Дамасио А. Так начинается «Я». Мозг и возникновение сознания. М.: Карьера Пресс, 2018

 
Код статьиS023620070010938-8-1
DOI10.31857/S023620070010938-8
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Дамасио А. Так начинается «Я». Мозг и возникновение сознания. М.: Карьера Пресс, 2018
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры социологии и культурологии
Аффилиация: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №1
Страницы181-188
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации19.03.2021
Кол-во символов13567
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 История дискуссий о феномене сознания весьма насыщенна и полна драматичных сюжетов. Начиная с Платона, философы обсуждали эту трудноопределимую субстанцию, которая, являясь сугубо человеческой, отделяла человека от мира животных и неодушевленной материи. Сложность таким дискуссиям придавала уверенность человека в том, что сознание, в отличие от других объектов, существует только у него. Но в том-то и сложность: интуитивно понятное «Я — это Я» до сих пор никак не поддается непротиворечивому теоретическому описанию. Невозможность согласованного, целостного определения сознания, справедливо вызывает вопрос о том, а существует ли оно вообще. Этот вопрос в открытую сформулировал Уильям Джемс в эссе «Существует ли сознание?» [2]. Часть философов заняли элиминистскую позицию в вопросе сознания (У. Куайн, П. Фейерабенд, Р. Рорти, Пол и Патриция Черчленд), другие говорят о его мистичности и загадочности (Дж. Серль, К. МакГин и др.), третьи, пытаясь преодолеть и тотальный физикализм первых, и дуализм вторых, говорят о функционалистком подходе к сознанию, рассматривая его не как свойство человеческого организма, а как функциональное состояние последнего (Х. Патнэм, Д. Деннет, отчасти Д. Чалмерс).
2
Дамасио

3 Технологические возможности и успехи XX – начала XXI века позволили провести много исследований и сделать ряд открытий в сфере феноменов сознания. Существенный вклад в них внесла нейробиология.
4

Антонио Дамасио — один из авторитетнейших нейробиологов современности, директор Института мозга и креативности университета Южной Калифорнии, профессор психологии, философии и неврологии, приглашенный профессор института Солка, лауреат многих престижных научных премий и член нескольких национальных академий наук1 , написал серию книг2, посвященных проблеме соотношения мозга и сознания. Одна из последних —Self Comes to Mind. Constructing the conscious brain (2010) была переведена под названием «Так начинается "Я". Мозг и возникновение сознания» на русский язык издательством «Карьера Пресс» в 2018 году.

1. >>>>

2. Descartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain, Putnam, 1994; The Feeling of What Happens: Body and Emotion in the Making of Consciousness, Harcourt, 1999; Looking for Spinoza: Joy, Sorrow, and the Feeling Brain, Harcourt, 2003; Self Comes to Mind: Constructing the Conscious Brain, Pantheon, 2010
5 Фокус исследований Дамасио находится в тех разделах нейробиологии, которые изучают эмоции человека, память, язык, принятие решений и сознание. Пожалуй, можно сказать, что в этой книге Дамасио удалось показать не только нейробиологические корреляты сознания, но и затронуть философские вопросы, которые дискутируются уже достаточно давно.
6 Книга начинается с постулата о том, что сознание — это психика, наделенная субъективностью (c. 14), и важнейшим фактором возникновения сознания является ствол головного мозга (с. 17) — очень древний участок мозга, имеющийся у многих других биологических видов и связанный с переработкой как телесных ощущений, так и внешних по отношению к телу стимулов. Надо отметить, что взгляды Дамасио в этом вопросе контринтуитивны и не относятся к основному направлению в психологии и нейробиологии. Большинство нейроученых (Д. Инглман, Д. Свааб и др.) предполагают, что сознание — продукт кортикальных структур.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 733

Оценка читателей: 1.0 голосов 1

1. Дамасио А. Так начинается "Я". Мозг и возникновение сознания», М.: Карьера Пресс, 2018.

2. Джемс У. Существует ли «сознание»? // Новые идеи в философии. Сб. № 4 / под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Директ-Медиа. ЛитРес: 27 октября. 2015.

3. Джемс У. Психология / под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх