Политико-правовые аспекты американо-иранского противостояния в Ормузском проливе и прилежащих к нему акваториях: версии произошедшего

 
Код статьиS086919080008450-2-1
DOI10.31857/S086919080008450-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Введущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы94-110
Аннотация

Серия инцидентов с морскими и воздушными судами в Ормузском проливе и прилежащих к нему акваториях чуть было не поставила американо-иранские отношения на грань вооруженного конфликта. Взаимные обвинения сыпались с обеих сторон, и было чрезвычайно сложно разобраться в том, на чьей стороне правда, а кто злоупотребляет генерацией так называемых FakeNews.

В первой части работы разбираются основные возможные версии происшедшего с акцентом на их политико-правовых последствиях для обеих сторон, а также для всех вовлеченных участников. Проводится анализ законности задержания гражданских коммерческих судов как с британской, так и с иранской стороны. Показано, что любые угрозы перекрытия Ормузского пролива и создания каких-либо препятствий осуществлению через него коммерческого судоходства могут иметь самые негативные последствия для Тегерана.

Ключевые словаСША, Иран, Ормузский пролив, Оманский залив, танкерная война, Конвенция ООН по морском праву 1982 г., право транзитного прохода, Устав ООН
Получено10.02.2020
Дата публикации28.02.2020
Кол-во символов37061
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Не так много времени прошло с момента ирано-иракской войны 1980–1988 гг., в ходе которой обе стороны активно наносили удары по судам, прежде всего экспортирующим нефть из государств Персидского залива. В так называемую танкерную войну оказались втянуты не только Иран и Ирак: ее последствия испытало на себе значительно число внерегиональных государств, включая США, СССР и др. (всего около 30), суда и корабли под чьими флагами пересекали опасные акватории [Walker, n.d.]. По статистике, за 1984–1987 гг. было повреждено около 340 кораблей и судов (в основном танкеров), пострадали около 320 гражданских и военных моряков (из них 116 были убиты, 167 – ранены) [Cordesman, n.d.]. Именно тогда, в 1987 г., Соединенные Штаты были вынуждены – для обеспечения безопасности как судоходства, так и транспортировки энергоресурсов – не только качественно и количественно усилить свое присутствие в районе Персидского залива, но и начать операцию по сопровождению сначала американских, а затем и всех гражданских судов, следовавших через соответствующие акватории. Эти действия наряду с военными операциями вооруженных сил США против Ирана впоследствии были признаны чрезвычайно эффективными.
2 В настоящее время из Вашингтона вновь звучат предложения по созданию международной коалиции для патрулирования вод Ормузского пролива с целью недопущения новых инцидентов с иранской стороны по незаконному задержанию нефтеналивных танкеров, что, кстати, случалось и в предшествующие годы [Maersk Tigris…]. Пока согласие на участие в коалиции дали не все государства – лишь Австралия, Бахрейн, Великобритания и Саудовская Аравия. Иран, уже не в первый раз за последнее время, акцентирует внимание на своих возможностях полного блокирования пролива в случае возрастания давления на него, подчеркивая, правда, что это будет крайне нежелательная, но абсолютно неизбежная мера с его стороны.
3 Напомним, что своеобразными катализаторами обострения американо-иранских взаимоотношений в 2019 г. стали политика США по «закручиванию» гаек в отношении Ирана и ряд провокационных инцидентов, вину за которые Вашингтон безапелляционно возложил на Тегеран.
4 2 мая 2019 г. США отменили исключения по введению американских санкций за покупку иранской нефти для 8 государств (Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция), а уже 12 мая произошла «якобы» диверсионная атака на четыре торговых судна в порту Фуджейры (Оманский залив, ОАЭ). Позже, правда, появилась информация, что порт работает в обычном режиме, а инцидент произошел в территориальных водах Эмиратов. Отсутствие каких-либо фото- и видеодоказательств происшедшего, за исключением фотофиксации повреждения кормовой части судов, не помешало заявить, что виновником является Иран.
5 Затем, 13 июня, нападению – официально либо торпедному, либо минному – подверглись два танкера в Оманском заливе. По «данным американской разведки», Иран был вновь объявлен исполнителем этого «теракта» [What happened, 2019], хотя характер повреждений допускает вероятность ракетной атаки с борта беспилотного летающего аппарата (БПЛА), в том числе американского.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1079

Оценка читателей: голосов 0

1. ВМС США в военном конфликте с Ираном: текущая конфигурация и потенциал. 2019. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/06/06/vms-ssha-v-voennom-konflikte-s-iranom-tekushchaya-konfiguraciya-i-potencial (дата обращения: 29.08.2019).

2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml (дата обращения 4.10.2019).

3. Конвенция о международной гражданской авиации. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chicago_conv.pdf (дата обращения: 14.08.2019).

4. Определение агрессии. 1974. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml (дата обращения: 27.08.2019).

5. Тимофеев И. Танкерный инцидент в Гибралтаре: неочевидная легитимность. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tankernyy-intsident-v-gibraltare-neochevidnaya-legitimnost/?sphrase_id=30505547 (дата обращения: 18.08.2019).

6. Устав ООН. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html (дата обращения: 27.08.2019).

7. Convention (VIII) relative to the Laying of Automatic Submarine Contact Mines. The Hague, 18 October 1907. URL: https://ihl-databases.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/Article.xsp?action=openDocument&documentId=EFD6BE24D9B45892C12563CD00516CDE (accessed 28.08.2019).

8. Cordesman A.H. The Tanker War and The Lessons of Naval Conflict. URL: https://www.csis.org/analysis/lessons-modern-war-volume-ii-iran-iraq-war-%E2%80%93-chapter-14-tanker-war-and-lessons-naval (accessed 10.09.2019).

9. Downed drone was some 34 km (21 miles) from Iran coast: US general. URL: https://www.france24.com/en/20190620-downed-drone-was-34-km-21-miles-iran-coast-us-general (accessed 18.08.2019).

10. FAA prohibits US carriers from operating in Tehran FIR over Persian Gulf and Gulf of Oman. URL: https://www.flightradar24.com/blog/faa-prohibits-us-carriers-from-operating-in-tehran-fir-over-persian-gulf-and-gulf-of-oman/ (accessed 18.08.2019).

11. Gálvez del Valle A. Maritime Zones around Gibraltar. Spanish Yearbook of International Law. 2017.

12. Spain and the Law of the Sea: 20 Years under the Law of the Sea Convention. URL: https://www.academia.edu/36311507/2017-MARITIME_ZONES_AROUND_GIBRALTAR (accessed 19.08.2019).

13. Goldrick J. Grey Zone Operations and Maritime Domain. Australian Strategic Policy Institute Special Report, October 2018. URL: https://s3-ap-southeast-2.amazonaws.com/ad-aspi/2018-10/SR%20131%20Grey%20zone%20operations.pdf?V7EA5lJx4eMZPm7rr9snXkXq8Q46O.Wg (accessed 19.08.2019).

14. Ingberand R., Haque Adil Ahmad. Iran’s Shifting Views on Self-Defense and ‘Intraterritorial’ Force. URL: https://www.justsecurity.org/64800/irans-shifting-views-on-self-defense-and-intraterritorial-force/ (accessed 15.08.2019).

15. Iran, Islamic Republic of. Summary of Claims. URL: https://www.jag.navy.mil/organization/documents/mcrm/Iran2014.pdf (accessed 17.08.2019).

16. Iran: Straight Baseline Claim. URL: https://www.jag.navy.mil/organization/documents/mcrm/IranChart.pdf (accessed 17.08.2019).

17. Iran is reportedly jamming ship GPS navigation systems to get them to wander into Iranian waters. URL: https://www.businessinsider.com/iran-is-jamming-ship-gps-navigation-systems-to-seize-them-2019-8 (accessed 27.08.2019).

18. Iran Says It Seized Foreign Tanker, Escalating Regional Tensions. URL: https://www.nytimes.com/2019/07/18/world/middleeast/iran-oil-tanker.html?module=inline (accessed 05.08.2019).

19. Iran seizes vessel in Gulf for allegedly smuggling diesel. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/sep/16/iran-seizes-vessel-in-gulf-for-allegedly-smuggling-diesel-fuel-reports (accessed 20.09.2019).

20. Iran Shoots Down U.S. Global Hawk Operating in International Airspace. URL: https://www.defense.gov/explore/story/Article/1882497/iran-shoots-down-us-global-hawk-operating-in-international-airspace/ (accessed 15.08.2019).

21. Iran tanker seizure: Radio exchanges reveal Iran-UK confrontation. URL: https://www.bbc.com/news/uk-49061675 (accessed 06.08.2019).

22. Iraqi oil tanker seized in Gulf for ‘smuggling fuel to Arab countries’. URL: https://www.express.co.uk/news/world/1161860/Iran-news-strait-of-hormuz-gulf-iraqi-oil-tanker (accessed 06.08.2019).

23. Javad Z. Official Twitter Account, 22 June 2019. URL: https://twitter.com/JZarif/status/1142432319288090624?s=20 (accessed 15.08.2019).

24. Jonathan A. Letter to the United Nations Security Council President about the Strait of Hormuz incident. 20 July 2019. URL: https://www.gov.uk/government/publications/strait-of-hormuz-incident-uk-government-letter-to-un-security-council-president/letter-to-the-united-nations-security-council-president-about-the-strait-of-hormuz-incident (accessed 25.08.2019).

25. Kirchner S., Salinaitė B.M. The Iranian Threat to Close the Strait of Hormuz: a Violation of International Law? Jurisprudence. 2013, № 20 (2). Pp. 549–567. URL: https://www.mruni.eu/upload/iblock/532/JUR-13-20-2-10.pdf (accessed 27.08.2019).

26. Kraska J. Misunderstanding of International Aviation Law may be behind Iran’s Shootdown of the U.S. Global Hawk Drone. URL: https://www.ejiltalk.org/misunderstanding-of-international-aviation-law-may-be-behind-irans-shootdown-of-the-u-s-global-hawk-drone/ (accessed 18.08.2019).

27. Letter dated 20 June 2019 from the Permanent Representative of the Islamic Republic of Iran to the United Nations addressed to the Secretary-General. UN Security Council S/2019/512. 20 June 2019. URL: https://undocs.org/en/S/2019/512 (accessed 18.08.2019).

28. Limits in the Seas. No. 114. Iran Maritime Claims. URL: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/58228.pdf (accessed 17.08.2019).

29. Maersk Tigris: Iran releases seized cargo ship. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-32621300 (accessed 9.10.2019).

30. Nevitt M. The Missing Piece in US-Iran Drone Dispute: Navigational Freedoms and the Strait of Hormuz. URL: https://www.justsecurity.org/64725/the-missing-piece-in-us-iran-drone-dispute-navigational-freedoms-and-the-strait-of-hormuz/ (accessed 15.08.2019)/

31. O’Reilly G. Gibraltar: Sovereignty Disputes and Territorial Waters. IBRU Boundary and Security Bulletin, Spring 1999. URL: https://www.researchgate.net/publication/238724623_Gibraltar_Sovereignty_disputes_and_territorial_waters (accessed 19.08.2019).

32. Talmadge C. Closing Time. Assessing the Iranian Threat to the Strait of Hormuz. International Security, 2008. Vol. 33, No. 1. URL: https://www.belfercenter.org/sites/default/files/legacy/files/IS3301_pp082-117_Talmadge.pdf (accessed 27.08.2019).

33. Trump Says U.S. Shot Down Iranian Drone as Both Nations Dig In. URL: https://www.nytimes.com/2019/07/18/us/politics/iranian-drone-shot-down.html?action=click&module=inline&pgtype=Article (accessed 05.08.2019).

34. Truver S.C. Iranian Mines in the Strait of Hormuz not ‘Showstoppers’. URL: https://news.usni.org/2012/07/17/iranian-mines-strait-hormuz-not-showstoppers (accessed 27.08.2019).

35. UK Admiralty Maritime Security Planning Chart Q6111. Persian Gulf and Arabian Sea. URL: https://www.admiralty.co.uk/AdmiraltyDownloadMedia/Security%20Related%20Information%20to%20Mariners/Q6111_A4.pdf (accessed 25.08.2019).

36. UK Department of Transport. Official Twitter Account. Strait of Hormuz Map. 21 July 2019. URL: https://twitter.com/transportgovuk/status/1152935665069436929?s=20 (accessed 25.08.2019).

37. U.S. Carried Out Cyberattacks on Iran. URL: https://www.nytimes.com/2019/06/22/us/politics/us-iran-cyber-attacks.html (accessed 05.08.2019).

38. US government warns of Iranian threats to commercial shipping, including GPS interference. URL: https://edition.cnn.com/2019/08/07/politics/us-warns-of-iranian-threats-to-shipping/ (accessed 27.08.2019).

39. Walker G.K. The Tanker War, 1980-1988. URL: http://digital-commons.usnwc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1448&context=ils (accessed: 10.09.2019).

40. What happened in the Gulf of Oman on Thursday? A series of explosions on oil tankers in the Middle East has raised alarm as regional tensions escalate. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/jun/13/a-visual-guide-to-the-gulf-tanker-attacks (accessed 18.07.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх