“Tarih al-Wuzara” as a Source on the History of Khwarazm

 
PIIS086919080009886-1-1
DOI10.31857/S086919080009886-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages98-107
Abstract

Among the Arabo-Persian sources on the history of the Seljukid state the work of Najm al-Din Abu’l-Reza al-Qummi “Tarih al-Wuzara” is definitely the least which is known to Russian researchers. At the same time this monument completed by the author in 1189 contains a rich array of information about the political history of Iraq, Iran and neighboring regions, especially in the 12th c. In our study, we would like to draw attention to what information and to what extent this historical source provides about the history of Khwarazm during the reign of the Anushteginid dynasty there. From our point of view, this kind of research is important primarily for the reason that it was in the 12th c. that Khwarazm not only gained independence as part of the power of the Seljuk Sultan Sanjar, but also after the death of the latter became one of the main contenders for the role of the center in the annexation of the former possessions of this ruler. The period of gradual transformation of Khwarazm into one of the most powerful states of the Middle East begins in the second half of the 12th c. It is extremely important to highlight the data that could contain the work of al-Qummi on this issue. In this regard, the appeal to this historical source is able to correct some of our ideas about the political history of this state education in the 12th c. The research of this kind is also important because of the fact that many arabo-persian historical works of the 12th c. are lost, and the official historiography of the Anushteginid dynasty in Khwarazm almost has not survived to present day. This situation requires researchers to pay more attention to the monuments of the 12th c., the purpose of which was not to describe directly the history of Khwarazm, but to include more or less information on subjects of interest to us. “Tarih al-Wuzara” is attributed to these arabo-persian sources and we try to reveal in this article the informational content of this monument in relation to the history of Khwarazm.

Keywordsal-Qummi, “Tarih al-Wuzara”, Khwarazm, Arab-Persian sources, Iran
Received28.05.2020
Publication date22.06.2020
Number of characters30218
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История Хорезма в годы правления династии Ануштегинидов (1097–1231) освещена в многочисленных арабо-персидских исторических сочинениях, а также в исторических памятниках, созданных авторами, принадлежащими к другим историографическим традициям. Связано это, прежде всего, с тем фактом, что именно на долю последних правителей этой династии выпало противостояние монгольской угрозе, которое закончилось гибелью как самого Хорезмийского государства, так и его правящего рода. Однако именно эти печальные события во многом предопределили интерес исследователей к данной исторической проблематике, безусловно сквозь призму изучения военной деятельности Чингиз-хана и формирования монгольской империи, и к историческим источникам, в которых содержится информация по этой тематике. Несомненно, гораздо меньшим вниманием пользовались события из истории Хорезма, далеко отстоящие от времени вторжения монгольских завоевателей, а также те памятники, которые повествуют об этом периоде истории династии Ануштегинидов. Данная статья должна во многом привлечь внимание научной общественности к историческому сочинению, которое совершенно не затрагивает событий начала XIII в. и вообще было мало задействовано учеными при описании истории Сельджукидов и начала возвышения Хорезма. Речь пойдет о труде Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми «Тарих ал-Вузара», который в принципе редко использовался отечественными востоковедами при описании истории ранних хорезмшахов, так, в частности, о нем нет ни слова в классическом исследовании З.М. Буниятова «Государство хорезмшахов-Ануштегинидов» [Буниятов, 1986], но оно относительно неплохо известно зарубежным специалистам по истории Сельджукидов [Fairbanks, 1977; Luther, 1969], как это, например, видно и по работе А. Пикока. «Вторым трудом из Джибала, также на персидском языке, является “Зайли Нафсат ал-Масдур” чиновника Наджм ад-Дин ал-Кумми, созданное также при жизни Тогрула III. В нем фокусируется внимание на чиновниках Султаната Ирака с 1130-х гг. и далее; хотя оно было известно ученым с 1970х гг., этим сочинением, как правило, пренебрегали, возможно, из-за общего отсутствия научного интереса к событиям, касающимся этого периода» [Peacock, 2015, p. 15]. Со своей стороны, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в этом кратком исследовании нами будут рассмотрены лишь те фрагменты «Тарих ал-Вузара», где речь идет непосредственно об истории Хорезма и его правителей без внимательного рассмотрения иных частей данного исторического сочинения, которые не содержат сведений по интересующей нас проблематике.
2 Прежде всего, кратко охарактеризуем само средневековое историческое сочинение, которое является объектом нашего исследования. На фоне известных ученым исторических источников по истории династии Сельджукидов гораздо меньшее внимание исследователей, как уже было сказано, привлекал именно труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми «Тарих ал-Вузара» (текст этого памятника, как указывает А. Пикок, был издан в Иране под названием «Зайли Нафсат ал-Масдур») (см.: [Peacock, 2014(1), p. 4]), написанный на персидском языке и оконченный автором в 1189 г. [Peacock, 2014(1), p. 4]. Указанное несовпадение названий исторического источника сам А. Пикок объясняет тем, что под «Тарих ал-Вузара» источник известен преимущественно в западной историографии, а в самом Иране данный памятник издавался и был известен как «Зайли Нафсат ал-Масдур» [Peacock, 2014(1), p. 4]. Вероятно, ситуация несколько сложнее, чем об этом говорит упомянутый исследователь, поскольку труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми известен не только в том варианте издания, которое приводит А. Пикок, но и в более раннем, где он опубликован под названием «Тарих ал-Вузара» [ал-Кумми, 1985/1363]. С нашей точки зрения, вариант издания этого исторического источника «Зайли Нафcат ал-Масдур» связан с тем, что в основе труда Наджм ад-Дина ал-Кумми, как и в случае с сочинением ‘Имад ад-Дина Исфахани, лежало более раннее сочинение Ануширвана ибн Халида Кашани. Как уже говорилось выше, среди отечественных востоковедов и отдельных западных исследователей этот источник фигурирует под названием «Футур заман ас-судур ва судур заман ал-футур» [Агаджанов, 1969, с. 19; ал-Хусайни, 1980, с. 10; A History of Persian Literature, 2012, p. 150], однако у самого А. Пикока он именуется не иначе как «Нафсат ал-Масдур» [Peacock, 2014(1), p. 4]. В результате Наджм ад-Дин Абу-л-Реза ал-Кумми, если верить тому названию труда, который привели А. Пикок и иранские издатели, выстраивал свой труд как продолжение «Нафзат ал-Масдур».

Number of purchasers: 0, views: 928

Readers community rating: votes 0

1. Agadzhanov S.G. Essays on the History of the Oghuz and the Turkmens of Central Asia 9–13cc. Ashkhabad: Ylym, 1969 (in Russian).

2. ‘Aufi Sadid al-Din Muhammad. Djawam al-hikayat (Collection of stories). Bartol'd V. V. Turkestan during the Mongol Invasion. Pt. 1. Texts. St. Petersburg: Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk, 1898. Pp. 73–101 (in Persian).

3. Ibn al-Asir. Al-Kamil fi-t-tarikh. Full Arch of History. Selected Passages. Transl. P.G. Bulgakov, Sh.S. Kamoliddin. Tashkent: Uzbekistan, 2006 (in Russian).

4. Bartol'd V.V. Turkestan during the Mongol Invasion. Bartol'd V.V. Works. Vol. 1. Moscow: Nauka, 1963. T. I. Pp. 45–597 (in Russian).

5. Buniyatov Z.M. The Khorezm State of the Anushteginids 1097–1231. Moscow: Glavnaia Redaktsiia Vostocnoi Literatury, 1986 (in Russian).

6. Vatvat Rashid ad-Din. Namehaye Rashid ad-Din Vatvat. (Essays). Ed. by Saʿīd Nafīs. Tehran: Kitabkhana-yi Barani, 1960 (in Persian).

7. Najm al-Din Abu l-Reza’ al-Qummi. Tarih al-Wuzara (The History of Vezirs). Ed. by Muhammed Taki Dânish-Pazûh. Tehran: Muassase-i mutalaat va tahkikat-i farhangi, 1363/1985 (in Persian).

8. al-Husajni Sadr ad-Din ‘Ali. Ahbar ad-Daulat as-Seldzhukijja (Zubdat at-tavarih fi ahbar al-umara va-l-muluk as-seldzhukijja) (“Reports on the Seljuk State”. “The Cream of Chronicles, telling about the Seljuk Emirs and the Lords”). Transl. Z.M. Buniyatov. Moscow: Glavnaia Redaktsiia Vostocnoi Literatury, 1980 (in Russian).

9. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid Period. Historians of the Middle East. Ed. B. Lewis, P.M. Holt. London: Oxford University Press, 1962. Pp. 59–78.

10. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid Period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

11. Fairbanks Stephen C. The Tarikh Al-Vuzara': A History of the Saljuq Bureaucracy. PhD Dissertation University of Michigan, 1977.

12. Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden: Harrassowitz, 1992.

13. Histoire des Seldjoucides du Kerman par Muhammed Ibrahim. Recueil de textes relatifs a l'histoire des Seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

14. Histoire des Seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

15. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian historiography. Ed. by Ch. Mellvile. London, New York: I.B. Tauris, 2012.

16. Hudud al-'Alam, The Regions of the World. A Persian Geography, 372 A.H. –982 A.D. Transl. and Expl. by V. Minorsky. London, 1970.

17. Luther K.A. A New Source for the History of Iraq Seljuqs. The Tarikh al-Vuzara. Der Islam. No. 45, 1969. Pp. 117–128.

18. Marquart J. Über das Volkstum der Komanen. Bang W., Marquart J. Ostturkische Dialektstudien. Berlin: Weidmannsce buschhandlumg, 1914. S. 25–238.

19. Martinez A.R. Gardizi’s Two Chapter on the Turks. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Tome II. Wiesbaden, 1983. Pp. 109–219.

20. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi. On China, the Turcs and India, Arabic Text with an English Translation Commentary by V. Minorsky. London: The Royal Asiatic Society, 1942.

21. Peacock A.C.S. Court Historiography of the Seljuk Empire in Iran and Iraq: Reflection on Content, Authorship and Language. Iranian studies. 2014(1). Pp. 2–19.

22. Peacock A.C.S. ‘Imad al-Din Isfahani’s Nusrat al-Fatra, Seljuk Politics and Ayyubid Origins, Ferdowsi, The Mongols and the History of Iran. Art, literature and culture from early Islam to Qajar Persia. London, New York, 2014(2). Pp. 78–91.

23. Peacock A.C.S. The Great Seljuk Empire. Edinbourgh: Edinburgh University Press, 2015.

24. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur. Ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

25. The Saljūqnāma of Żahīr al-Dīn Nīshāpūrī. Ed. by A.H. Morton. Chippenham: Gibb Memorial Trust, 2004.

Система Orphus

Loading...
Up