Сказание о Бейреке в турецком фольклоре.

 
Код статьиS086919080005205-2-1
DOI10.31857/S086919080005205-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы122-129
Аннотация

«Рассказ о Бамси-Бейреке, сыне Кан-Буры» является в хронологическом отношении наиболее ранним сказанием в составе огузского книжного эпоса «Китаб-и дедем Коркут». Вплоть до самого недавнего времени некоторые сказания, относящиеся к этому эпосу, продолжали бытовать в устном и письменном виде на территории современной Турции и Закавказья. К ним относится, прежде всего, и сказание о Бейреке, принявшее форму народной повести с соответствующими жанровыми особенностями. В то же время повесть о Бейреке продолжала сохранять связь с огузским эпосом.

Ключевые словаэпос, Турция, огузы, сказание о Бейреке, народная повесть
Получено20.05.2019
Дата публикации06.06.2019
Кол-во символов22030
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

«Книга моего деда Коркута» – средневековый книжный эпос огузов

2 «Китаб-и дедем Коркут» («Книга моего деда Коркута», полное название – «Книга моего деда Коркута на языке племени огузов») является единственным сохранившимся памятником книжного эпоса у тюркских огузских народов. Во многом именно поэтому он всегда представлял особый интерес для тюркологов, а также ученых, занимающихся сравнительным исследованием фольклора и типологией фольклора.
3 «Книга моего деда Коркута» (согласно Дрезденскому списку) состоит из двенадцати песен-сказаний, повествующих о подвигах огузских богатырей. Основным сюжетообразующим стержнем, вокруг которого группируются сказания эпоса, является борьба огузских племен с неверными, не-мусульманами (гяурами) на землях Малой Азии (Восточной Анатолии) и Закавказья. Кроме того, огузские беги объединены вокруг фигуры эпического певца, мудреца и «патриарха племени» Коркута. Сказания, составляющие «Книгу моего деда Коркута», довольно четко группируются вокруг определенных героев этого эпоса – Салор-Казана, Бамси-Бейрека, так называемых младших богатырей (Амрана, Иекенка).
4 Сказания о «младших богатырях» объединены рядом общих эпических мотивов – как довольно древних и свойственных тюркскому эпосу в целом (например, освобождение героем своего отца из плена), так и поздних, проявившихся в сказаниях, созданных, по всей вероятности, уже на территории Малой Азии под влиянием местных литературных традиций, прежде всего греческой, армянской и грузинской.
5 «Китаб-и дедем Коркут» хронологически неоднородна: принято разделять более ранние и относительно поздние сказания. К наиболее поздним по времени создания, по-видимому, относятся «Рассказ об удалом Домруле, сыне Дука-коджи» и «Рассказ о Кан-Турали, сыне Канлы-коджи»: они сложились уже на территории Малой Азии после переселения огузов в Закавказье и «по содержанию… связаны с малоазиатскими сказаниями с центром распространения в греческом Трапезунте» [Жирмунский, 1974, c. 575].
6 Наиболее ранним, сохранившим в себе следы архаической богатырской сказки можно считать третье сказание «Книги Коркута» – «Рассказ о Бамси-Бейреке, сыне Кан-Буры» (III). В центре этого сказания – история богатыря по имени Бамси Бейрек, который попал в плен к гяурам и затем – неузнанный – оказывается на свадьбе у своей суженой. Будучи одним из наиболее древних сказаний «Книги Коркута», в сюжетном отношении оно тесно связано с эпической традицией многих тюркских народов Поволжья, Закавказья, Средней и Центральной Азии, где главный герой этого сказания известен под именем Алпамыш1. 1. В свою очередь, в основе эпического сказания об Алпамыше лежит архаическая богатырская сказка, элементы сюжета которой широко распространены в сказочном эпосе тюркских и монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии: ее герой, имеющий сверхъестественное происхождение, отправляется за своей невестой в далекие страны (см.: [Жирмунский, 1962]).
7

Сказание о Бейреке в турецком фольклоре XX в.

8 Вплоть до самого недавнего времени некоторые сказания, относящиеся к циклу «Книга моего деда Коркута», продолжали бытовать на территории современных Турции и Закавказья (Южного Кавказа). К ним относится прежде всего и сказание о Бейреке, которое продолжало свое дальнейшее существование в рамках совершенно иного, гораздо более позднего жанра турецкой традиционной словесности – жанра народной повести.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1650

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникеева Т. А. Об образе «серого морского коня» в тюркском фольклоре. Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 3. С. 189–192. [Anikeeva T. A. On the Image of the “Grey Sea Horse” in Turkic Folklore. Journal of the Institute of Oriental Studies RAS. 2018. № 3. Pp. 189–192 (in Russian)]

2. Аникеева Т. А. Турецкая городская повесть XIX в. М.: Вост. лит., 2011. [Anikeeva T. A. Turkish Folk Narratives of the 19th century. Moscow: Vost. lit., 2011 (in Russian)]

3. Басилов В. Н. Мифология тюркоязычных народов. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 536–541. [Basilov V.N. Mythology of Turkic peoples. Myths of the world. Encyclopedia. Vol. 2. Moscow: Sov. ensyklopedia, 1980. Pp. 536–541 (In Russian)]

4. Гордлевский В. А. Османские сказания и легенды (серия первая). Избранные сочинения. Т. 1. М.: Вост. лит., 1960. С. 321–360. [Gordlevskiy V. A. Ottoman Legends and Tales (ser. 1). Selected Works. Vol. 1. Moscow: Vost. lit., 1960. Pp. 321–360 (in Russian)]

5. Дмитриева Л. В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения Российской академии наук. М.: Вост. лит., 2002. [Dmitriyeva L. V. Catalogue of Turkic Manuscripts of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Vost. lit., 2002 (in Russian)]

6. Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута». Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 131–258. [Zhirmunskiy V. M. The Oghuz Heroic Epics and “The Book of Dede Korkut”. The Book of Dede Korkut. The Oghuz Heroic Epics. Moscow–Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1962. Pp. 131–258 (in Russian)]

7. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974 [Zhirmunskiy V. M. Turkic Heroic Epics. Leningrad: Nauka, 1974 [in Russian)].

8. Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. Пер. В. В. Бартольда. Изд. подгот. В. М. Жирмунский, А. Н. Кононов. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1962. [The Book of Dede Korkut. The Oghuz Heroic Epics. Transl. by V. V. Barthold. Eds. V. M. Zhirmunskiy, A. N. Kononov. Moscow–Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1962 (in Russian)].

9. Стеблева И. В. Очерки турецкой мифологии: По материалам волшебной сказки. М.: Вост. лит., 2002. [Stebleva I. V. Essays on Turkish Mythology: According to the Materials of the Fairy Tale. Moscow: Vost. lit., 2002 (in Russian)]

10. Boratav P. N. Bey Böyrek hikayesine ait metinler. Ankara: Türk dili kurumu basımevi, 1939. [Boratav P. N. Texts concerning the Story of Bey Böyrek. Ankara: Türk dili kurumu basımevi, 1939 (in Turkish)].

11. Boratav P. N. Halk hikayeleri ve halk hikayeciliği. Ankara, 1946. [Boratav P. N. Folk narratives and Folk Storytelling. Ankara, 1946 (in Turkish)].

12. Eberhard W., Boratav P. N. Typen der Türkischer Volksmarschen. Wiesbaden, 1953.

13. Gökyay O. Ş. (ed.). Dedem Korkudun Kitabı. İstanbul: Milli eĝitim basımevi, 2000. [Gökyay O. Ş. (ed.). The Book of Dede Korkut. Istanbul: Milli eĝitim basımevi, 2000 (in Turkish)].

14. Масlеr F. Contes, legendes ot eрорeе de l’Armenie. Paris, 1928.

15. Ögel B. Türk mitolojisi (Kaynakları ve Açıklamaları ile Destanlar). II Cilt. Ankara: Türk tarih kurumu basımevi, 2002 [Ögel B. Turkic Mythology (Sources, Explanations and Epic Texts. Vol. II. Ankara: Türk tarih kurumu basımevi, 2002 (in Turkish)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх