О жителях Индийского торгового двора в Астрахани (по материалам XVIII в.)

 
Код статьиS086919080010815-3-1
DOI10.31857/S086919080010815-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы72-82
Аннотация

Статья посвящена проблеме социальных отношений в колонии индийских торговцев, которая существовала с XVII по XIX в. на Волге (город Астрахань). Основными источниками для анализа ситуации являются документы Астраханского архива XVII и XVIII в. (прежде всего переписи населения и те документы, в которых упоминается так называемый Индийский двор, где проживала большая часть индийцев). Помимо архивных документов из Астрахани исследование привлекает записки европейских путешественников XVII и XVIII в.: Петра Симона Палласа, Иоганна Готлиба Георги, Яна Янсена Стрейса, Самуила Готлиба Гмелина. В ходе исследования формулируется ряд проблем, которые до настоящего времени не рассматривались ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе. Главная из них – социальный состав индийской общины на Волге. И в документах, и в записках путешественников практически не рассматривается тема кастового статуса индийских колонистов. Источники рисуют их сообщество почти гомогенным. Причина этого ясна: ни астраханские чиновники, ни европейские путешественники не разбирались в проблемах кастового строя. Потому и документы, и записки европейцев игнорируют те черты жизни индийцев, которые свидетельствуют о кастовой иерархии. Однако внимательный анализ документов (имена индийцев, внешний вид и топография индийского двора, условия проживания индийцев в Астрахани, их род деятельности, их отношения с местными жителями, отношения друг с другом и т.д.) и рассказов путешественников позволяет говорить о разнородности общества астраханских индийцев. Общий вывод исследования таков: в Астрахань из Индии приезжали не только те, кому кастовый статус предписывал торговлю как основное занятие. В число обитателей Индийского двора и в круг, с которым индийцы поддерживали контакты, были включены именно те, благодаря которым кастовые индусы и в чужой стране могли строить свою жизнь по предписанным традицией правилам, нанося минимальный ущерб кастовой чистоте. Население индийского подворья в Астрахани по мере возможностей стремилось всеми доступными средствами создать имитацию жизни у себя на родине.

Ключевые словакасты, индуизм, ритуальная чистота, Астрахань
Получено10.08.2020
Дата публикации11.09.2020
Кол-во символов33317
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Der Herrgott hat einen
2 groβen Tiergarten1. 1. Немецкая поговорка. Приблизительный перевод: «Разные звери в божьем зверинце».
3 Начиная с XVII в. в городе Астрахань, крупном торговом центре Российской империи, существовала торговая колония купцов, выходцев из далекой Индии. Наши сведения о жизни и предпринимательской деятельности этих торговых людей базируются на ряде разноплановых источников. С одной стороны, это многочисленные документы, сохранившиеся в архивах как самой Астрахани, так и иных городов, с другой – записки путешественников, отечественных и зарубежных, в разные годы посетивших город на Волге. Первая группа источников сохраняет материал, главным образом касающийся торговли и взаимоотношений индийцев с местными жителями. Путешественников же интересовали прежде всего вопросы этнографического порядка – язык, обычаи, верования иноземцев. Впрочем, сбор этих сведений сталкивался с определенными затруднениями.
4 Как заметил Петр Симон Паллас, «опыт научил их [индийцев] быть крайне подозрительными (argwöhnisch) и в высшей степени скрытными (äuβerst verschwiegen) Исключая хороших знакомых, да чужаков, рекомендованных им этими знакомыми, они неохотно пускают кого-либо в свои жилища…» [Pallas, 1782; Никольская, 2010, с. 384]. Немецкий ученый и путешественник при всей своей эрудиции не был ни востоковедом, ни тем более индологом. Потому закрытость сообщества индийских купцов он объяснял неким опытом, который они приобрели во время длительного проживания на Волге, в чужом, а иногда и откровенно враждебном окружении. Между тем, не исключая справедливости доводов Палласа, стоит учесть тот факт, что значительная часть индийских торговцев, если судить по данным источников, принадлежала к кругу кастовых индусов. И, как представляется, именно этот факт являлся определяющим для установления ими норм проживания на чужбине.
5 Жизнь кастового индуса подчинена строгим правилам, соблюдение которых гарантирует ему сохранение статуса. Любое отступление от них грозит, как минимум, кастовым осквернением. Серьезное нарушение предписаний чревато исключением из касты. Между тем индийские купцы находились не просто далеко от родины, но на территории другого государства, в окружении чужаков – людей, живущих по совершенно иным порядкам и в иной системе ценностей. Соблюдение кастовых предписаний, в том числе при решении элементарных бытовых проблем, в этих условиях было сопряжено с большими сложностями. Вероятно, по этой причине индийцы и вели такой закрытый образ жизни, в результате чего в источниках сохранилось крайне мало сведений о взаимоотношениях внутри их сообщества. Астраханские документы освещают в лучшем случае лишь конфликты, разгоравшиеся между купцами вокруг проблем с наследством и долгами. В записках европейских путешественников дается в основном взгляд на это сообщество извне. Взаимоотношения внутри общины и даже ее структура выглядят в текстах весьма невнятно. Прежде всего обращает на себя внимание следующий факт: европейские путешественники, слабо ориентируясь в специфике кастового общества, по преимуществу описывают эту «корпорацию» как относительно гомогенную. Исключая указания на то, что среди индийских торговцев всегда присутствовали брахманы, необходимые для совершения культовых действий, в остальном индийское сообщество в европейских записках изображается как некая единая группа.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 694

Оценка читателей: голосов 0

1. Бируни, Абу Рейхан. Индия. Изд. подгот. А.Б. Халидов, Ю.Н. Завадовский, В.Г. Эрман. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995.

2. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. СПб.: При Имп. Акад. наук, 1806.

3. Колычев А.А. Приказчики и их нужды. Ярославль: Северное Эхо, 1905.

4. Народы Южной Азии. М.: Издательство АН СССР, 1963.

5. Никольская К.Д. Астраханские индийцы в забытой статье Петра Симона Палласа. «В России надо жить долго…». Памяти К.А. Антоновой (1910–2007). М.: Вост. лит. РАН, 2010. С. 381–410.

6. Никольская К.Д. «Дурные браки» в индийской традиции. Восток (Oriens). 2019. № 4. С. 106–116.

7. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М.: Искусство, 1995.

8. Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1958.

9. Русско-индийские отношения в XVIII в. Сборник документов. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965.

10. Стрейс, Ян Янсен. Письмо 06.03.1671. Три путешествия. Пер. Э. Бородиной. М.: Соцэкгиз, 1935.

11. Чернышев В.А. Индийцы. Система личных имен народов мира. М.: Наука, 1986.

12. Böhtlingk O. Sanskrit-Wörterbuch in kürzerer Fassung. St. Petersburg: Kaiserlichen Academie der Wissenschaften, 1884.

13. Brown W. Norman. Duty as Truth in the Rig Veda. India Maior. Congratulation Volume Presented to Prof. J. Gonda. Leiden: Brill, 1972.

14. Dharampal-Frick G. Indien im Spiegel deutscher Quellen der Frühen Neuzeit (1500–1750). Tübingen: Nimeyer, 1994.

15. Kemp P.M. Bharat-Rus. An Introduction to Indo-Russian Contacts and Travels from Medieval Times to the October Revolution. Delhi: Indo-Soviet Cultural Society, 1958.

16. Pallas P.S. Etwas über die zu Astrahan wohnende Indianer. Neue Nordische Beitraege zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung. 1782, Vol. III.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх