Российские немцы в информационном пространстве: традиционные и новые медиа

 
Код статьиS086954150017938-1-1
DOI10.31857/S086954150017938-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы134-147
Аннотация

В статье анализируется современное состояние печатных и электронных изданий российских немцев. Целью же исследования было выявить особенности современного развития печатных и онлайн-изданий российских немцев в России, понять, составляют ли эти элементы целостную систему средств массовой информации. Автор проанализировала данные государственных органов о деятельности средств массовой информации и выявила 43 зарегистрированных печатных и онлайн-издания на немецком языке: для российских немцев, о Германии или для читателя из Германии. Автор смогла установить, что сохранились региональные газеты и журналы, которые начали издаваться в СССР; сократилось количество интернет-ресурсов российских немцев; произошла своего рода монополизация информационного пространства со стороны Международного союза немецкой культуры – портал RusDeutsch удовлетворяет основные интересы российских немцев в информации; определилось преимущество социальных сетей перед сайтами; проблемой остается полное отсутствие TV и радио для российских немцев.

Ключевые словаинформационные процессы, российские немцы, медиасистема, СМИ российских немцев, этнокультурное развитие
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов35596
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Трансформациям современных средств массовой информации посвящено немало научных исследований. И это не удивительно: процессы, которые протекают в этой сфере, стремительны, многие из их последствий совершенно непредсказуемы. Эти трансформации заставляют общество быстро адаптироваться к новой медийной реальности, вследствие чего перестраивается экономика, новые точки опоры получает политика, социальная сфера сталкивается с новыми вызовами.
2 Много научных работ на тему медиаактивности вышло в последнее время в регионах. Как правило, это сборники статей по итогам конференций (см.: Печищев 2018; Порфирьева 2019; Солодовик 2019) или коллективные монографии (Иссерс 2019).
3 На темы, связанные с медиа, регулярно защищаются диссертации (Шамаев 2019). Известные российские исследователи также активно изучают новую реальность (Жилавская, Онучина 2020; Коломиец 2020; Писарский 2018).
4 Несмотря на то, что проблемам русского языка в медиа уделяется много внимания (Вольф 2017; Пыстина 2017), об истории и, главное, о настоящем состоянии средств массовой информации на языках народов России публикаций практически нет. Можно встретить книги о СМИ отдельных республик (Магадеева 2017), но, например, труды о журналистике и публицистике на ингушском или чувашском – большая редкость (Данилова, Степанова 2016).
5 Об информационной активности российских немцев в России в прошлом вообще было издано лишь несколько книг и статей в журналах и сборниках (написанных по преимуществу автором этих строк). Лишь отдельные публикации зарубежных ученых свидетельствуют о том, что эта тема вызывает интерес (Endesfelder 2012). Поэтому актуальной задачей представляется восполнение пробел в знаниях о современном состоянии СМИ российских немцев, так как исследование этой проблемы позволит получить и дополнительные сведения для оценки медиаактивности российских народов в целом.
6 Материалами для исследования выступили официальные данные о зарегистрированных в России средствах массовой информации на немецком языке: для российских немцев, о Германии или для читателя из Германии. Контент-анализ данных Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), проведенный автором, позволил выделить 43 таких издания – печатных и выходящих в Интернете. Регистрационные сведения содержат важную информацию о месте выхода в свет, годе, когда начало издаваться то или иное СМИ, его языке, типе, примерной целевой аудитории.
7 Важным источником были также данные Реестра некоммерческих организаций, который ведется Министерством юстиции Российской Федерации; эти данные дали возможность в ранее вышедших публикациях автора показать общественную активность организаций российских немцев, что явилось толчком для проведения настоящего анализа.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 684

Оценка читателей: голосов 0

1. Иларионова Т.С. Российские немцы в советско-западногерманских послевоенных отношениях: 1945–1961 гг. М.: ООО “МИРОС”, 2010.

2. Иларионова Т.С. Город как контактная зона для жизни национальностей // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 12. С. 21–30.

3. Иларионова Т.С. Немецкие некоммерческие организации в России: виды, цели, регионы // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 8. С. 83–99.

4. Иссерс О.С. (ред.) Новые медиа в России. Активные процессы в языке и коммуникации: новая дискурсивная реальность как объект лингвистического наблюдения, новые медиа в технологиях рекламы и PR, старые жанры в новой рамке, новые медиа как пространство социальных коммуникаций (Твиттер, ВКонтакте, ПостНаука, Naked Science, Infuture). М.: ЛЕНИНД, 2019.

5. Касаткин П.И., Курске В.С., Валиев И.А. Роль немецкой диаспоры в российско-германских отношениях // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 5 (26). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-86-97

6. Киссер Т.С. Киберпроекты немцев Урала // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2019. № 5. С. 112–120.

7. Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Московского ун-та, 2020.

8. Малькова В.К., Тишков В.А. (отв. ред.) Медийная индоктринация: антропологические исследования. М.: ИЭА РАН, 2018.

9. Печищев И.М. (сост.) Город и медиа: материалы международной научно-практической конференции “Новые городские медиа в медиаландшафте России”, Пермь, 1–2 июня 2018 г. Пермь: Пермский гос. нац. исследовательский ун-т, 2018.

10. Писарский И.В. Современные тенденции развития коммуникаций и медиа. СПб.: СПбГУП, 2018.

11. Порфирьева И.Д. (сост.) Медиа и власть: власть медиа?: материалы международной научно-образовательной конференции, Казань, 21–22 марта 2019 г. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2019.

12. Солодовик Л.В. (отв. ред.) Новые медиа сегодня: представление о будущем медиа: материалы III Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 24–27 сентября 2017 г.). Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019.

13. Тишков В.А. Мы – российский народ. Учебно-методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2019.

14. Шамаев И.П. Журналистика и социальные медиа в цифровую эпоху: опыт региональных СМИ Волгоградской области. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронежский государственный университет, Воронеж, 2019.

15. Litvinenko А.A. New Definition of Journalism Functions in the Framework of Hybrid Media Systems: German and Russian Academic Perspectives // Global Media Journal: German Edition. 2013. Vol 3 (1). https://www.db-thueringen.de/servlets/MCRFileNodeServlet/dbt_derivate_00027640/GMJ5_Litvinenko_final.pdf



Дополнительные библиографические источники и материалы

Вольф 2017 – Вольф О.А. Язык СМИ в аспекте лингвоэкологии: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2017. 

Данилова, Степанова 2016 – Данилова М.Г., Степанова И.С. Чӑваш театр журналистикин аталанӑвӗ: вӗренӳ пособийӗ. Шупашкар: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. 

Жилавская, Онучина 2020 – Жилавская И.В., Онучина К.К. Виды медиа: типология и история: учебное пособие. М.: МПГУ, 2020.

Интернет в России 2020 – Интернет в России в 2019 году. Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2020. 

Магадеева 2017 – Магадеева Р.Р. Электронные СМИ Башкортостана: учебное пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. 

Российская периодическая печать 2020 – Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2020.

Пыстина 2017 – Пыстина О.В. Русский язык в массмедиа: язык СМИ. Учебное пособие: текстовое научное электронное издание на компакт-диске. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. 

Endesfelder 2012 – Endesfelder V. Fremdsprachige Medien: Vergleich einer deutschsprachigen Zeitung für Russlanddeutsche in Russland mit einer russischsprachigen Zeitung in Deutschland; eine Analyse – Foreign-Language Media: Comparison of a German-Speaking Newspaper for Russian Germans in Russia with a Russian-Speaking Newspaper in Germany; An Analysis // MOnAMi – Publication Server of the University of Applied Sciences Mittweida. Mittweida: Hochschule Mittweida, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх