About the Residents of the Indian Trading Yard in Astrakhan (on the Materials of the 18th Century)

 
PIIS086919080010815-3-1
DOI10.31857/S086919080010815-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
Edition
Pages72-82
Abstract

The article is devoted to the problem of social relations in the colony of Indian traders, which existed from the 17th to the 19th centuries on the Volga (Astrakhan). The main sources for analyzing the situation are documents of the Astrakhan archive of the 17th and 18th centuries. In addition to archival documents from Astrakhan, the study attracts notes of European travelers of the 17th and 18th centuries. In the course of the research, a number of problems that have not been considered either in the domestic or foreign scientific literature so far are formulated. The main one is the social composition of the Indian community on the Volga. The caste status of the Indian colonists is almost not discussed in the documents and notes of travelers. Sources depict their community as almost homogeneous. Therefore, both documents and travel notes of Europeans ignore those features of Indian life that indicate a caste hierarchy. However, a careful analysis of documents and stories of travelers allows us to speak about the heterogeneity of the society of Astrakhan Indians. The general conclusion of the study is that not only those persons whose caste status prescribed trade as their main occupation came to Astrakhan from India. Those people thanks to whom a caste Hindus even in a foreign country could build his life according to the rules prescribed by tradition, causing minimal damage to caste purity, were included to the inhabitants of the Indian court in Astrakhan, and within the circle with which the Indians maintained their contacts. The population of the Indian court in Astrakhan, as far as possible and by all available means sought to create an imitation of their life at homeland.

Keywordscastes, Hinduism, ritual purity, trade, Astrakhan
Received10.08.2020
Publication date11.09.2020
Number of characters33317
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Der Herrgott hat einen
2 groβen Tiergarten1. 1. Немецкая поговорка. Приблизительный перевод: «Разные звери в божьем зверинце».
3 Начиная с XVII в. в городе Астрахань, крупном торговом центре Российской империи, существовала торговая колония купцов, выходцев из далекой Индии. Наши сведения о жизни и предпринимательской деятельности этих торговых людей базируются на ряде разноплановых источников. С одной стороны, это многочисленные документы, сохранившиеся в архивах как самой Астрахани, так и иных городов, с другой – записки путешественников, отечественных и зарубежных, в разные годы посетивших город на Волге. Первая группа источников сохраняет материал, главным образом касающийся торговли и взаимоотношений индийцев с местными жителями. Путешественников же интересовали прежде всего вопросы этнографического порядка – язык, обычаи, верования иноземцев. Впрочем, сбор этих сведений сталкивался с определенными затруднениями.
4 Как заметил Петр Симон Паллас, «опыт научил их [индийцев] быть крайне подозрительными (argwöhnisch) и в высшей степени скрытными (äuβerst verschwiegen) Исключая хороших знакомых, да чужаков, рекомендованных им этими знакомыми, они неохотно пускают кого-либо в свои жилища…» [Pallas, 1782; Никольская, 2010, с. 384]. Немецкий ученый и путешественник при всей своей эрудиции не был ни востоковедом, ни тем более индологом. Потому закрытость сообщества индийских купцов он объяснял неким опытом, который они приобрели во время длительного проживания на Волге, в чужом, а иногда и откровенно враждебном окружении. Между тем, не исключая справедливости доводов Палласа, стоит учесть тот факт, что значительная часть индийских торговцев, если судить по данным источников, принадлежала к кругу кастовых индусов. И, как представляется, именно этот факт являлся определяющим для установления ими норм проживания на чужбине.
5 Жизнь кастового индуса подчинена строгим правилам, соблюдение которых гарантирует ему сохранение статуса. Любое отступление от них грозит, как минимум, кастовым осквернением. Серьезное нарушение предписаний чревато исключением из касты. Между тем индийские купцы находились не просто далеко от родины, но на территории другого государства, в окружении чужаков – людей, живущих по совершенно иным порядкам и в иной системе ценностей. Соблюдение кастовых предписаний, в том числе при решении элементарных бытовых проблем, в этих условиях было сопряжено с большими сложностями. Вероятно, по этой причине индийцы и вели такой закрытый образ жизни, в результате чего в источниках сохранилось крайне мало сведений о взаимоотношениях внутри их сообщества. Астраханские документы освещают в лучшем случае лишь конфликты, разгоравшиеся между купцами вокруг проблем с наследством и долгами. В записках европейских путешественников дается в основном взгляд на это сообщество извне. Взаимоотношения внутри общины и даже ее структура выглядят в текстах весьма невнятно. Прежде всего обращает на себя внимание следующий факт: европейские путешественники, слабо ориентируясь в специфике кастового общества, по преимуществу описывают эту «корпорацию» как относительно гомогенную. Исключая указания на то, что среди индийских торговцев всегда присутствовали брахманы, необходимые для совершения культовых действий, в остальном индийское сообщество в европейских записках изображается как некая единая группа.

Number of purchasers: 1, views: 690

Readers community rating: votes 0

1. Biruni, Abu Reyhan. India. Moscow: Nauchno-izdatel'skii tsentr “Ladomir”, 1995 (in Russian).

2. Gmelin S.G. Travel to Russia to Explore the Three Kingdoms of Nature. St. Petersburg: Pri Imp. Akad. Nauk, 1806 (in Russian).

3. Kolyichev A.A. Clerks and Their Needs. Yaroslavl: Severnoe Eho, 1905 (in Russian).

4. Peoples Of South Asia. Moscow: Izdatelstvo AN SSSR, 1963 (in Russian).

5. Nikolskaja K.D. Astrakhan Indians in the Forgotten Paper of Peter Simon Pallas. “In Russia You Should Live Long Life…” To the Memory of Koka A. Antonova (1910–2007). Moscow: Vostochnaia Literatura RAS, 2010. Pp. 381–410 (in Russian).

6. Nikolskaia K.D. “Wrong Marriages” in the Indian Tradition. Vostok (Oriens). 2019. No. 4. Pp. 106–116 (in Russian).

7. Pluzhnikov V.I. Terms of Russian Architectural Heritage. Moscow, Iskusstvo, 1995 (in Russian).

8. Russian-Indian Relations in the 17th Century. Collection of Documents. Moscow: Nauka, Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury, 1958 (in Russian).

9. Russian-Indian Relations in the 18th Century. Collection of Documents. Moscow: Nauka, Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury, 1965 (in Russian).

10. Streys, Yan Yansen. Letter 06.03.1671. Three Trips. Transl. E. Borodina. Moscow: Sotsekgiz, 1935 (in Russian).

11. Chernyshev V. A. Indians. System of Personal Names of the Peoples of the World. Moscow: Nauka, 1986 (in Russian).

12. Böhtlingk O. Sanskrit-Wörterbuch in kürzerer Fassung. St. Petersburg: Kaiserlichen Academie der Wissenschaften, 1884.

13. Brown W. Norman. Duty as Truth in the Rig Veda. India Maior. Congratulation Volume Presented to Prof. J. Gonda. Leiden: Brill, 1972.

14. Dharampal-Frick G. Indien im Spiegel deutscher Quellen der Frühen Neuzeit (1500–1750). Tübingen: Nimeyer, 1994.

15. Kemp P.M. Bharat-Rus. An Introduction to Indo-Russian Contacts and Travels from Medieval Times to the October Revolution. Delhi: Indo-Soviet Cultural Society, 1958.

16. Pallas P.S. Etwas über die zu Astrahan wohnende Indianer. Neue Nordische Beitraege zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung. 1782, Vol. III.

Система Orphus

Loading...
Up