al-Bahlani, Ibadi poets of North Africa
Received22.05.2021
Publication date24.08.2021
Number of characters24620
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Ибадизм, как известно, представляет собой одно из миноритарных течений ислама хариджитского толка. Прежде всего он получил распространение на территории Султаната Оман, государственной религией которого является. Порядка 70% коренного населения исповедуют именно его. Также последователи ибадизма проживают в отдельных районах Северной Африки (Джебель Нафуса и Зунга в Ливии, Варгля и Мзаб в Алжире) и на Восточно-африканском побережье, куда ибадизм попал с экспансией Оманской империи (1696–1856 гг.). Об ибадизме в Арабском мире образно говорят, что это яйцо, которое было снесено в Мекке, т.е. по сути это ислам, но птенец вылупился в иракской Басре, где ибадизм возник в результате исторически значимых для ислама прений о праведности четвертого халифа Али ибн Абу Талиба и законности взятия власти в свои руки родоначальником династии Омейядов Муавией. Затем, как мы можем добавить, окрепший птенец свил гнездо в Омане, чьи племена восприняли и сохранили по сей день религиозно-правовое учение Джабера ибн Зейда (ум. в 94 г. по хиджре), считающегося основателем и первым идеологом ибадизма, и его единомышленника Абдуллы ибн Ибада ат-Тамими (ум. в 89 г. по хиджре). Имя последнего – эпоним, давший название течению, хотя по значимости первым называют именно ибн Зейда [Сенченко, 2020, с. 190–191].

2

 

Ибадизм сыграл судьбоносную роль в истории Султаната. Ключевые события, как мы можем проследить по значимым для Омана датам, были связаны с попытками создания и сохранения имамата – того устройства государственной и общественной жизни, которое ибадизм транслировал как единственно верное. Среди таких событий – битва при Нахраване (37 г. по хиджре), по результатам которой хариджиты были почти поголовно разбиты войском 4-го праведного халифа Али, но стали еще непримиримее, период имамата Аль-Джалянди (побит в 135 г. Аббасидами), периоды династий имамов Аль Набхани (1154–1624 гг.) (Набханидов) и Аль Йариба (1624–1741 гг.) (Йарибидов), движение имама Аззана ибн Кайса из правящей сегодня династии Аль Бу Саиди (ум. в 1871 г.) и подавленная в 1957 г. т.н. революция аль-Джабаль аль-Ахдар (Оманская война в англоязычной литературе), которую возглавил избранный в 1954 г. имам Галеб ибн Али аль-Хинаи (годы жизни – 1912–2009). Имамат периодически устанавливался и набирал силу на внутренних территориях страны со сменяющими столицами в таких городах, как Рустак, Бахля, Низва, получивших впоследствии статус научно-религиозных центров. Страна веками жила в состоянии, с одной стороны, межплеменных трений (кланы хинави и гафири), с другой – гражданской конфронтации, приводящей к политическим и экономическим кризисам. Так, с XVII до середины ХХ-го в. страна была официально разделена на Султанат Маскат и Оман. А в первую декаду ХХ-го в., например, экономические санкции, введенные султаном Фейсалом бен Турки (годы правления 1888–1913) против земледельцев внутренних территорий в составе имамата обрушили экономику обеих частей Омана и привели к страшному голоду и оттоку зарубежных бизнесменов и инвесторов [Ghubash, 1998, p. 286]. Кроме того, со времени утверждения власти младших членов династии Аль Бу Саиди на острове Занзибар и до революционных событий 1964 г., за которым последовал массовый отток оманцев на континент [Белошапко, 2014, с. 63], нация более чем столетие была разделена на два континента.

Number of purchasers: 0, views: 740

Readers community rating: votes 0

1. Abu Muslim Al-Bahlani. Divan. Muscat: Wizarat at-turath al-qaumiyy wa ath-thaqafah, 1980 (in Arabic).

2. Al-Khalili Abdullah Bin Ali. Divan inspiration of genius. Muscat: At-Turath, 1978 (in Arabic).

3. Beloshapko S.V. 50 years of revolution in Zanzibar: how was it? Asia and Africa Today. 2014. No 1/ Pp. 60-64 (in Russian).

4. Jokha al-Harti. Celestial bodies. Beirut: Dar al-Adab, 2010 (in Arabic).

5. Kudelin A.B. Arabic literature. Poetics, stylistics, typology, relationships. Moscow: Yаzyki slavyanskoj kultury, 2003 (in Russian).

6. Mahmoud Bin Mubarak Bin Habib Al-Salimi. The influence of Ibadite thought on Omani poetry in the 13th anв 14th centuries AH. Muscat: Al-jayl al-wayid. 2003 (in Arabic).

7. Samaa Issa. Contemporary Omani poetry. Al Faisal Magazine. 2016 (in Arabic) https://www.alfaisalmag.com/?p=2858 (accessed 12.08.2020).

8. Senchenko I.P. Sultanate of Oman. Legends, tales and facts of history. Saint Petersburg: Aletheia, 2020 (in Russian).

9. Filshtinskij I.M. History of Arabic literature. 5th – early 9th century. Moscow: Nauka, 1985 (in Russian).

10. Hajir Atiq, Sayida Shaaban. Political thought in Ibadism. Algeria: University of Buira, 2014-2015 (in Arabic).

11. Husein Abid Ghanem Gobash. Islamic democratic Oman. Imamate traditions and political history. Beirut: Dar al-jadid. 1998 (in Arabic).

12. Abu Muslim poems. Collection of Salih Bin Issa Al-Harthi. Muscat. 1986 (in Arabic).

13. Abu Muslim al Bahlani among global influential figures. Omanobserver. 2019. https://www.omanobserver.om/abu-muslim-al-bahlani-among-global-influential-figures-unesco/ (accessed: 06.06.2020).

14. Al-Mahrouqi M. Religions discourse in the poetry of Abu Muslim al-Bahlani. Journal of African cultural studies. 2001. Vol 14. No. 1 June. Pp. 89-106.

15. Brugnatelli V. A new Berber Ibadite poem. Studi Magrebini. 2005. Pp. 131-142.

16. Hoffman V. Ibadism: History, Doctrines, and Recent Scholarship. Religion Compass. 2015. No. 9. Pp. 297-307.

The Omani poet Abu Muslim Al-Bahlyani (Оманский_поэт_Абу_Муслим_аль-Бахляни._The_Omani_poet_Abu_Muslim_Al-Bahlyani.Jpeg.jpg, 46 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up