Кадимитская и джадидская система образования в Дагестане: взгляд на преподавание арабского языка и ислама в ХХ в.

 
Код статьиS086919080002871-5-1
DOI10.31857/S086919080002871-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Амстердамского университета, Отделение европейских исследований
Аффилиация: Амстердамский университет
Адрес: Нидерланды, Амстердам
Должность: Ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН
Аффилиация: Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН
Адрес: Российская Федерация, Махачкала
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы105-123
Аннотация

В статье дан анализ взаимодействия джадидизма и «кадимизма» в Дагестане, методике обучения в джадидских медресе, которые появились в Дагестане в начале ХХ в. Если в Волго-Уральском регионе идеи джадидизма касались реформы исламского образования в контексте преподавания на родном татарском языке, то в многонациональном Дагестане больше ориентировались на обучение на местных языках. Другим важным фактором являлось то, что арабский язык сохранял свое важное значение для дагестанской интеллектуальной элиты за весь советский период. На протяжении советской эпохи в Дагестане продолжал существовать «кадимизм» как традиционная система обучения наряду с новометодной системой. Это сосуществование двух систем привело к смешанному методу преподавания арабского языка и исламских дисциплин в новых исламских учебных заведениях, открывшихся в постсоветский период. Данная статья рассматривает несколько взаимосвязанных новых аспектов: 1) в ней рассматривается сравнительный подход в изучении джадидизма, особенности дагестанского варианта новометодной системы образования, который несколько отличается от движения джадидизма в Волго-Уральском регионе; 2) в статье рассматривается джадидская система образования в Дагестане, которая развивалась в тесном взаимодействии с традиционной образовательной системой, а не являлась его антиподом; 3) в статье рассматривается последовательное развитие системы исламского образования за весь ХХ в. Наконец, в данной статье дается новый материал, основанный на опыте изучения арабского языка и исламских наук одного из соавторов статьи, который обучался по смешанной джадидско-кадимитской системе в поздний советский и постсоветский период. Исследование опровергает широко распространенное в научной литературе мнение о том, что джадидская система обучения была более успешной, чем старометодная и что «кадимизм» как метод исламского образования должен был исчезнуть после установления советской власти и тем более после распада СССР.

Ключевые словаджадидизм, кадимизм, исламское образование, Дагестан, арабский язык
Получено26.12.2018
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1364

Оценка читателей: голосов 0

1. Ад-Дургили, Назир. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые Х–ХХ вв. и их сочинения. Пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. илл. библиография А.Р. Шихсаидова, М. Кемпера, А.К. Бустанова. М.: Изд. дом Марджани, 2012. 208 c. + 223 с факсимиле.

2. Акаев, Абусупьян. Тил масъаласы. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Пайхамарны елу булан. Махачкала: дагестанское книжное издательство, 1992(1). С. 75–84 (на кумыкск.яз.).

3. Акаев, Абусупьян. Яшлар охутагъан муаллимлеге бир-эки сез. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Пайхамарны елу булан. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1992(2). С. 64–66 (на кумыкск.яз.).

4. Ал-Багини, Шу‘айб б. Идрис. Табакат ал-хаваджакан ан-Накшбандийя ва садат ал-маша‘их ал-Халидийа ал-Мухаммадийа. Дамаск: Дар ан-ну‘ман ли-л-‘улум, 1999. 550 с. (на араб. яз.).

5. Бабаджанов Б.М. Журнал «Хакикат» как зеркало религиозного аспекта в идеологии джадидов. Tokyo: University of Tokyo, Department of Islamic Area Studies, 2007. 110 c.

6. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. Фикх и мусульманский обычай в российском Дагестане: источники и исследования. Хрестоматия. СПб.: Президентская библиотека, 2017. 319 с.

7. Бустанов А., Кемпер М. Мирасизм: ислам как культурное наследие. Бустанов А.К., Кемпер М. Ислам по-русски: анализ современной исламской литературы в России. Учебное пособие. СПб.: Президентская библиотека, 2016. С. 30–49.

8. Бустанов А.К., Кемпер М. Язык «традиционного ислама» в текстах Валиуллы Якупова. Восток (Oriens). 2017. № 3. С. 123–139.

9. Гаджиев А.С. Джадидизм в Дагестане. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Абусуфьян Акаев: Эпоха, жизнь, деятельность: сборник статей, переводов и материалов. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 2012. С. 64–66.

10. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920–1930-х годов (поэзия, драматургия, критика). Махачкала: Институт ЯЛИ, 2009. 318 с.

11. Исаев А.А. (сост.). Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана: (дореволюционный период). Махачкала, 1989. 298 с.

12. Исаев А.А. Магомедмирза Мавраев – первопечатник и просветитель Дагестана. Махачкала: Типография ДНЦ РАН, 2003. 240 с.

13. Кемпер М. Ислам как общенациональное культурное наследие в послесталинском Дагестане: от иджтихада к просвещению. История, археология и этнография Кавказа. Махачкала: ИИАЭ. Т. 14, № 2, 2018. С. 127–143.

14. Кемпер М., Шихалиев Ш.Ш. Дагестанское мусульманское реформаторство первой трети ХХ века как разновидность джадидизма. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Абусуфьян Акаев: Эпоха, жизнь, деятельность: сборник статей, переводов и материалов. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 2012. С. 52–58.

15. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. 246 с.

16. Наврузов А.Р. «Джаридат Дагистан» – арабоязычная газета кавказских джадидов. М.: Марджани, 2012. 240 с.

17. Омаров Х.А., Шихсаидов А.Р. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала, 2005. 330 с.

18. Оразаев Г. М.-Р. Хронология жизненного и творческого пути Абусуфьяна Акаева, а также посмертных мероприятий и событий, связанных с его именем. Оразаев Г. М.-Р. (сост.). Абусуфьян Акаев: Эпоха, жизнь, деятельность. Сб. статей, переводов и материалов. Махачкала,. 2012. С. 248–275.

19. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Абусуфьян Акаев: Эпоха, жизнь, деятельность. Сб. статей, переводов и материалов. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 2012. 328 с.

20. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992. С. 131–133.

21. Оразаев Г.М.-Р. (сост.). Пайхамарны елу булан. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1992. 376 с. (на кумыкск. яз.)

22. ПМА. Полевой материал авторов. Интервью с Али Омаровым (1956 г.р.), сыном муфтия ДУМСК Хафиза-хаджи Омарова (1975–1978). Махачкала, май 2011 г.

23. Саидов М.-С. Д. Дагестанская литература XVIII–XIX вв. на арабском языке. Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. II. М: Восточная литература, 1963. С. 118–123.

24. Усманов М.А. (ред.). Исмаил Гаспринский: историко-документальный сборник. Казань: Жиен нашрияти, 2006. 544 с.

25. Усманова Д.М. Мусульманские депутаты в Государственной Думе (1906–1917 гг.): новая политическая элита в Российской империи? Ученые Записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный ун-т, 2013. Т. 155. № 1–3. С. 113–124.

26. Шихалиев Ш.Ш. «Ал-Джаваб ас-сахих ли-л-ах ал-мусаллах» ‘Абд ал-Хафиза Охлинского. Аликберов А.К., Бобровников В.О., сост. и отв. редакторы. Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. М.: Марджани, 2010. С. 324–340.

27. Шихалиев Ш.Ш. Мусульманское реформаторство в Дагестане (1900–1930). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХиГС, 2017. № 3 (35). С. 134–169.

28. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А. Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 2001. 256 с.

29. Bahri, Ata. Selim Sabit Efendi’nin Okul Tarihi Inşasi. Türk Eğitim Bilimleri Dergisi. 7:2 (2009). Pp. 377–392 (на турецк. яз.).

30. Baldauf, Ingeborg. Jadidism in Central Asia within Reformism and Modernism in the Muslim World. Die Welt des Islams. 41:1 (2001). Pp. 72–88.

31. Bobrovnikov V.O., Navruzov A.R., Shikhaliev Sh.Sh. Islamic Education in Soviet and Post-Soviet Daghestan. Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States. Eds. Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. London and New York: Routledge, 2010. Pp. 107–167.

32. Kemper, Michael, Motika, Raoul, Reichmuth, Stefan, (eds). Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States. London and New York: Routledge, 2009. 384 p.

33. Kemper, Michael. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin: Klaus Schwarz, 1998, 516 p.

34. Khalid Adeeb. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkeley; Los Angeles; Oxford: University of California Press, 1999. 400 p.

35. Lazzerini, Edward J. Jadidism at the Turn of the Twentieth Century: A View from Within. Cahiers du Monde russe et sovietique. Vol. 16, No. 2 (April–June, 1975). Pp. 245–277.

36. Meyer, James H. Immigration, Return, and the Politics of Citizenship: Russian Muslims in the Ottoman Empire, 1860–1914. International Journal of Middle Eastern Studies. 39 (2007). Pp. 15–32.

37. Meyer, James H. The Economics of Muslim Cultural Reform: Money, Power and Muslim Communities in Late Imperial Russia. Asiatic Russia: Imperial Power in Regional and International Contexts. Ed. Uyama Tomohiko. London and New York: Routledge, 2012. Pp. 252–270.

38. Somel, Selçuk Akşin. Das Grundschulwesen in den Provinzen des Osmanischen Reichen während der Herrschaftsperiode Abdülhamids II (1876–1908), PhD Diss. University of Bamberg, 1992. 124 p.

39. Usmanova, Dilyara M. Die tatarische Presse 1905–1918: Quellen, Entwicklungsetappen und quantitative Analyse. Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the 20th Centuries. Eds. M. Kemper, A. von Kügelgen, D. Yermakov. Berlin: Klaus Schwarz, 1996. P. 239–278.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх