«Внешние» и «внутренние» башкиры арабо-мусульманской географической традиции

 
Код статьиS086919080006957-9-1
DOI10.31857/S086919080006957-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор
Аффилиация: АНО Центр изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере»
Адрес: Уфа, Российская Федерация, Уфа
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы33-43
Аннотация

В статье анализируются сведения арабской историко-географической литературы X–XIII вв. относительно расселения двух групп средневековых башкир, именовавшихся «внешними» и «внутренними». Данная классификация была введена в арабо-мусульманскую литературу среднеазиатским географом Абу Зейдом Ахмадом ибн Сахлом ал-Балхи (между 850 и 934 гг.). Причиной ее появления стали известия о существовании изолированных друг от друга групп различных народов, в частности, башкир и булгар. Вопрос о «внешних» и «внутренних» башкирах мимолетно затрагивался в работах отечественных и зарубежных ученых, но не стал предметом специального исследования. Этому мешало, с одной стороны, влияние давно устаревшей угорской теории происхождения башкир, а с другой – плохое знакомство с первоисточниками и отсутствие комплексного подхода в их интерпретации. Как показал анализ источников, в X–XI вв. одновременно существовали две группы башкир – на Южном Урале и в Причерноморье. Появление западной группы башкир в южнорусских степях связано с войной, разразившейся между двумя коалициями тюркских племен: печенегами, башкирами, йаджни и наукердами, с одной стороны, и огузами, кимаками, карлуками и хазарами – с другой. Первые потерпели поражение и были вынуждены в конце IX в. мигрировать из степей Приаралья в Причерноморье. После 150-летнего пребывания в южнорусских степях печенеги и башкиры были оттеснены следующей волной тюркских кочевников на Балканы и далее в Венгрию. Поэтому классическая школа арабской географической литературы, представленная такими авторами X в., как ал-Истахри и Ибн Хаукаль, стала именовать западную группу башкир «внутренними», а южноуральскую группу – «внешними». Аналогичным образом названные авторы делили булгар на «внутренних» и «внешних». Первые соответствовали дунайской части народа, а вторые – поволжской. При классификации территориально обособленных групп названных народов на «внутренних» и «внешних» арабские географы исходили из так называемого географического эгоцентризма, когда географически близкие объекты обозначались как «внутренние», а отдаленные – как «внешние». Арабский географ XII в. ал-Идриси расширил данную классификацию народов, произвольно перенеся ее на куман, русских и армян. Не находя в современной ему этногеографии башкир Причерноморья, он столь же произвольно перенес её и на южноуральских башкир. Таким образом, деление народов на «внешних» и «внутренних» в тексте его трактата было лишь данью традиции и не отражало реальной исторической картины.

Ключевые словаарабская географическая литература, «внешние» и «внутренние» башкиры, «внутренние» и «внешние» булгары, «Внешняя Русь», венгры, печенеги, куманы
Получено01.10.2019
Дата публикации16.10.2019
Кол-во символов34047
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Арабо-мусульманская географическая литература делила некоторые народы (болгар, башкир, русских, армян, куман) на две части: «внешнюю» и «внутреннюю». В. Ф. Минорский полагал, что данный принцип был введен в арабо-мусульманскую литературу среднеазиатским географом Абу Зейдом Ахмадом ибн Сахлом ал-Балхи, жившим между 850 и 934 г. [Hudud al-‘Alam, 1970, p. 438]. Однако сама новация, по всей видимости, заимствована из античной традиции, возможно, у Клавдия Птолемея (II в.), который поделил Скифию на две части, расположенные «с внутренней» (ἐντὸς) и «с внешней» (ἐκτὸς) стороны от гор Имай (Ptol. Geog. VI.14–15)1. Заимствование, взятое на вооружение ранними арабо-мусульманскими учеными, распространилось среди географов X в. (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаль), чей цикл «оригинальной мусульманской географии» И. Ю. Крачковский назвал «классической школой» [Крачковский, 1957, c. 194]. Эту идею затем унаследовал арабо-сицилийский ученый XII в. Мухаммад ал-Идриси, не только суммировавший сведения предшествовавшей античной, арабо-мусульманской и европейской географии, но и зафиксировавший современные ему реалии. Следует отметить, что географы классической школы использовали классификацию «внешний-внутренний» лишь по отношению к булгарам, башкирам и армянам, а ал-Идриси распространил ее еще на русских и куман (половцев). 1. Имаем античные авторы называли Гималаи; у Птолемея же Имай состоит из трех частей: первая, протянувшаяся с востока на запад, соответствует Гималаям, вторая, протянувшаяся на северо-запад, может быть отождествлена с Каракорумом и Памиром и третья, вытянувшаяся с юга на север. Эта последняя с большой натяжкой можно предположительно отождествить с Тянь-Шанем, хотя он вытянулся не на север, а на северо-восток [Klaudios Ptolemaios, 2006, Bd. 2, S. 655, Anm. 183]. Именно эта третья часть гор Имай, ошибочно вытянутая Птолемеем с юга на север, и служит границей двух Скифий на его 8-й карте Азии: к западу от неё раскинулась «Скифия с внутренней стороны / по эту сторону от гор Имая» (ἡ ἐντὸς Ἰμάου ὄρους Σκυθία), а к востоку – «Скифия с внешней стороны от гор Имая» (ἡ ἐκτὸς Ἰμάου ὄρους Σκυθία).
2 Чтобы понять принцип, согласно которому происходила упомянутая классификация, необходимо проанализировать в первую очередь сведения географов классической школы. Утраченное сочинение ал-Балхи легло в основу труда Ибрахима ал-Истахри «Китāб масāлик ал-мамāлик» («Книга путей стран»), составленного еще при жизни первого между 930 и 933 гг. В свою очередь, сочинение ал-Истахри было использовано Ибн Хаукалем, который составил свой трактат «Китāб ал-масāлик ва-л-мамāлик» («Книга путей и царств»), внеся в него некоторые дополнения. Что касается ал-Идриси, то он ссылался на работу Ибн Хаукаля как на один из своих источников. Таким образом, классификацию «внутренний-внешний» в дошедших до наших дней сочинениях арабской географии мы впервые находим у ал-Истахри.
3 Классификация «внешний-внутренний» проводилась географами классической школы не совсем последовательно. Например, ал-Истахри упоминает земли «внутренних» (бул▀āр ад-дāхил) и «внешних» булгар (булāр ал-хāриджа), но только «внутренних» башкир (басджирт ад-дāхил). Ибн Хаукаль пишет о «внутренних» башкирах и только о «внутренних» булгарах. При этом первый и второй авторы используют также термин «Булгар Великий» (بلغار الأعظم). О какой стране в данном случае идет речь? Ал-Истахри пишет: «…русы ездят для торговли в ал-Хазар, в ар-Рӯм и в Булгар Великий (булāр ал-аам). С севера они (русы. – С. Х.) граничат с ар-Рӯм. Нет им числа, и они достигли предела своей мощи, так что они взимают харадж с тех областей ар-Рӯм, что прилегают к их стране. Булгар Внутренний – христиане» [Viae Regnorum, 1927, p. 226]. Как замечает Ф. Вестберг, сведения о «Булгаре Великом» ал-Истахри почерпнул из сочинения ал-Джейхани, дошедшего до наших дней лишь в цитатах у различных авторов. Одну из них он сам и приводит: «Великие булгары соседствуют с ар-Рӯм на севере; они многочисленный народ и вследствие большого числа их и силы они налагают дань на приграничные области ар-Рӯм. Они христиане». Однако у ал-Истахри этот текст исказился в сторону того, что речь идет о русах, якобы обложивших Византийскую империю данью. Поэтому Ф. Вестберг поправляет, что данные известия «относятся к великим болгарам, то есть к балканским». Он также замечает, что если термин «Булгар Великий» позаимствован представителями классической школы географии (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаль) у ал-Джейхани, то понятие «булгар внутренний», тождественное «Булгару Великому», является результатом их собственного теоретизирования [Вестберг, 1908, c. 387].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1044

Оценка читателей: голосов 0

1. Вестберг Ф. Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе. Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч.XIII. 1908, февраль. СПб., 1908. C. 364–412 [Westberg F. F. To the analysis of Eastern sources about Eastern Europe. Zhurnal ministerstva narodnogo prosvescheniya. New series. Issue XIII. 1908, February. Saint-Petersburg, 1908. Pp. 364–412 (in Russian)].

2. Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М.: Восточная литература, 1999 [Konovalova I. G. Eastern Europe in the work of al-Idrisi. Moscow: Vostochnaia literatura, 1999 (in Russian)].

3. Коновалова И. Г. Падение Хазарии в исторической памяти разных народов. Древнейшие государства Восточной Европы: 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М.: Восточная литература, 2003. С. 171–189 [Konovalova I. G. The fall of Khazaria in the historical memory of different peoples. The oldest states of the Eastern Europe: 2001: Historical memory and its implementations. Moscow: Vostochnaia literatura, 2003. Pp. 171–189 (in Russian)].

4. Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. Текст, перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 2006 [Konovalova I. G. Al-Idrisi on the countries and peoples of Eastern Europe. Text, translation, commentary. Moscow: Vostochnaia literatura, 2006 (in Russian)].

5. Королёв А. С. Святослав Игоревич. Большая российская энциклопедия. 2015. Т. 29. С. 578 [Korolev A. S. Sviatoslav Igorevich. Great Russian Encyclopedia. 2015. Vol 29. P. 578 (in Russian)].

6. Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. IV. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1957 [Krachkovsky I. Yu. Arabic geographical literature. Krachkovsky I. Yu. Selected works. Vol. IV. Moscow–Leningrad: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1957 (in Russian)].

7. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М.: Изд-во АН СССР, 1951 [Nasonov A. N. "Russian land" and the formation of the territory of the Old Russian state. Moscow-Leningrad: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1951 (in Russian)].

8. Плетнева С. А. Половцы. М.: Наука, 1990 [Pletneva S. A. The Kumans. Moscow: Nauka, 1990 (in Russian)].

9. Толстов С. П. Города гузов (Историко-этнографические этюды). Советская этнография. Вып. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 55–102 [Tolstov S. P. The towns of Oghuz Turks (historical-ethnographical etudes). Sovetskaia etnografiai. Issue 3. Moscow: Izdatel’stvo akademii nauk SSSR, 1947. Pp. 55–102 (in Russian)].

10. Christys A. Vikings in the South: Voyages to Iberia and the Mediterranean. Studies in Early Medieval History. London: Bloomsbury, 2015.

11. Honigmann E. Die sieben Klimata und die πόλεις ἐπίσημοι: eine Untersuchung zur Geschichte der Geographie und Astrologie im Altertum und Mittelalter. Heidelberg: Carl Winter’s Universitätsbuchhandlung, 1929.

12. Hudud al-‘Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. – 982 A. D. / Trans. and expl. by V. Minorsky. Second edition. London: Luzac & Co LTD, 1970.

13. Marquart J. Osteuropäische und Ostasiatische Streifzüge. Leipzig: Dieterich'sche Verlagsbuchhandlung, T. Weicher, 1903.

14. Neméth J. Ungarische stammesnamen bei den baschkiren. Acta Linguistica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1966. T. XVI. Fasc. 1–2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх