Военно-политическое сотрудничество Индии и Китая в тени недоверия

 
Код статьиS086919080009587-2-1
DOI10.31857/S086919080009587-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аналитик Лаборатории анализа международных процессов, преподаватель Кафедры английского языка №1, аспирант кафедры Востоковедения
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Москва, Речников, 18к2, 26
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы185-195
Аннотация

Индийско-китайские отношения на современном этапе представляют крайне интересную тему для исследования, ввиду того что и Нью-Дели, и Пекин демонстрируют достижения в экономической и военно-политической сферах, смещают центр глобальной политики в Азию и имеют все возможности для изменения баланса сил и мирового порядка в средне- или долгосрочной перспективе. Между тем наука, особенно отечественная, уделяет мало внимания двустороннему взаимодействию двух азиатских гигантов, фокусируясь больше на противостоянии КНР и США, в котором Индия является лишь одним из условных американских союзников, либо же ограничивается рассмотрением регионального соперничества между Индией и Китаем, ввиду активно развивающихся геополитических проектов обеих стран. Военно-политические связи двух государств, как правило, не находят отражение в исследованиях, так как носят ограниченный характер, поскольку всё ещё несут бремя обоюдного недоверия, сложившегося из-за непродолжительной, но крайне болезненной для исторической памяти индийцев индийско-китайской войны 1962 года. Данная статья призвана проанализировать качественные составляющие военных потенциалов двух государств на суше и на море, а также выявить механизмы взаимодействия, способствующие нивелированию негативного восприятия действий каждой из сторон. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что Китай останется в среднесрочной перспективе более сильным игроком на международной арене, нежели Индия, которая стремится сократить с ним разрыв, но не обладает такими же экономическими возможностями, в связи с чем укрепление позиций происходит преимущественно за счёт крупных союзников, таких как США, Россия и Япония. Вместе с тем, общность некоторых региональных интересов и осознание тяжести последствий потенциального конфликта способствуют укреплению военно-политического сотрудничества Индии и Китая, несмотря на неизменный фактор недоверия друг к другу.

Ключевые словаИндия, Китай, военно-политическое сотрудничество, фактор недоверия, пограничный спор, Индо-Тихоокеанский регион, военные доктрины
Получено07.05.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов29282
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На современном этапе, несмотря на сохраняющиеся исторические разногласия, Индия и Китай стремятся к налаживанию политического диалога. Однако в военно-политической сфере Индия и Китай являются явными соперниками: каждая из сторон воспринимает усиление военного потенциала как вызов, а военное сотрудничество с другими государствами как направленное против другой. Периодические стычки на границе лишний раз напоминают о возможной угрозе вооруженных столкновений. Однако недаром индийский премьер-министр Нарендра Моди отметил, что «за последние четыре десятилетия на индийско-китайской границе не прозвучало ни одного выстрела, а в приграничных районах сохранялся мир и спокойствие» [Our govt…]. При этом наличие ядерного фактора лишь усиливает взаимные опасения. В последнее время всё большее значение придаётся и геополитическому противостоянию акторов. Желание обоих государств быть сильными как континентальными, так и морскими державами зачастую приводит к конфликту интересов в регионе. В целом, военно-политическое измерение двусторонних отношений буквально пронизано недоверием стран друг к другу, однако на данном этапе оба государства стремятся как можно осторожнее выстраивать двусторонний диалог, осознавая ненужность и катастрофические последствия возможного конфликта.
2 СОПОСТАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЗИЦИЙ ИНДИИ И КНР В ВОЕННОЙ СФЕРЕ
3 Де-факто сухопутная граница между Индией и Китаем, или «линия фактического контроля», является самой протяжённой спорной демаркационной линией в мире [Rehman, p. 131]. По индийским оценкам, граница насчитывает почти 3,5 тыс. км [Annexure…]. Она условно состоит из трёх зон: Западной (Ладакх, Кашмир), Средней (Уттаркханд, Химачал Прадеш) и Восточной (Сикким, Аруначал Прадеш) [All you want…]. Спорными при этом являются преимущественно территории индийского штата Аруначал Прадеш, которые китайцы именуют Южным Тибетом, и регион Аксай Чина, который де-факто управляется Китаем, но индийцы считают частью Ладакха [Васильев, стр. 183]. Предыстория конфликта лежит в разной трактовке документов, разграничивающих территории двух государств, – прежде всего, Симлского соглашения 1914 г., которое зафиксировало в качестве границы так называемую линию Мак-Магона [Терехов, стр. 58]. КНР отказывается признавать эту линию в качестве официальной границы, поскольку центральное правительство Китая никогда не признавало её как таковую [Premier Chou…]. Невозможность решения территориального вопроса мирными средствами привело к войне 1962 г., в которой Индия потерпела поражение. Однако конфликт не разрешил фундаментальных противоречий сторон, лишь усугубив его фактором недоверия друг к другу.
4 Притязания обеих сторон обусловлены стратегическим характером этих районов: Аруначал Прадеш для Индии – это и связь с другими северо-восточными штатами, и среднее течение одной из важнейших для страны рек – Брахмапутры; Китай же стремится отодвинуть границу от столицы Тибетского автономного района (ТАР) Лхасы, от которой до «линии Макмагона» только 250 км [Терехов, стр. 58]. Кроме того, это имеет и культурно-религиозное значение, так как Китай контролирует все места инкарнации Далай-Ламы, кроме Таванга – «единственного места на тибетском плато, находящегося за пределами территории современного Китая», что крайне важно, учитывая тибетский фактор [Чжун, стр. 107-108]. Аксай Чин значим для Пекина в связи с тем, что является частью Тибетского плато и соединяет Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) с ТАР; индийцы же обосновывают свою позицию его исторической принадлежностью Индии [Терехов, стр. 60]. То есть внимания заслуживает не только протяжённость границы, но и её рельефность: между двумя азиатскими гигантами пролегает цепь высочайших в мире Гималайских гор, и противостояние связано с необходимостью отстаивания стратегических позиций.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1131

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев Е.Л. К вопросу о территориальных спорах Китая. Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2017. Т .22. № 22. – С. 172-186. [Vasil'ev E.L. K voprosu o territorial'nyh sporah Kitaja. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost'. 2017, V. 22. № 22. Pp. 172-186. (in Russian)]

2. Лунёв С.И. Территориальные и пограничные проблемы Южной Азии. Под ред. Д.В. Стрельцова. Территориальный вопрос в афро-азиатском мире. М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс». 2013. 319 стр. [Lunev S.I. Territorial'nye i pogranichnye problemy Juzhnoj Azii. Ed. D.V. Strel'cov. Territorial'nyj vopros v afro-aziatskom mire. Moscow: ZAO Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2013. 319 P. (in Russian)]

3. Наркевский Д. Чем опасен Доклам? Маленький конфликт с большими последствиями. РСМД – 08.2017 – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chem-opasen-doklam-malenkiy-konflikt-s-bolshimi-posledstviyami/ [Narkevskij D. Chem opasen Doklam? Malen'kij konflikt s bol'shimi posledstvijami. RIAC. 08.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chem-opasen-doklam-malenkiy-konflikt-s-bolshimi-posledstviyami/ (in Russian)]

4. Терехов В.Ф. Территориальная проблема в китайско-индийских отношениях: истоки, эволюция и современное состояние. Проблемы национальной стратегии. 2011. № 4. С. 57-76. [Terehov V. F. Territorial'naja problema v kitajsko-indijskih otnoshenijah: istoki, jevoljucija i sovremennoe sostojanie. Problemy nacional'noj strategii. 2011. № 4. Pp. 57-76. (in Russian)]

5. Уянаев С. Китай–Индия: отношения в начале нового столетия. Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 1. С. 19-30. [Ujanaev S. Kitaj-Indija: otnoshenija v nachale novogo stoletija. Problemy Dal'nego Vostoka. 2009. № 1. Pp. 19-30. (in Russian)]

6. Чжун Ж. Южный Тибет (Таванг) в китайско-индийских отношениях. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2015. №1. C. 99-118. [Chzhun Zh. Juzhnyj Tibet (Tavang) v kitajsko-indijskih otnoshenijah. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Vseobshhaja istorija. 2015. №1. Pp. 99-118 (in Russian)]

7. All you want to know about the Line of Actual Control (LAC). The Times of India. 09.2014. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/all-you-want-to-know-about-the-line-of-actual-control-lac/listshow/42893743.cms

8. Annexure – I. BM-I Division, Department of Border Management. URL: https://mha.gov.in/sites/default/files/BMdiv_I_Annexure_I_30012020.pdf

9. Banerjee V., Suhas P.H. Indian Air Strategy After Balakot: The China Factor. The Diplomat. 03.2019. URL: https://thediplomat.com/2019/03/indian-air-strategy-after-balakot-the-china-factor/

10. Bhutani R. Integrated Theatre Commands for the Indian Armed Forces. Centre for Joint Warfare Studies. 09.2018. URL: https://cenjows.gov.in/upload_images/pdf/8.%20Bhutanui-Integrated%20Theatre%20Commands%20for%20India.pdf

11. Daftari M. Sino-Indian Relations and “Encounters”: Challenges and Opportunities in the Nineties. China Report, 30(3). 1994, Pp. 283–293.

12. Dangra A. The Missing Piece in India's Economic Growth Story: Robust Infrastructure. S&P Global. URL: https://www.spglobal.com/en/research-insights/articles/the-missing-piece-in-indias-economic-growth-story-robust-infrastructure

13. Documents signed between India and China during Prime Minister Vajpayee's visit to China. // Ministry of External Affairs, Government of India. 06.2003. URL: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/7692/Documents+signed+between+India+and+China+during+Prime+Minister+Vajpayees+visit+to+China

14. India-Bhutan Friendship Treaty. Ministry of External Affairs, Government of India. 03.2007. URL: https://mea.gov.in/Images/pdf/india-bhutan-treaty-07.pdf

15. India-China Bilateral Relations. Ministry of External Affairs, Government of India. 09.2019. URL: https://mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/china_brief_sep_2019.pdf

16. India-China Informal Summit at Wuhan. Ministry of External Affairs, Government of India. 04.2018. URL: https://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/29853/IndiaChina_Informal_Summit_at_Wuhan

17. Indo-China political relations. Hindustan Times. 11.2006. URL: https://www.hindustantimes.com/india/indo-china-political-relations/story-wnbPhLjKjBQcM9QJw0H11J.html

18. Joint Statement of the Republic of India and the People’s Republic of China. Ministry of External Affairs, Government of India. 04.2005. URL: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/6577/Joint_Statement_of_the_Republic_of_India_and_the_Peoples_Republic_of_China

19. Joshi M. For a Quad strategy. Observer Research Foundation. 11.2019. URL: https://www.orfonline.org/research/for-a-quad-strategy-58136/

20. Kesavan K.V. India’s ‘Act East’ policy and regional cooperation. Observer Research Foundation. 02.2020. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/indias-act-east-policy-and-regional-cooperation-61375/

21. Kliman D., Rehman I., Lee K, Fitt J. Imbalance of Power: India’s Military Choices in an Era of Strategic Competition with China. Center for a New American Security. 10.2019. URL: https://s3.amazonaws.com/files.cnas.org/CNAS-Report_ImbalanceofPower_DoS-Proof+ (1).pdf

22. Kotoky A., Bipindra N. C. After decades of neglect, India builds roads along China border. The Economic Times. 07.2018. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/after-decades-of-neglect-india-builds-roads-along-china-border/articleshow/58833597.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst

23. Kumar R., Narayan S. China’s One Belt One Road Initiative in Nepal. South Asia Journal. 12.2017. URL: http://southasiajournal.net/chinas-one-belt-one-road-initiative-in-nepal/

24. Maldives election: Opposition defeats China-backed Abdulla Yameen. BBC News. 09.2018. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-45623126

25. Marlow I. India Slips Further Behind China During First Five Years of Modi. Bloomberg. 04.2019. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-04-27/india-slips-further-behind-china-during-first-five-years-of-modi

26. Mehta S. The Indo-Pacific Imperative. Ed. Kaushiva A.P., Singh A. Geopolitics of the Indo-Pacific. KW Publishers Pvt Ltd, 2014. 138 P.

27. Military Regions: Military Area Commands. Global Security.org. 10.2019. URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/china/mr.htm

28. Our govt doesn’t shy away from taking tough measures to protect the vulnerable: PM Modi to Hindustan Times. Hindustan Times. 08.2018. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/our-govt-doesn-t-shy-away-from-taking-tough-measures-to-protect-the-vulnerable-pm-modi-to-hindustan-times/story-Pem4dG6tnNgq8ZstnYuLaM.html

29. Pant V.H. The limits of informality. Observer Research Foundation. 10.2019. URL: https://www.orfonline.org/research/the-limits-of-informality-56585/

30. Premier Chou En-lai's Letter to Prime Minister Nehru. (September 8, 1959). Wilson Center: Digital Archive, International History Declassified.

31. Rahman M.Z. Territory, Roads and Trans-boundary Rivers: An Analysis of Indian Infrastructure Building along the Sino-Indian Border in Arunachal Pradesh. Eurasia Border Review. Spring 2014. Vol. 5. No. 1. Pp. 59-75.

32. Rehman I. A Himalayan Challenge: India’s Conventional Deterrent and the Role of Special Operations Forces along the Sino-Indian Border. Naval War College Review. Winter 2017. Vol. 70. No. 1. Pp. 104-142.

33. Sali M.L. India-China Border Dispute: A Case Study of the Eastern Sector. APH Publishing – 1998, 313 P.

34. Samaranayake N. China’s Engagement with Smaller South Asian Countries. United States Institute of Peace. 2019. № 446.

35. Scott D. The Great Power ‘Great Game’ between India and China: ‘The Logic of Geography’. Geopolitics. Vol. 13. 2008. Pp. 1-26.

36. Singh D.K. Stateless in South Asia: The Chakmas between Bangladesh and India. SAGE Publications India. 2010. 320 P.

37. Tellis J.A., Mirski S. Crux of Asia. China, India and the Emerging World Order. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2013. 270 P.

38. The Military Balance 2019. The Annual Assessment of Global Military Capabilities and Defence Economics. London: The International Institute for Strategic Studies. Routledge. 2019. 520 P.

39. Wolpert S. A New History of India. New York: Oxford University Press, 1997.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх