«Тарих ал-Вузара» как источник по истории Хорезма

 
Код статьиS086919080009886-1-1
DOI10.31857/S086919080009886-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы98-107
Аннотация

Среди арабо-персидских источников по истории государства Сельджукидов труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми «Тарих ал-Вузара» является наименее известным для российских исследователей. При этом сам этот памятник, завершенный автором в 1189 г., содержит богатый массив информации о политической истории Ирака, Ирана и сопредельных регионов, особенно в XII в. Данная статья посвящена тому, какую информацию и в каком объеме предоставляет данный исторический источник об истории Хорезма в годы правления династии Ануштегинидов. С нашей точки зрения, такого рода исследование важно, прежде всего, по той причине, что именно в XII в. Хорезм обретает независимость в составе державы сельджукского султана Санджара, а после его смерти является одним из главных претендентов на роль центра в деле присоединения бывших владений этого правителя. Период постепенного превращения Хорезма в одно из самых могущественных государств Среднего Востока начинается именно во второй половине XII в.; было крайне важно выделить сведения, которые могло содержать в себе сочинение ал-Кумми по данной проблематике. В связи с этим обращение к этому историческому источнику способно скорректировать некоторые наши представления относительно политической истории данного государственного образования в XII в. Исследование подобного рода важно еще и по причине того, что многие арабо-персидские исторические сочинения XII в. оказались утрачены, а официальная историография династии Ануштегинидов в Хорезме практически не сохранилась. Эта ситуация требует от исследователей более пристального внимания к памятникам XII в., целью создания которых было не описание непосредственно истории Хорезма, но при этом включающим в себя больший или меньший объем сведений по интересующим нас сюжетам. Именно к таким арабо-персидским текстам можно отнести и «Тарих ал-Вузара», информационный потенциал которого в отношении истории Хорезма мы постараемся раскрыть в рамках этой статьи.

Ключевые словаал-Кумми, «Тарих ал-Вузара», Хорезм, арабо-персидские источники, Иран
Получено28.05.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов30218
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История Хорезма в годы правления династии Ануштегинидов (1097–1231) освещена в многочисленных арабо-персидских исторических сочинениях, а также в исторических памятниках, созданных авторами, принадлежащими к другим историографическим традициям. Связано это, прежде всего, с тем фактом, что именно на долю последних правителей этой династии выпало противостояние монгольской угрозе, которое закончилось гибелью как самого Хорезмийского государства, так и его правящего рода. Однако именно эти печальные события во многом предопределили интерес исследователей к данной исторической проблематике, безусловно сквозь призму изучения военной деятельности Чингиз-хана и формирования монгольской империи, и к историческим источникам, в которых содержится информация по этой тематике. Несомненно, гораздо меньшим вниманием пользовались события из истории Хорезма, далеко отстоящие от времени вторжения монгольских завоевателей, а также те памятники, которые повествуют об этом периоде истории династии Ануштегинидов. Данная статья должна во многом привлечь внимание научной общественности к историческому сочинению, которое совершенно не затрагивает событий начала XIII в. и вообще было мало задействовано учеными при описании истории Сельджукидов и начала возвышения Хорезма. Речь пойдет о труде Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми «Тарих ал-Вузара», который в принципе редко использовался отечественными востоковедами при описании истории ранних хорезмшахов, так, в частности, о нем нет ни слова в классическом исследовании З.М. Буниятова «Государство хорезмшахов-Ануштегинидов» [Буниятов, 1986], но оно относительно неплохо известно зарубежным специалистам по истории Сельджукидов [Fairbanks, 1977; Luther, 1969], как это, например, видно и по работе А. Пикока. «Вторым трудом из Джибала, также на персидском языке, является “Зайли Нафсат ал-Масдур” чиновника Наджм ад-Дин ал-Кумми, созданное также при жизни Тогрула III. В нем фокусируется внимание на чиновниках Султаната Ирака с 1130-х гг. и далее; хотя оно было известно ученым с 1970х гг., этим сочинением, как правило, пренебрегали, возможно, из-за общего отсутствия научного интереса к событиям, касающимся этого периода» [Peacock, 2015, p. 15]. Со своей стороны, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в этом кратком исследовании нами будут рассмотрены лишь те фрагменты «Тарих ал-Вузара», где речь идет непосредственно об истории Хорезма и его правителей без внимательного рассмотрения иных частей данного исторического сочинения, которые не содержат сведений по интересующей нас проблематике.
2 Прежде всего, кратко охарактеризуем само средневековое историческое сочинение, которое является объектом нашего исследования. На фоне известных ученым исторических источников по истории династии Сельджукидов гораздо меньшее внимание исследователей, как уже было сказано, привлекал именно труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми «Тарих ал-Вузара» (текст этого памятника, как указывает А. Пикок, был издан в Иране под названием «Зайли Нафсат ал-Масдур») (см.: [Peacock, 2014(1), p. 4]), написанный на персидском языке и оконченный автором в 1189 г. [Peacock, 2014(1), p. 4]. Указанное несовпадение названий исторического источника сам А. Пикок объясняет тем, что под «Тарих ал-Вузара» источник известен преимущественно в западной историографии, а в самом Иране данный памятник издавался и был известен как «Зайли Нафсат ал-Масдур» [Peacock, 2014(1), p. 4]. Вероятно, ситуация несколько сложнее, чем об этом говорит упомянутый исследователь, поскольку труд Наджм ад-Дина Абу-л-Резы ал-Кумми известен не только в том варианте издания, которое приводит А. Пикок, но и в более раннем, где он опубликован под названием «Тарих ал-Вузара» [ал-Кумми, 1985/1363]. С нашей точки зрения, вариант издания этого исторического источника «Зайли Нафcат ал-Масдур» связан с тем, что в основе труда Наджм ад-Дина ал-Кумми, как и в случае с сочинением ‘Имад ад-Дина Исфахани, лежало более раннее сочинение Ануширвана ибн Халида Кашани. Как уже говорилось выше, среди отечественных востоковедов и отдельных западных исследователей этот источник фигурирует под названием «Футур заман ас-судур ва судур заман ал-футур» [Агаджанов, 1969, с. 19; ал-Хусайни, 1980, с. 10; A History of Persian Literature, 2012, p. 150], однако у самого А. Пикока он именуется не иначе как «Нафсат ал-Масдур» [Peacock, 2014(1), p. 4]. В результате Наджм ад-Дин Абу-л-Реза ал-Кумми, если верить тому названию труда, который привели А. Пикок и иранские издатели, выстраивал свой труд как продолжение «Нафзат ал-Масдур».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 939

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. ‘Ауфи Садид ад-Дин Мухаммад. Джавам ал-Хикайат. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Ч 1. Тексты. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1898. С. 73–101.

3. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих»: «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

4. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. Т. I. М.: Наука, 1963. С. 45–597.

5. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231 г. М.: ГРВЛ, 1986.

6. Ватват Рашид ад-Дин. Намехо-йе Рашид ад-Дин Ватват. Ред. Саид Нафис. Тегеран: Китабхaна-йи Барани, 1960.

7. ал-Кумми Наджм ад-Дин Абу-л-Реза. Тарих ал-Вузара. Ред. Мухаммад-Таки Даниш-Пазух. Тегеран: Моассаса-йи муталаат ве тахкикат-и фарханги, 1363/1985.

8. ал-Хусайни Садр ад-Дин ‘Али. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З. М. Буниятов. М.: ГРВЛ, 1980.

9. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid Period. Historians of the Middle East. Ed. B. Lewis, P.M. Holt. London: Oxford University Press, 1962. Pp. 59–78.

10. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid Period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

11. Fairbanks Stephen C. The Tarikh Al-Vuzara': A History of the Saljuq Bureaucracy. PhD Dissertation University of Michigan, 1977.

12. Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden: Harrassowitz, 1992.

13. Histoire des Seldjoucides du Kerman par Muhammed Ibrahim. Recueil de textes relatifs a l'histoire des Seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

14. Histoire des Seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

15. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian historiography. Ed. by Ch. Mellvile. London, New York: I.B. Tauris, 2012.

16. Hudud al-'Alam, The Regions of the World. A Persian Geography, 372 A.H. –982 A.D. Transl. and Expl. by V. Minorsky. London, 1970.

17. Luther K.A. A New Source for the History of Iraq Seljuqs. The Tarikh al-Vuzara. Der Islam. No. 45, 1969. Pp. 117–128.

18. Marquart J. Über das Volkstum der Komanen. Bang W., Marquart J. Ostturkische Dialektstudien. Berlin: Weidmannsce buschhandlumg, 1914. S. 25–238.

19. Martinez A.R. Gardizi’s Two Chapter on the Turks. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Tome II. Wiesbaden, 1983. Pp. 109–219.

20. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi. On China, the Turcs and India, Arabic Text with an English Translation Commentary by V. Minorsky. London: The Royal Asiatic Society, 1942.

21. Peacock A.C.S. Court Historiography of the Seljuk Empire in Iran and Iraq: Reflection on Content, Authorship and Language. Iranian studies. 2014(1). Pp. 2–19.

22. Peacock A.C.S. ‘Imad al-Din Isfahani’s Nusrat al-Fatra, Seljuk Politics and Ayyubid Origins, Ferdowsi, The Mongols and the History of Iran. Art, literature and culture from early Islam to Qajar Persia. London, New York, 2014(2). Pp. 78–91.

23. Peacock A.C.S. The Great Seljuk Empire. Edinbourgh: Edinburgh University Press, 2015.

24. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur. Ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

25. The Saljūqnāma of Żahīr al-Dīn Nīshāpūrī. Ed. by A.H. Morton. Chippenham: Gibb Memorial Trust, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх