Отражение монгольских имперских идей в средневековых армянских источниках

 
Код статьиS086919080005949-0-1
DOI10.31857/S086919080005949-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН, Институт проблем экологии и эволюции РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы117-134
Аннотация

В статье анализируются сведения армянских источников XIII–XIV вв. о монгольской имперской идеологии, преломленные сквозь призму христианского мировоззрения. Помимо исторических произведений автор привлекает колофоны рукописей и некоторые поэтические творения. Армянские авторы передают легенду о даровании всей земли Чингисхану (1162?–1227) самим Господом богом, уточняя, что свод монгольского имперского законодательства – Великая Яса – также имеет небесное происхождение. По-видимому, легенды с вкраплением отголосков некоторых реальных событий из ранней монгольской истории были широко известны разноэтничной элите государства Хулагуидов. Армяне восприняли захватчиков-монголов как «божью кару» за грехи, что представляется вполне репрезентативной оценкой монголов в монотеистических культурах: подобное восприятие служило важным фактором, легитимировавшим их власть. Циркулировавшие слухи о намерении того или иного хана креститься придавали дополнительный вес соображениям о законности монгольского владычества. Проанализированные источники сильно различаются в определении масштабов монгольской агрессии. Часть вполне конкретно описывает направления военных походов монголов и перечисляет завоеванные ими страны и исторические области, часть говорит о покорении кочевниками «всего мира». Пределы «всего мира» в этих сочинениях чаще всего совпадают с пределами армянских культурных контактов и исключают страны, не подчинившиеся монголам, несмотря на хорошую осведомленность авторов о попытках монголов покорить их. Оценки конкретных монгольских правителей определялись в первую очередь их отношением к христианам, при этом положительных отзывов удостоились даже ильханы, исповедовавшие ислам. Армянские авторы избегали критических высказываний в адрес не только Хулагу и его потомков, но и великих ханов, в чем они весьма схожи с позицией грузинских, сирийских и русских современников. Статья показывает, что в целом ряде случаев армянские историки передавали достаточно точные сведения об основополагающих принципах функционирования Монгольской империи, в том числе относительно ее идеологических оснований. По этой причине рассмотренные сведения весьма полезны для реконструкции становления монгольской имперской идеологии в XIII в.

Ключевые словамонголы, имперская идеология, Армянские источники, понятие «всего мира», Чингисхан
Получено22.07.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов55776
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Поиск причин и механизмов возникновения имперской идеологии у монголов в первые десятилетия XIII в. требует привлечения максимально широкого круга источников. Это требование диктуется не только необходимостью охватить материал во всем его многообразии, но и тем, что только сопоставление различных взглядов и мнений, отразивших ее грани в различных культурах, позволяет составить более или менее объективную картину мировоззрения и «мироустроительных» идей монголов периода завоеваний, а также эпохи Монгольской империи. Армянские источники представляют особую ценность ввиду того, что их авторы жили под властью монголов и порой имели возможность непосредственно контактировать с монгольской военной элитой. Их сведения обычно считаются достаточно надежными, поскольку, как отметил еще К. П. Патканов почти полтора века назад, «если чем армянские писатели отличаются выгодно от других, особенно мусульманских и византийских, так это трезвостью взгляда и правдивостью относительно происшествий, современниками которых они были сами» [История монголов, 1874, c. V]. Однако, как будет показано ниже, их суждения порой бывали не вполне беспристрастными.
2 Первое знакомство армян с монголами состоялось в 1220–1221 гг., когда отряды знаменитых чингисовых полководцев Чжэбэ и Субэдэя, получивших приказ преследовать разбитого хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада II (правил 1200–1220), вторглись на земли Грузинского царства, в вассальной зависимости от которого находились в ту пору значительные территории с армянским населением. Монголы не имели цели захватывать Закавказье, но вступали в схватку с любым противником, решившимся оказать им сопротивление. Войско под командованием грузинского царя Георгия IV Лаша (правил 1213–1223) и атабека Иванэ I Закаряна (Мхаргрдзели, ?–1227), вставшее на пути кочевников, было разбито в долине Хунан. Второе столкновение, к которому грузины и армяне успели подготовиться более основательно, не состоялось. Согласно приказу Чингисхана, монголы должны были пересечь Кавказские горы и возвращаться на родину через степи, поэтому они уклонились от новой битвы и ушли1. 1. Прославленная современниками монгольская военная дисциплина не осталась без внимания и армянских историков: «… [татары] во всем подчинялись приказу своего царя» [Киракос Гандзакеци, 1976, c. 167]. Из «Истории» Давида Багишеци: «Они гордились своим ханом» [Армянские источники, 1962, c. 103].
3 Конечно, эта первая трагическая встреча с неизвестным воинственным народом оставила след в армянской историографии, но в русле нашей темы она не открыла ничего принципиально нового: появление очередного сильного врага и его относительно быстрый уход вряд ли могли удивить современников. Действительно, битва с монголами была, в общем-то, заурядным сражением средневековья, и уже совсем скоро память о ней рассеялась ввиду нашествия сначала спасавшихся от монголов кыпчаков в 1222 г., а тремя годами позже – воинства Джалал ад-Дина Манкбурны – последнего из династии хорезмшахов-ануштегинидов. Пока Джалал ад-Дин истощал силы в борьбе буквально со всеми своими соседями, 30-тысячное монгольское войско в 1231 г. выступило против него под командованием нойона Чормагана (ок. 1180–1242/1243), и в том же году он погиб. Из рассказов об этих событиях мы не можем извлечь ничего, что указывало бы на планы монгольских завоевателей и дало бы намек на замыслы самого Чингисхана или сменившего его на великоханском престоле Угэдэя (правил 1229–1241), кроме уже известного: враг должен быть уничтожен. В данном случае врагом монголов был Хорезм. С гибелью Джалал ад-Дина этот вопрос был закрыт.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1294

Оценка читателей: голосов 0

1. Анонимный грузинский «Хронограф» XIV века. Вып. I. Текст. Пер. Г. В. Цулая. М.: [Б.и.], 2005 [Anonymous Georgian “Chronograph” of the 14th Century. Vol. I. Text. Translated into Russian by G. V. Tsulaya. Moscow, 2005 (in Russian)].

2. Аракел Даврижеци. Книга историй. Пер. Л. А. Ханларян. М.: Наука, 1973 [Arakel Davrizhetsi. Book of Stories. Translated into Russian by L. A. Khanlaryan. Moscow: Nauka, 1973 (in Russian)].

3. Армянские источники о монголах. Пер. А. Г. Галстяна. М.: Восточная литература, 1962 [Armenian Sources on the Mongols. Translated into Russian by A. G. Galstyan. Moscow: Vostochaya Literatura, 1962 (in Russian)].

4. Бабаян Л. О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII–XIV веках. М.: Наука, 1969 [Babayan L. O. Socio-Economic and Political History of Armenia in 13th–14th Centuries. Moscow: Nauka, 1969 (in Russian)].

5. Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингис Хана. Bruxelles: Les edition Petropolis, 1939 [Vernadsky G. V. On the Composition of the Great Yasa of Genghis Khan. Bruxelles: Les édition Petropolis, 1939 (in Russian)].

6. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. Пер. М. А. Юсим. М.: Наука, 1997 [Villani J. New Chronicle, or History of Florence. Translated into Russian by M. A. Yusim. Moscow: Nauka, 1997 (in Russian)].

7. Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н. О. Эмина. М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1861 [The Universal History of Vardan the Great. Translated into Russian by N. O. Emin. Moscow: Tipografiia Lazarevskogo Instituta Vostochnykh Iazykov, 1861 (in Russian)].

8. Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками. Татаро-монголы в Азии и Европе. Отв. ред. С. Л. Тихвинский. М.: Наука, 1977. C. 166–185 [The Conquest of Armenia by Mongolian Troops. The Tatar-Mongols in Asia and Europe. S. L. Tikhvinskiy (ed.). Moscow: Nauka, 1977. Pp. 166–185 (in Russian)].

9. Григорян Г. М. Очерки истории Сюника IX–XV вв. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1990 [Grigoryan G. M. Essays on the History of Syunik of the 9th–15th Centuries. Yerevan: Izdatel’stvo Akademii Nauk Armyanskoy SSR, 1990 (in Russian)].

10. Дробышев Ю. И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. – XVI в. н.э.). М.: ИВ РАН, 2014 [Drobyshev Yu. I. Man and Nature in Nomadic Societies of Inner Asia (3d c. BC – 16th c. AD). Moscow: Institut of Oriental Studies of the RAS, 2014 (in Russian)].

11. Дробышев Ю. И. Идеи Чингисхана о власти согласно поздней монгольской историографии. Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 5. С. 61–70 [Drobyshev Yu. I. Ideas of Genghis Khan on the Authority According to the Later Mongolian Historiography. Vestnik Instituta Vostokovedeniya RAN. 2018. No. 5. Pp. 61–70 (in Russian)].

12. История монголов инока Магакии, XIII века. Пер. К. П. Патканова. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1871 [History of the Mongols by the Monk Magakiya, 13th Century. Translated into Russian by K. P. Patkanov. Saint-Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii Nauk, 1871 (in Russian)].

13. История монголов по армянским источникам. Вып. I. Пер. К. П. Патканова. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1873 [The History of the Mongols According to Armenian Sources. Issue I. Translated into Russian by K. P. Patkanov. Saint-Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii Nauk, 1873 (in Russian)].

14. История монголов по армянским источникам. Вып. II. Пер. К. П. Патканова. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1874 [The History of the Mongols According to Armenian Sources. Issue II. Translated into Russian by K. P. Patkanov. Saint-Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii Nauk, 1874 (in Russian)].

15. Карагезян Г. Эпический цикл о Чингиз-хане в труде Хетума Патмича. Историко-филологический журнал. Ереван, 2007. № 3. С. 129–142 [Karagezyan G. Epic Cycle about Chinggis Khan in Hetum Patmich’s Work. Istoriko-Filologicheskiy Zhurnal. Yerevan, 2007. No. 3. Pp. 129–142 (in Russian)].

16. Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер. Л. А. Ханларян. М.: Наука, 1976 [Kirakos Gandzaketsi. History of Armenia. Translated into Russian by L. A. Khanlaryan. Moscow: Nauka, 1976 (in Russian) ].

17. Книга странствий. Пер. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2006 [The Book of Wanderings. Translated into Russian by N. Gorelov. Saint-Petersburg: Azbuka-Klassika, 2006 (in Russian)].

18. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941 [Kozin S. A. Secret History. Mongolian Chronicle of 1240. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii Nauk SSSR, 1941 (in Russian)].

19. Путешествия в Восточные страны. Вступит. статья, коммент. М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997 [Travels to Eastern Countries. Preface and comments by M. B. Gornung. Moscow: Mysl’, 1997 (in Russian)].

20. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. Пер. Л. А. Хетагурова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952 [Rashid ad-Din. Collection of Chronicles. Vol. I. Book 1. Translated into Russian by L. A. Khetagurov. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii Nauk SSSR, 1952 (in Russian)].

21. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. Пер. Ю. П. Верховского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960 [Rashid ad-Din. Collection of Chronicles. Vol. II. Translated into Russian by Yu. P. Verkhovskiy. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii Nauk SSSR, 1960 (in Russian)].

22. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. III. Пер. А. К. Арендса. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946 [Rashid ad-Din. Collection of Chronicles. Vol. III. Translated into Russian by A. K. Arends. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii Nauk SSSR, 1946 (in Russian)].

23. Смбат Спарапет. Летопись. Пер. А. Г. Галстяна. Ереван: «Айастан», 1974 [Smbat Sparapet. Chronicle. Translated into Russian by A. G. Galstyan. Yerevan: “Hayastan”, 1974 (in Russian)].

24. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Составители М. С. Гатин, Л. Ф. Абзалов. Казань: Татарское кн. изд-во, 2011 [Formation and Heyday of the Golden Horde. Sources of the History of the Ulus of Jochi (1266–1359). Comp. by M. S. Gatin, L. F. Abzalov. Kazan: Tatarskoe Knizhnoe Izdatel’stvo, 2011 (in Russian)].

25. Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Средней Азии (VIII–XVIII вв.). М.: Наука, 1985 [Ter-Mkrtichyan L. Kh. Armenian Sources on Central Asia (8th–18th Centuries). Moscow: Nauka, 1985 (in Russian)].

26. Фрик. Стихи. Под ред. М. Мкрян, Е. Торосян. Ереван: Изд-во АрмФАН, 1941 (на арм. яз.) [Frik. Verses. M. Mkryan, E. Torosyan (Eds). Yerevan: Izdatel’stvo Armyanskogo Filiala Akademii Nauk SSSR, 1941 (in Armenian)].

27. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2015 [Hautala R. From “David, King of India” to “Hated Plebs of Satan”. Anthology of Early Latin Information about the Tatar-Mongols. Kazan: Institut Istorii Akademii Nauk Respubliki Tatarstan, 2015 (in Russian)].

28. Цулая Г. В. Грузинская книжная легенда о Чингисхане. Советская этнография. 1973. № 5. С. 114–122 [Tsulaya G. V. Georgian Book Legend of Genghis Khan. Sovetskaya Etnografiia. 1973. No. 5. Pp. 114–122 (in Russian)].

29. Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220–1335). Leiden; Boston: Brill, 2011.

30. Hayton. La Flor des Estoires des parties d’Orient. Recueil des historiens des croisades. Documents arméniens. T. 2. Ed. Ch. Kohler et al. Paris: Imprimerie nationale, 1906. Pp. 113–254.

31. May T. Chormaqan Noyan: The First Mongol Military Governor in the Middle East. Master of Arts Theses in the Department of Central Eurasian Studies, Indiana University. 1996.

32. Pogossian Z. Armenians, Mongols, and the End of Times: An Overview of 13th Century Sources. Caucasus during the Mongol Period – Der Kaukasus in der Mongolenzeit. Wiesbaden: Reichert Verlag, 2012. Pр. 169–198.

33. Pogossian Z. An “Un-known and Unbridled People”: Vardan Arewelc‘i’s Colophon on the Mongols. Journal of the Society for Armenian Studies. 2014. Vol. 23. Pp. 7–48.

34. Sanjian A. K. Colophons of Armenian Manuscripts (1301–1480). Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1969.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх