China’s place in priorities of Mexico’s foreign economic policy

 
PIIS086919080003966-9-1
DOI10.31857/S086919080003966-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Associate, Institute of Latin American Studies, Russian Academy of Sciences (ILA RAS)
Affiliation: Institute of Latin American Studies, Russian Academy of Sciences (ILA RAS)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages167-179
Abstract

Due to commercial difficulties happened in the beginning of the 21st century China was not particularly interested in rapprochement with Mexico, preferring other Latin American countries. For the last years Mexican-Chinese relations are developping. Donald Trump's presidency, characterized by the absence of a long-term Latin American policy, as well as the gradual curtailment of Washington's presence in the region, led to the intensification of cooperation between Beijing and Mexico City. This provides China with opportunity to bridge the gap appeared after deterioration of U.S.-Mexico relations, without looking back at past failures.

KeywordsMexico, China, D. Trump, cooperation, politics, economics, trade, investments, tourism
Received20.03.2019
Publication date21.03.2019
Number of characters36528
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2017 г. Мексика и Китай отметили 45-ю годовщину восстановления своих дипломатических отношений, что стало своего рода предлогом для формирования стратегического альянса между мексиканским правительством и азиатским гигантом, особенно ввиду неоднозначных перспектив мексикано-американских отношений, замаячивших после прихода к власти в США Дональда Трампа. К концу второго десятилетия ХХI в. геополитическая ситуация в Западном полушарии уже резко изменилась, во многом благодаря стремлениям расширить свое присутствие со стороны новых акторов, прежде всего Китая и Европейского Союза (ЕС).
2 Спустя всего неделю после победы Д. Трампа на президентских выборах Си Цзиньпин уже в третий раз за последние три года нанес официальный визит в Латинскую Америку, давая всем ясно понять, что именно Китай планирует стать главным торговым партнером региона. А итоги первых лет правления Трампа объективно подтвердили, что курс, реализуемый новой администрацией США, постепенно вынудил Мексику «слезть с иглы» НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA), а также ускорить выстраивание новых направлений сотрудничества. И это предоставило Китаю, который уже более 10 лет является важнейшим торговым партнером Латинской Америки, возможность еще более расширить свое политическое, экономическое и даже культурное влияние на регион, чтобы восполнить пробел, созданный отсутствием четкой стратегии со стороны США в отношении своих ближайших соседей.
3 Помимо неоднократных санкций против правительства Венесуэлы и попыток «свеcти на нет» соглашение НАФТА новая американская администрация так пока и не разработала курс на сближение с латиноамериканским регионом. А в своих редких упоминаниях о Латинской Америке Вашингтон говорил лишь о необходимости наличия «жесткой руки» в вопросах миграции и незаконного оборота наркотиков. Дональд Трамп уже выбрал Европу, Ближний Восток и Азию в качестве своих приоритетных направлений, отодвинув далеко назад латиноамериканские страны, в частности Мексику.
4 Полностью контрастируя с политикой, проводившейся его предшественником Бараком Обамой, поведение Трампа уже существенно изменило внешнеполитический курс на ближайшее будущее самой Мексики. Явное отсутствие интереса администрации Трампа к Латинской Америке шло прежде всего на руку Китаю, который в своей неотступной защите глобализации к концу второй декады XXI в. превратил свои отношения с США, Европой и Японией в достаточно натянутые. А в свете активных попыток Д. Трампа пересмотреть НАФТА, по мнению многих, являющегося жизненно важным соглашением как для мексиканской, так и для американской экономики, Китай полностью готов стать для Мексики достойной альтернативой Соединенным Штатам.
5 В конце второй декады XXI в. обоюдный интерес к развитию мексикано-китайских отношений стал все более заметным, что, среди прочего, подтвердилось и словами Алисии Барсена, ответственного секретаря Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), которая на 47-м Всемирном экономическом форуме в Давосе, прошедшем в 2017 г., выступила с предложением активнее укрепить торговые связи и Китаем для решения стоящих перед Мексикой глобальных проблем.

Number of purchasers: 3, views: 834

Readers community rating: votes 0

1. Kosevich E.Yu. Krizis prezidentskogo sroka Ehnrike Pen'i N'eto. Latinskaya Amerika. M., 2017. N 4. C. 45–58 [Kosevich E.Yu. The crisis of the Enrique Peña Nieto presidential term. Latin America. Moscow. 2017. No. 4. Pp. 45–58 (In Russian)].

2. Aranda, María de Lourdes. México y China: una asociación estratégica. China Hoy. Edición especial. 2010. Pp. 6–7 [Aranda, María de Lourdes. Mexico and China: a strategic partnership. China Hoy. Special edition. 2010. Pp. 6–7 (in Spanish)].

3. Cornejo Bustamante R.A. México y China. Ironías y perspectivas de su relación. Los grandes problemas de México. Edición XII. Relaciones Internacionales. El Colegio de México. México. 2010 [Cornejo Bustamante, Romer A. Mexico and China. Ironies and perspectives of their relationship. The great problems of Mexico. Edition XII. International relations. The College of Mexico. Mexico. 2010 (in Spanish)].

4. Embassy of Mexico in China. https://embamex2.sre.gob.mx/china/index.php/es/2-uncategorised/1inicio (accessed: 21.05.2018).

5. González García J. China, reforma económica y apertura externa. Transformación, efectos y desafíos. Un enfoque neoinstitucional. Universidad de Colima. LVIII Legislatura. 2003 [González García, Juan. China, economic reform and external opening. Transformation, effects and challenges. A neoinstitutional approach. University of Colima. LVIII Legislature. 2003 (in Spanish)].

6. González García J. La República Popular China a finales del siglo XX, logros y desafíos hacia el siglo XXI. Problemas del Desarrollo. Revista Latinoamericana de Economía. Instituto de Investigaciones Económicas. UNAM. México. 2001. Vol. 32. No. 124. Enero–marzo. [González García, Juan. The People's Republic of China at the end of the 20th century, achievements and challenges towards the 21st century. Development problems. Revista Latinoamericana de Economía. UNAM. Mexico. 2001, Vol. 32. No. 124. January–March. (in Spanish)].

7. González García J. Las relaciones China – México: cuatro decenios de aprendizaje mutuo y perspectivas futuras. Comercio Exterior. México. 2013. Pp. 28–37 [González González García J. China – Mexico relations: four decades of mutual learning and future perspectives. Comercio Exterior. Mexico. 2013. Pp. 28–37(in Spanish)].

8. Kerber Palma V. China y el calzado mexicano. Comercio Exterior. México. 2002. Vol. 52. No. 10. Pp. 900–906 [Kerber Palma, Victor. China and Mexican footwear. Foreign trade. Mexico. 2002. Vol. 52. No. 10. Pp. 900–906 (in Spanish)].

9. Kosevich E.Yu. México: estrategia de seguridad y de la lucha contra el crimen organizado. Iberoamerica. 2017. No. 1. Pp. 74–95 [Kosevich Ekaterina Yu. Mexico: security strategy and fight against the organized crime. Iberoamerica. 2017. No. 1. Pp. 74–95 (in Spanish)].

10. Lifu Lin J. The China Miracle. Development Strategy and Economic Reform. The Chinese University Press. Hong Kong. 1996.

11. Ling Y. Nuevas características del comercio exterior de China. China Hoy. 2011. Vol. 52. No. 7. Pp. 38–40 [Ling, Yao. New features of China's foreign trade. China Today. 2011. Vol. 52. No. 7. Pp. 38– 40 (in Spanish)].

12. Luna Arena A., Santa Marina S. APPRI México–China: un instrumento que deben aprovechar las empresas. China Hoy. Edición especial. 2010. Pp. 46–47 [Luna Arena A., Santa Marina S. APPRI Mexico-China: an instrument that companies should take advantage of. China Hoy. Special edition. 2010. Pp. 46–47 (in Spanish)].

13. Secretariat of Foreign Affairs of Mexico. https://www.gob.mx/sre (accessed: 21.05.2018).

14. Shicheng X. Relaciones entre China, Estados Unidos y América Latina. China Hoy. 2014. Vol. 52. No. 9. Pp. 14–19 [Shicheng Xu. Relations between China, the United States and Latin America. China Hoy. 2014. Vol. 52. No. 9. Pp. 14–19 (in Spanish)].

Система Orphus

Loading...
Up