Проблема нормализации американо-кубинских отношений в Конгрессе США

 
Код статьиS032120680005969-9-1
DOI10.31857/S032120680005969-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы92-106
Аннотация

На основе анализа законодательных актов и законопроектов, выдвигавшихся в течение более пятидесяти лет, предпринята попытка выявить возможности урегулирования американо-кубинского конфликта в будущем. Основным источником исследования стали материалы сайта Конгресса США, на котором представлены как тексты законов, резолюций и законопроектов, так и результаты голосований по ним, а также стенограммы слушаний в обеих палатах. Их изучение помогло выяснить, чем руководствовались и руководствуются сегодня сторонники более «мягкой» политики в отношении Гаваны. Сравнив их мотивы, с одной стороны, и масштабы поддержки их точки зрения на каждом отдельном историческом этапе – с другой, удалось выявить внутриполитические факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на политику Вашингтона в отношении Острова свободы. В этом смысле весьма интересна позиция американского бизнеса и фермерского лобби в XXI веке. Прагматика, которой руководствуются сельскохозяйственные компании США, желающие умножить своё присутствие на кубинском рынке, способствовала тому, что идея нормализации американо-кубинских отношений получила широкое распространение и небывалую в прошлом веке поддержку на Капитолийском холме. Вместе с тем довольно прочные позиции до сих пор занимают противники двустороннего сближения. По сути, они создают условия для интенсификации конфликта и дальнейшей эскалации вражды. Их действия обусловлены не прагматикой, а другими факторами, природа которых ближе к политической игре, нежели к соображениям обоюдной выгоды. Между этими полярными точками зрения находится группа законодателей, которых можно назвать приверженцами компромисса. Именно на этом поле разворачивается полемика сторонников и противников нормализации американо-кубинских отношений. Благодаря этой группе сенаторов и конгрессменов всё новейшее законодательство, регулирующее политический курс в отношении Гаваны, стало носить не столь радикальный характер, как это было во времена холодной войны. Эволюция законопроектов, выдвинутых в течение более полувека, может указывать на изменение ситуации в политических верхах США, а также на сегодняшние позиции американских законодателей.

Ключевые словаСША, Куба, Конгресс США, законодательство, нормализация американо-кубинских отношений, сельскохозяйственное лобби, конфликт
Получено02.08.2019
Дата публикации02.08.2019
Кол-во символов34778
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Политика США в отношении Кубы регулируется целым рядом законодательных актов, резолюций и других нормативных документов (президентские указы, декларации и др.). Среди них выделяются закон «О торговле с врагом» от 1917 г., закон «О кубинской демократии» (Акт Торричелли) от 1992 г. и закон «За свободу и демократическую солидарность с Кубой» (Закон Хелмса – Бёртона) от 1996 г. По сути, они составляют фундамент торгово-экономического эмбарго и способствуют сохранению и ужесточению полувекового американо-кубинского конфликта.

2 В тех случаях, когда Белый дом пытался улучшить взаимодействие с кубинским правительством, постановления Конгресса становились серьёзным препятствием. Например, Барак Обама, заявивший в ходе своей первой избирательной кампании о готовности нормализовать отношения, впоследствии оказался практически бессилен перед лицом чётко продуманного антикубинского законодательства. Конечно, глава государства обладает широкими полномочиями и при благоприятных условиях может многое поменять во внешней политике. И всё же его возможности ограниченны.
3 Между тем на сегодняшний день члены Конгресса придерживаются различных мнений по кубинской проблеме: одни выступают за ужесточение политики, другие – за нормализацию. В зависимости от того, на чьей стороне окажется решающий перевес, конфликт двух государств с большой долей вероятности либо будет решён, либо вступит в очередной цикл своей эскалации. Поскольку идея улучшения американо-кубинских отношений в последние десятилетия стала получать возрастающую поддержку, весьма интересно то, при каких условиях она возникла и как развивалась.
4

ТЩЕТНОСТЬ БЫЛЫХ УСИЛИЙ

 

С начала 1960-х годов в Конгрессе США преобладало мнение, что в отношении Кубы необходимо проводить жёсткую линию. Однако на то, как именно следует воплощать её в жизнь, законодатели всегда смотрели по-разному. К примеру, накануне Карибского кризиса в октябре 1962 г. президент Джон Ф. Кеннеди за закрытыми дверями обсуждал проблему дальнейших действий в отношении острова. На этой встрече конгрессмен-республиканец Чарльз А. Хэллек предлагал ограничиться введением военно-морской блокады и «карантина» вокруг соседней страны, а сенаторы-демократы Ричард Рассел и Джеймс У. Фулбрайт настаивали на осуществлении вооружённого вторжения [1]. Интересно, что Дж. У. Фулбрайт меньше чем за год до описываемых событий активно выступал против каких-либо военных действий [Schlesinger A.M., Jr., 1965: 812]. Это говорит о глубоком замешательстве, царившем в Вашингтоне в те времена.

5 До конца 1960-х и в первой половине 1970-х годов идея улучшения отношений не имела практически никакой поддержки в Конгрессе. Это было связано с тем, что Карибский кризис оказал сильнейший психологический эффект на общественное мнение в США. Господствовавшая среди американцев точка зрения предполагала, что «Куба представляет собой “серьёзную угрозу миру на Земле”» [Кузнецов Д.В., 2009: 45]. С 1960 по 1972 г. положительно к этой латиноамериканской стране относилось не более 6% граждан, в то время как отрицательно – от 53 до 83%. Лишь в 1978 г. уровень отрицательного отношения снизился до 43% [Кузнецов Д.В., 2009: 45]. Настроения в обществе оказывали соответствующее влияние на позицию законодателей, которые и сами едва ли могли за столь короткий период времени избавиться от того эмоционального «осадка», который остался после событий осени 1962 года.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 465

Оценка читателей: голосов 0

1. Кузнецов Д.В. Куба и общественное мнение США. Латинская Америка. 2009. № 10.

2. Hossein G., Askari G. H., Forrer J., Teegen H.,Yang J. Case Studies of U.S. Economic Sanctions. The Chinese, Cuban, and Iranian Experience. Westport, London: Greenwood Publishing Group. 2003. 304 p.

3. LeoGrande W.M. Normalizing US-Cuba relations: escaping the shackles of the past. International Affairs. May 2015. Vol. 91. No. 3.

4. LeoGrande W.M., Kornbluh P., 2015. Back Channel to Cuba. The Hidden History of Negotiations between Washington and Havana. Chapel Hill: The University of North Carolina. 585 p.

5. Schlesinger A.M., Jr., 1965. A Thousand Days. Boston: Houghton Mifflin Company. 1120 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх