Ибадизм в зеркале словесной культуры: особенности поэтики Абу Муслима аль-Бахляни и сподвижников

 
Код статьиS086919080011813-1-1
DOI10.31857/S086919080011813-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры иностранных языков
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы128-137
Аннотация

В статье рассматривается идеологический стержень и как его следствие особая техника стихотворцев Омана, исповедующих ибадизм. Авторы исходили из того, что религиозно-правовые постулаты этого течения ислама хариджитского толка сыграли ключевую роль в истории страны, наложив отпечаток на характер наследия выдающихся культурных и общественных деятелей этого восточного края Арабского мира. Междисциплинарный подход, включивший исторические методы наравне с лингвистическими, примененными для анализа оригинальных текстов, позволил обозначить, в чем заключаются содержательные и формальные особенности произведений авторов-ибадитов. Выявлена тесная связь теории и истории ибадизма с мотивами произведений оманских поэтов (религиозные с преобладанием тем изгнанничества, покаяния, справедливости и призывом к гражданскому действию), а также частотные способы их реализации (подражание Корану, отказ от прямого упоминания эпитетов Аллаха, обязательность некоторых видов хронотопов, суггестивные приемы, риторические вопросы, использование семантического потенциала арабского слова и др). В исследовании подчеркивается, что творчество ибадитов имеет ярко выраженную религиозную основу и политическую направленность и что гражданская арабская поэзия могла достичь своих высот именно в ибадитской среде. Практическое воплощение принципов ибадизма в литературе прослеживается в основном на текстах такой выдающейся фигуры в культуре Омана, как Абу Муслим аль-Бахляни, заслуги которого были высоко оценены ЮНЕСКО в 2019 г. 

Ключевые слова история Омана, ибадизм, арабская поэзия, Абу Муслим аль-Бахляни, поэты-ибадиты Северной Африки
Получено22.05.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов24620
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Ибадизм, как известно, представляет собой одно из миноритарных течений ислама хариджитского толка. Прежде всего он получил распространение на территории Султаната Оман, государственной религией которого является. Порядка 70% коренного населения исповедуют именно его. Также последователи ибадизма проживают в отдельных районах Северной Африки (Джебель Нафуса и Зунга в Ливии, Варгля и Мзаб в Алжире) и на Восточно-африканском побережье, куда ибадизм попал с экспансией Оманской империи (1696–1856 гг.). Об ибадизме в Арабском мире образно говорят, что это яйцо, которое было снесено в Мекке, т.е. по сути это ислам, но птенец вылупился в иракской Басре, где ибадизм возник в результате исторически значимых для ислама прений о праведности четвертого халифа Али ибн Абу Талиба и законности взятия власти в свои руки родоначальником династии Омейядов Муавией. Затем, как мы можем добавить, окрепший птенец свил гнездо в Омане, чьи племена восприняли и сохранили по сей день религиозно-правовое учение Джабера ибн Зейда (ум. в 94 г. по хиджре), считающегося основателем и первым идеологом ибадизма, и его единомышленника Абдуллы ибн Ибада ат-Тамими (ум. в 89 г. по хиджре). Имя последнего – эпоним, давший название течению, хотя по значимости первым называют именно ибн Зейда [Сенченко, 2020, с. 190–191].

2

 

Ибадизм сыграл судьбоносную роль в истории Султаната. Ключевые события, как мы можем проследить по значимым для Омана датам, были связаны с попытками создания и сохранения имамата – того устройства государственной и общественной жизни, которое ибадизм транслировал как единственно верное. Среди таких событий – битва при Нахраване (37 г. по хиджре), по результатам которой хариджиты были почти поголовно разбиты войском 4-го праведного халифа Али, но стали еще непримиримее, период имамата Аль-Джалянди (побит в 135 г. Аббасидами), периоды династий имамов Аль Набхани (1154–1624 гг.) (Набханидов) и Аль Йариба (1624–1741 гг.) (Йарибидов), движение имама Аззана ибн Кайса из правящей сегодня династии Аль Бу Саиди (ум. в 1871 г.) и подавленная в 1957 г. т.н. революция аль-Джабаль аль-Ахдар (Оманская война в англоязычной литературе), которую возглавил избранный в 1954 г. имам Галеб ибн Али аль-Хинаи (годы жизни – 1912–2009). Имамат периодически устанавливался и набирал силу на внутренних территориях страны со сменяющими столицами в таких городах, как Рустак, Бахля, Низва, получивших впоследствии статус научно-религиозных центров. Страна веками жила в состоянии, с одной стороны, межплеменных трений (кланы хинави и гафири), с другой – гражданской конфронтации, приводящей к политическим и экономическим кризисам. Так, с XVII до середины ХХ-го в. страна была официально разделена на Султанат Маскат и Оман. А в первую декаду ХХ-го в., например, экономические санкции, введенные султаном Фейсалом бен Турки (годы правления 1888–1913) против земледельцев внутренних территорий в составе имамата обрушили экономику обеих частей Омана и привели к страшному голоду и оттоку зарубежных бизнесменов и инвесторов [Ghubash, 1998, p. 286]. Кроме того, со времени утверждения власти младших членов династии Аль Бу Саиди на острове Занзибар и до революционных событий 1964 г., за которым последовал массовый отток оманцев на континент [Белошапко, 2014, с. 63], нация более чем столетие была разделена на два континента.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 667

Оценка читателей: голосов 0

1. Белошапко С.В. 50 лет революции на Занзибаре: как это было. Азия и Африка сегодня. 2014. №1. С. 60-64.

2. Куделин А.Б. Арабская литература. Поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М.: Языки славянской культуры, 2003.

3. Сенченко И.П. Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории. СПб.: Алетейя, 2020.

4. Фильштинский И.М. История арабской литературы. V – начало IX века. М.: Наука, 1985.

5. Abu Muslim Al-Bahlani. Al-Diwan [Divan. Muscat: Wizarat at-turath al-qaumiyy wa ath-thaqafah, 1980 (in Arabic)].

6. Al-Khalili 'Abdulla ben 'Ali. Diwan al-wahyi al-'abqariyya [Divan inspiration of genius. Muscat: At-Turath, 1978 (in Arabic)].

7. Al-Harthi Jokha. Sayyidat al-qamar [Celestial bodies. Beirut: Dar al-Adab, 2010 (in Arabic)].

8. Al-Salimi Mahmud ben Mubarak ben Habib. Athar al-fikr al-ibadiyy fi al-shi'ar al-'umaniyy fi al-qarneyn al-thalith 'ashar wa al-rabi' 'ashar al-hijreyn [The influence of Ibadite thought on Omani poetry in the 13th and 14th centuries AH. Muscat: Al-jayl al-wayid. 2003 (in Arabic)].

9. Sama 'Issa. Al-shi'ar al-'umaniyy al-mu'asyr [Contemporary Omani poetry. Al Faisal Magazine. 2016 (in Arabic)] https://www.alfaisalmag.com/?p=2858 (accessed 12.08.2020).

10. Hajir 'Atiq, Sha'aban Sa'ida. Al-fikr as-siyasiyy fi al-ibadiyya [Political thought in Ibadism. Algeria: University of Buira, 2014–2015 (in Arabic)].

11. Ghubash Husein 'Abid Ghanim. Uman al-dimuqratiyya al-islamiyya. Taqalid al-imama wa al-tarikh al-siyasiyy al-hadith [Islamic democratic Oman. Imamate traditions and political history. Beirut: Dar al-jadid. 1998 (in Arabic)].

12. Shi'ar Abu Muslim Al-Bahlani [Abu Muslim poems. Collection of Salih Bin Issa Al-Harthi. Muscat. 1986 (in Arabic)].

13. Abu Muslim al Bahlani among global influential figures. Omanobserver. 2019. https://www.omanobserver.om/abu-muslim-al-bahlani-among-global-influential-figures-unesco/ (accessed: 06.06.2020).

14. Al-Mahrouqi M. Religions discourse in the poetry of Abu Muslim al-Bahlani. Journal of African cultural studies. 2001. Vol 14. No. 1 June. Pp. 89-106.

15. Brugnatelli V. A new Berber Ibadite poem. Studi Magrebini. 2005. Pp. 131-142.

16. Hoffman V. Ibadism: History, Doctrines, and Recent Scholarship. Religion Compass. 2015. No. 9. Pp. 297-307.

Оманский поэт Абу Муслим аль-Бахляни (Оманский_поэт_Абу_Муслим_аль-Бахляни._The_Omani_poet_Abu_Muslim_Al-Bahlyani.Jpeg.jpg, 46 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх