Political and Legal Aspects of the U.S.–Iranian Confrontation in the Strait of Hormuz and Adjacent Waters According to Different Versions of Events

 
PIIS086919080008450-2-1
DOI10.31857/S086919080008450-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Research Fellow, Institute of World Economy and International Relations
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages94-110
Abstract

A series of incidents involving ships and aircraft in and around the Strait of Hormuz almost brought U.S.-Iranian relations to the brink of armed conflict. Mutual accusations were coming from both sides, and it was extremely difficult to find out which side was the truth and who was abusing the so-called "Fake News" generations. The first part of the paper explores the main possible versions of what happened, with a focus on their political and legal implications for both sides and all the participants involved. The analysis of the legality of detention of civilian commercial vessels, both from the British and Iranian sides, is provided. It shows how any threat to the closure of the Strait of Hormuz, as well as the introduction of any obstacles to commercial shipping through it may have the most negative consequences for Tehran.

KeywordsU.S., Iran, Strait of Hormuz, Gulf of Oman, Tanker’s War, 1982 UN Convention on the Law of the Sea, Transit Passage, UN Charter
Received10.02.2020
Publication date28.02.2020
Number of characters37061
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Не так много времени прошло с момента ирано-иракской войны 1980–1988 гг., в ходе которой обе стороны активно наносили удары по судам, прежде всего экспортирующим нефть из государств Персидского залива. В так называемую танкерную войну оказались втянуты не только Иран и Ирак: ее последствия испытало на себе значительно число внерегиональных государств, включая США, СССР и др. (всего около 30), суда и корабли под чьими флагами пересекали опасные акватории [Walker, n.d.]. По статистике, за 1984–1987 гг. было повреждено около 340 кораблей и судов (в основном танкеров), пострадали около 320 гражданских и военных моряков (из них 116 были убиты, 167 – ранены) [Cordesman, n.d.]. Именно тогда, в 1987 г., Соединенные Штаты были вынуждены – для обеспечения безопасности как судоходства, так и транспортировки энергоресурсов – не только качественно и количественно усилить свое присутствие в районе Персидского залива, но и начать операцию по сопровождению сначала американских, а затем и всех гражданских судов, следовавших через соответствующие акватории. Эти действия наряду с военными операциями вооруженных сил США против Ирана впоследствии были признаны чрезвычайно эффективными.
2 В настоящее время из Вашингтона вновь звучат предложения по созданию международной коалиции для патрулирования вод Ормузского пролива с целью недопущения новых инцидентов с иранской стороны по незаконному задержанию нефтеналивных танкеров, что, кстати, случалось и в предшествующие годы [Maersk Tigris…]. Пока согласие на участие в коалиции дали не все государства – лишь Австралия, Бахрейн, Великобритания и Саудовская Аравия. Иран, уже не в первый раз за последнее время, акцентирует внимание на своих возможностях полного блокирования пролива в случае возрастания давления на него, подчеркивая, правда, что это будет крайне нежелательная, но абсолютно неизбежная мера с его стороны.
3 Напомним, что своеобразными катализаторами обострения американо-иранских взаимоотношений в 2019 г. стали политика США по «закручиванию» гаек в отношении Ирана и ряд провокационных инцидентов, вину за которые Вашингтон безапелляционно возложил на Тегеран.
4 2 мая 2019 г. США отменили исключения по введению американских санкций за покупку иранской нефти для 8 государств (Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция), а уже 12 мая произошла «якобы» диверсионная атака на четыре торговых судна в порту Фуджейры (Оманский залив, ОАЭ). Позже, правда, появилась информация, что порт работает в обычном режиме, а инцидент произошел в территориальных водах Эмиратов. Отсутствие каких-либо фото- и видеодоказательств происшедшего, за исключением фотофиксации повреждения кормовой части судов, не помешало заявить, что виновником является Иран.
5 Затем, 13 июня, нападению – официально либо торпедному, либо минному – подверглись два танкера в Оманском заливе. По «данным американской разведки», Иран был вновь объявлен исполнителем этого «теракта» [What happened, 2019], хотя характер повреждений допускает вероятность ракетной атаки с борта беспилотного летающего аппарата (БПЛА), в том числе американского.

Number of purchasers: 0, views: 1077

Readers community rating: votes 0

1. U.S. Navy in Military Conflict with Iran: Current Configuration and Capability, 2019 (in Russian). URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/06/06/vms-ssha-v-voennom-konflikte-s-iranom-tekushchaya-konfiguraciya-i-potencial (дата обращения: 29.08.2019).

2. Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation (in Russian). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml (дата обращения 4.10.2019).

3. Convention on International Civil Aviation (in Russian). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chicago_conv.pdf (дата обращения: 14.08.2019).

4. Definition of Aggression (in Russian). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml (дата обращения: 27.08.2019).

5. Timofeev I. Tanker incident in Gibraltar: Unobvious legitimacy (in Russian). URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tankernyy-intsident-v-gibraltare-neochevidnaya-legitimnost/?sphrase_id=30505547 (дата обращения: 18.08.2019).

6. The UN Charter (in Russian). URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html (дата обращения: 27.08.2019).

Система Orphus

Loading...
Up