Outer and Inner Bashkirs in the Arab-Muslim Geographic Tradition

 
PIIS086919080006957-9-1
DOI10.31857/S086919080006957-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director
Affiliation: Autonomous Non-Profit Organization Center for the Study of Historical Heritage of Bashkortostan “Shezhere”
Address: Ufa, Ufa, Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages33-43
Abstract

The article analyzes the information of the Arab-Muslim historical-geographical literature of the 10th–13th centuries regarding the settlement of two groups of medieval Bashkirs, called “outer” and “inner”. This classification was introduced into Arab-Muslim literature by the Central Asian geographer Abu Zeid Ahmad Ibn Sahl al-Balkhi (between 850 and 934). The reason for its appearance were the reports about the existence of  groups representing different peoples, in particular the Bashkirs and the Bulgars, isolated from each other. This issue was fleetingly touched in the works of Russian and foreign scholars, but did not become a subject of a special study. On the one hand, this was hampered by the influence of the long-obsolete Ugric theory of the Bashkirs’ origin, and on the other hand, by the poor knowledge of the original sources and the lack of integrated approach to their interpretation. As the analysis of sources showed, in the 10th–11th centuries there were simultaneously two groups of Bashkirs – in the Southern Urals and in the Black sea coast. The appearance of the western group of Bashkirs in the southern Russian steppes is connected with the war between two coalitions of the Turkic tribes: the Pechenegs, the Bashkirs, the Yadjnis and the Naukerdes on the one hand, and the Oguzes, the Kimaks, the Karluks and the Khazars – on the other. The first ones were defeated and were forced to migrate from the steppes of the Aral sea region to the Black sea coast at the end of the 9th century. After a 150-year stay in the southern Russian steppes, the Pechenegs and Bashkirs were pushed aside by the next wave of Turkic nomads to the Balkans and further to Hungary. Therefore, the classical school of Arab-Muslim geography, represented by such authors of the 10th century as al-Istakhri and Ibn Haukal, began to call the Western group of Bashkirs “inner” and the South Ural group – “outer”. Similarly, mentioned authors divided the Bulgars into the “inner” and the “outer” ones. The first ones corresponded to the Danube Bulgars, and the second – the Volga ones. This classification was based on the so-called “geographical egocentrism”, according to which close objects were designated as “inner”, and distant as “outer” ones. The 12th-century Arab geographer al-Idrisi extended this classification of peoples, arbitrarily transferring it to the Kumans, Russians and Armenians. As he did not find the Black Sea Bashkirs in the ethnogeography of his time, he similarly transferred that classification to the South Ural Bashkirs. Thus, the division of ethnic groups into “outer” and “inner” ones in his work was only a tribute to the old tradition and did not reflect the real historical picture.

KeywordsArabic geographical literature, “outer” and “inner” Bashkirs, “inner” and “outer” Bulgars, “Outer Russia”, Hungarians, Pechenegs, Kumans
Received01.10.2019
Publication date16.10.2019
Number of characters34047
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Арабо-мусульманская географическая литература делила некоторые народы (болгар, башкир, русских, армян, куман) на две части: «внешнюю» и «внутреннюю». В. Ф. Минорский полагал, что данный принцип был введен в арабо-мусульманскую литературу среднеазиатским географом Абу Зейдом Ахмадом ибн Сахлом ал-Балхи, жившим между 850 и 934 г. [Hudud al-‘Alam, 1970, p. 438]. Однако сама новация, по всей видимости, заимствована из античной традиции, возможно, у Клавдия Птолемея (II в.), который поделил Скифию на две части, расположенные «с внутренней» (ἐντὸς) и «с внешней» (ἐκτὸς) стороны от гор Имай (Ptol. Geog. VI.14–15)1. Заимствование, взятое на вооружение ранними арабо-мусульманскими учеными, распространилось среди географов X в. (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаль), чей цикл «оригинальной мусульманской географии» И. Ю. Крачковский назвал «классической школой» [Крачковский, 1957, c. 194]. Эту идею затем унаследовал арабо-сицилийский ученый XII в. Мухаммад ал-Идриси, не только суммировавший сведения предшествовавшей античной, арабо-мусульманской и европейской географии, но и зафиксировавший современные ему реалии. Следует отметить, что географы классической школы использовали классификацию «внешний-внутренний» лишь по отношению к булгарам, башкирам и армянам, а ал-Идриси распространил ее еще на русских и куман (половцев). 1. Имаем античные авторы называли Гималаи; у Птолемея же Имай состоит из трех частей: первая, протянувшаяся с востока на запад, соответствует Гималаям, вторая, протянувшаяся на северо-запад, может быть отождествлена с Каракорумом и Памиром и третья, вытянувшаяся с юга на север. Эта последняя с большой натяжкой можно предположительно отождествить с Тянь-Шанем, хотя он вытянулся не на север, а на северо-восток [Klaudios Ptolemaios, 2006, Bd. 2, S. 655, Anm. 183]. Именно эта третья часть гор Имай, ошибочно вытянутая Птолемеем с юга на север, и служит границей двух Скифий на его 8-й карте Азии: к западу от неё раскинулась «Скифия с внутренней стороны / по эту сторону от гор Имая» (ἡ ἐντὸς Ἰμάου ὄρους Σκυθία), а к востоку – «Скифия с внешней стороны от гор Имая» (ἡ ἐκτὸς Ἰμάου ὄρους Σκυθία).
2 Чтобы понять принцип, согласно которому происходила упомянутая классификация, необходимо проанализировать в первую очередь сведения географов классической школы. Утраченное сочинение ал-Балхи легло в основу труда Ибрахима ал-Истахри «Китāб масāлик ал-мамāлик» («Книга путей стран»), составленного еще при жизни первого между 930 и 933 гг. В свою очередь, сочинение ал-Истахри было использовано Ибн Хаукалем, который составил свой трактат «Китāб ал-масāлик ва-л-мамāлик» («Книга путей и царств»), внеся в него некоторые дополнения. Что касается ал-Идриси, то он ссылался на работу Ибн Хаукаля как на один из своих источников. Таким образом, классификацию «внутренний-внешний» в дошедших до наших дней сочинениях арабской географии мы впервые находим у ал-Истахри.
3 Классификация «внешний-внутренний» проводилась географами классической школы не совсем последовательно. Например, ал-Истахри упоминает земли «внутренних» (бул▀āр ад-дāхил) и «внешних» булгар (булāр ал-хāриджа), но только «внутренних» башкир (басджирт ад-дāхил). Ибн Хаукаль пишет о «внутренних» башкирах и только о «внутренних» булгарах. При этом первый и второй авторы используют также термин «Булгар Великий» (بلغار الأعظم). О какой стране в данном случае идет речь? Ал-Истахри пишет: «…русы ездят для торговли в ал-Хазар, в ар-Рӯм и в Булгар Великий (булāр ал-аам). С севера они (русы. – С. Х.) граничат с ар-Рӯм. Нет им числа, и они достигли предела своей мощи, так что они взимают харадж с тех областей ар-Рӯм, что прилегают к их стране. Булгар Внутренний – христиане» [Viae Regnorum, 1927, p. 226]. Как замечает Ф. Вестберг, сведения о «Булгаре Великом» ал-Истахри почерпнул из сочинения ал-Джейхани, дошедшего до наших дней лишь в цитатах у различных авторов. Одну из них он сам и приводит: «Великие булгары соседствуют с ар-Рӯм на севере; они многочисленный народ и вследствие большого числа их и силы они налагают дань на приграничные области ар-Рӯм. Они христиане». Однако у ал-Истахри этот текст исказился в сторону того, что речь идет о русах, якобы обложивших Византийскую империю данью. Поэтому Ф. Вестберг поправляет, что данные известия «относятся к великим болгарам, то есть к балканским». Он также замечает, что если термин «Булгар Великий» позаимствован представителями классической школы географии (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаль) у ал-Джейхани, то понятие «булгар внутренний», тождественное «Булгару Великому», является результатом их собственного теоретизирования [Вестберг, 1908, c. 387].

Number of purchasers: 1, views: 1036

Readers community rating: votes 0

1. Вестберг Ф. Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе. Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч.XIII. 1908, февраль. СПб., 1908. C. 364–412 [Westberg F. F. To the analysis of Eastern sources about Eastern Europe. Zhurnal ministerstva narodnogo prosvescheniya. New series. Issue XIII. 1908, February. Saint-Petersburg, 1908. Pp. 364–412 (in Russian)].

2. Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М.: Восточная литература, 1999 [Konovalova I. G. Eastern Europe in the work of al-Idrisi. Moscow: Vostochnaia literatura, 1999 (in Russian)].

3. Коновалова И. Г. Падение Хазарии в исторической памяти разных народов. Древнейшие государства Восточной Европы: 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М.: Восточная литература, 2003. С. 171–189 [Konovalova I. G. The fall of Khazaria in the historical memory of different peoples. The oldest states of the Eastern Europe: 2001: Historical memory and its implementations. Moscow: Vostochnaia literatura, 2003. Pp. 171–189 (in Russian)].

4. Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. Текст, перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 2006 [Konovalova I. G. Al-Idrisi on the countries and peoples of Eastern Europe. Text, translation, commentary. Moscow: Vostochnaia literatura, 2006 (in Russian)].

5. Королёв А. С. Святослав Игоревич. Большая российская энциклопедия. 2015. Т. 29. С. 578 [Korolev A. S. Sviatoslav Igorevich. Great Russian Encyclopedia. 2015. Vol 29. P. 578 (in Russian)].

6. Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. IV. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1957 [Krachkovsky I. Yu. Arabic geographical literature. Krachkovsky I. Yu. Selected works. Vol. IV. Moscow–Leningrad: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1957 (in Russian)].

7. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М.: Изд-во АН СССР, 1951 [Nasonov A. N. "Russian land" and the formation of the territory of the Old Russian state. Moscow-Leningrad: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1951 (in Russian)].

8. Плетнева С. А. Половцы. М.: Наука, 1990 [Pletneva S. A. The Kumans. Moscow: Nauka, 1990 (in Russian)].

9. Толстов С. П. Города гузов (Историко-этнографические этюды). Советская этнография. Вып. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 55–102 [Tolstov S. P. The towns of Oghuz Turks (historical-ethnographical etudes). Sovetskaia etnografiai. Issue 3. Moscow: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1947. Pp. 55–102 (in Russian)].

10. Christys A. Vikings in the South: Voyages to Iberia and the Mediterranean. Studies in Early Medieval History. London: Bloomsbury, 2015.

11. Honigmann E. Die sieben Klimata und die πόλεις ἐπίσημοι: eine Untersuchung zur Geschichte der Geographie und Astrologie im Altertum und Mittelalter. Heidelberg: Carl Winter’s Universitätsbuchhandlung, 1929.

12. Hudud al-‘Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. – 982 A. D. / Trans. and expl. by V. Minorsky. Second edition. London: Luzac & Co LTD, 1970.

13. Marquart J. Osteuropäische und Ostasiatische Streifzüge. Leipzig: Dieterich'sche Verlagsbuchhandlung, T. Weicher, 1903.

14. Neméth J. Ungarische stammesnamen bei den baschkiren. Acta Linguistica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1966. T. XVI. Fasc. 1–2.

Система Orphus

Loading...
Up