Мусульманское образование и социальная мобильность в мамлюкском султанате Бурджи (1382–1517)

 
Код статьиS086919080003965-8-1
DOI10.31857/S086919080003965-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Аффилиация: Департамент востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор Департамента востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Аффилиация: Департамент востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы155-166
Аннотация

В статье ставится цель исследовать влияние образования на социальный статус личности в период пребывания у власти мамлюкских султанов-бурджитов (1382–1517), которые преимущественно были выходцами с Кавказа. Более ста лет мамлюки-бурджиты контро-лировали политическую власть в Египте и Сирии, пока в 1517 г. не потерпели сокрушительное и во многом неожиданное поражение от Селима I. Авторы придерживаются той точки зрения, что исламскому образованию присущи целостность и обособленность в мире опытного знания, а также вовлеченность в формирование социальной реальности, включенной в индивидуальные биографические ситуации. Источниковедческую базу исследования составляют труды историков и биографов мамлюкского периода – ал-Макризи, Ибн Тагри Бирди, Ибн Хаджара, Ас-Сахави. В статье были использованы работы современных исследователей истории и теории мусульманского образования.

Ключевые словамусульманское образование, мамлюкский султанат Бурджи, социальная мобильность
Получено20.03.2019
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов33366
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вклад в понимание истории и теории арабо-исламского образования и шире – образования в исламском мире – внесли многие исследователи [al-Azem, 2016; Halstead, 2004; Makdisi, 1981; Makdisi, 1990; Shalaby, 1954; Meijer, 2009]. Система образования в султанате мамлюков Бахри и Бурджи также неоднократно привлекала внимание ученых [Berkey, 1992; Ayalon, 1951]. Тем не менее генезис институтов образования и их совместимость с институтами политической власти и гражданского общества, влияние образования на социальный статус личности заслуживают более глубокого изучения, которое позволило бы в ряде случаев понять природу современных педагогических практик.
2 Авторы ставят перед собой задачу исследовать, в какой степени отдельные элементы образования в эпоху мамлюков Бурджи (конец XIV – начало XVI в.) имели системный характер и были совместимы с политическими и социальными институтами мамлюкского султаната и как полученное образование могло влиять на социальный статус личности, принципиально увеличивая потенциал ее социальной мобильности, и при определенных исторических обстоятельствах воздействовать на политическое поведение отдельных личностей и социальных групп.
3

ГЕНЕЗИС ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОМАМЛЮКСКУЮ И МАМЛЮКСКУЮ ЭПОХИ

4 Мамлюкская эпоха пришла на смену историческому периоду, именуемому эпохой Исламского возрождения (VIII–XIII вв.) [Kraemer, 1992]. Именно в эти века возник феномен арабо-исламской культуры, сформировались базовые принципы исламской цивилизации, сложились основы системы образования, в которой ислам начал играть ключевую роль. Самые ранние институты исламского образования повсеместно существовали в тесной связи с мечетями. Первая в исламском мире мечеть была основана пророком Мухаммадом в Йасрибе (Медине) непосредственно после исхода из Мекки в первый год хиджры, т. е. в 622 г. христианского летосчисления. Она служила одновременно и политическим, и культурно-просветительским центром, оставаясь при этом молитвенным домом, в более широком смысле – священным религиозным местом. Это придавало особый сакральный смысл всему тому, что там происходило, в том числе и обучению первых мусульман [Ислам…, 1991, с. 160; Shalaby, 1954, p. 48; Waghid,2011, p. 140].
5 Первыми, если так можно выразиться, структурными единицами системы исламского образования были «группы» (jamʻ; мн. jumūʻ) и «кружки» (halqa; мн. halaq, halaqat) при мечетях. В таких учебных коллективах во главе с наставником, самим имамом мечети или уполномоченным им лицом, мог осуществляться полноценный учебный процесс на регулярной основе, т. е. имелись постоянные дни и время занятий. Предмет изучения составляли исламские науки так называемого начального цикла (арабский язык с его сложной грамматикой, письмом и каллиграфией, чтение вслух Корана, заучивание его наизусть, понимание смысла и т. д.). В VIII и IX вв. фактически все мечети мусульманского мира представляли собой своеобразные учебные заведения, благодаря которым осуществлялась преемственность религиозных знаний [Велаяти, 2011, с. 40].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 212

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока. М.: Наука, 1984 [Bolshakov O. G. Medieval city of the Middle East, Moscow: Nauka, 1984 (in Russian)].

2. Велаяти ‘А. А. Исламская культура и цивилизация. М.: Феория, 2011 [VelayatiʿA. A. Islamic culture and civilization, Moscow: Feoria, 2011 (in Russian)].

3. Зайончковский А. Новонайденный арабско-кипчакский словарь из государства мамлюков. Народы Азии и Африки. 1964, № 3. С. 111–116 [ZayonchkovskiyA. The new found Arabic-Kipchak dictionary from the Mamluk state. Narody Azii i Afriki. 1964. Vol. 3. Pp. 111–116 (in Russian)].

4. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран 1516–1574. М.: Наука, 1984 [Ivanov N. A. Ottoman conquest of Arab countries 1516–1574. Moscow: Nauka, 1984 (in Russian)].

5. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991 [Islam: Encyclopedic dictionary. Moscow: Nauka, 1991 (in Russian)].

6. Хасанов А. А. Система управления и суда в мамлюкском Египте конца XIV – начала XVI в. История и экономика стран арабского Востока и Северной Африки. М.: Наука, 1975. С. 364–385 [Hasanov A. A. The system of administration and courting the Mamluk Egypt in the end of 14th – beginning of 15th ct. The History and Economy of the Countries of Arab East and North Africa. Moscow: Nauka, 1975. Pp. 364–385 (in Russian)].

7. al-Azem T. The Transmission of Adab. Educational ideals and their institutional manifestations. Philosophies of Islamic Education. Historical Perspectives and Emerging Discourses. Ed. by A.N. Memnon and M. Zaman. New York: Routledge, 2016.

8. Al-Maqrīzī Taqī al-Dīn. Durar al-ʿUqūd al-Farīda fī Tarājim al-ʾAʿyān al-Mufīda [The Incomparable Pearl-Necklaces of the Useful Biographies of Notable Men]. Dimashq: Manshūrāt Wizārat al-Thaqāfa, 1995.4 vols.

9. Al-Nu‘aymi Abd al-Qadir. Al-Daris fi Tarikh al-Madaris [The Study of the History of the Madrasas]. Dimashq: Matba‘at al-Taraqqi, 1947.

10. Al-Sakhāwī Shams al-Dīn Muḥammad. Al-Ḍawʾal-Lāmiʿ l-Ahl al-Qarn al-Tāsiʿ [The Light Shining upon the People of the Ninth Century]. Bairūt: Dar al-Jil, 1992. 12 vols.

11. Ayalon D. L’esclavage du Mamelouk. Oriental Notes and Studies. 1951. Vol. 1.

12. Berkey J. Formation of Islam: Religion and Society in the Near East, 600–1800. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

13. Berkey J. The Transmission of Knowledge in Medieval Cairo: A social history of Islamic education. Princeton: Princeton University Press, 1992.

14. Bulliet R. W. Islam: The view from the edge. New York: Columbia University Press, 1994.

15. Ephrat D. A learned society in a period of transition: The Sunni “ulama” of eleventh century Baghdad. Albany: State University of New York Press, 2000.

16. Ephrat D. Spiritual Wayfarers, Leaders in Piety: Sufis and the Dissemination of Islam in Medieval Palestine. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

17. Günther S. Education. Encyclopaedia of Islam. Third edition. Leiden: Brill, 2016.

18. Haarmann U. Arabicin speech, Turkish in lineage: Mamluks and their sons in the intellectual life of fourteenth-century Egypt and Syria. Journal of Semitic Studies. 1988. Vol. 33.

19. Halstead J. M. An Islamic Concept of Education. Comparative Education. 2004. Vol. 40 (4).

20. History of Humanity: Scientific and Cultural Development. Vol. 4. From the Seventh to the Sixteenth Century. Ed. by M. A. Al-Bakhit, L. Bazin, S. Cissoko. M. Paris, London, New York: Routledge, 2000.

21. Humphreys S. Women as Patrons of Religious Architecture in Ayyubid Damascus. Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture. 1994. Vol. 2.

22. Ibn Ḥajar al-ʿAsqalānī. Inbāʾ al-Ghumr bi-Abnā al-ʿUmr [Informing the Inexperienced with Data on the Contemporaries]. Al-Qāhira: Wizāra al-Awqāf, 1998. 4 vols.

23. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Al-Manhal al-Sāfī wa-l-Mustawfā baʿda-l-Wāfī [The Pure Spring of the Fulfillment after the Completion]. Al-Qāhira: al-Hay’a al-Misriyya al-‘Āmma lī al-Kitāb, 1984–2009. 13 vols.

24. Ibn Taġrī Bardī Jamāl al-Dīn. Al-Nujūm al-Zāhira fi Mulūk Miṣr wa-l-Qāhira [The Brilliant Stars, being the Chronicles of the Rulers of Egypt and Cairo]. Bairūt: Dār al-Kutub al-‘Ilmiya, 1992. In 16 vols.

25. Kraemer J. L. Humanism in the Renaissance of Islam, Leiden: Brill, 1992.

26. Leiser G. The Madrasa and the Islamisation of Middle East: The Case of Egypt. Journal of the American Research Center in Egypt. 1985. Vol. 22.

27. Makdisi G. The Rise of Colleges: Institutions of Learning in Islam and the West. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1981.

28. Makdisi G. The Rise of Humanism in the Classical Islam and the Christian West with Special Reference to Scholastisicm. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1990.

29. Meijer W. A. J. Tradition and Future of Islamic Education. Münster, New York, München, Berlin: Waxmann Verlag, 2009.

30. Petry C. F. Protectors or Praetorians? The Last Mamlūk Sultans and Egypt’s Waning as a Great Power. Albany: State University of New York Press, 1994.

31. Rabie H. The Training of the Mamluk Faris. War, Technology and Society in the Middle East. Ed. by V.J. Parry, M.E. Yapp. London, New York: Oxford University Press, 1975.

32. Raymond A. Cairo’s area and population in the early fifteenth century. Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture. 1984. Vol. 2.

33. Robinson F. Education. The new Cambridge History of Islam. Vol. 4. Islamic Cultures and Societies to the End of the Eighteenth Century. Ed. by R. Irwin. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

34. Rosenthal F. Knowledge Triumphant. The Concept of Knowledge in Medieval Islam. Leiden, Boston: Brill, 2007.

35. Shalaby A. History of Muslim Education. Beirut: Dar al-Kashshaf, 1954.

36. Veblen Th. The Leisure Class. An Economic Study of Institutions, New York: The Macmillan Company, 1912.

37. Waghid Y.Conception of Islamic Education. Pedagogical Framings. New York, Berlin: Peter Lang, 2011.

38. Yarbrough L. The Madrasa and the non-muslims of thirteenth-century Egypt: A Reassessment. Entangled Histories. Knowledge, Authority, and Jewish Culture in the thirteenth Century. Ed. by E. Baumgarten, R. M. Karras, K. Mesler. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх