Мавзолей Цяньлин как исторический источник: время правления У Цзэтянь (624–705) и его восприятие современниками

 
Код статьиS086919080002866-9-1
DOI10.31857/S086919080002866-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы35-46
Аннотация

В 684 г. было завершено строительство Цяньлина – гробницы императора Гао-цзуна (прав. 650–683) и (впоследствии) его супруги, императрицы У Цзэтянь (624–705). Известный, в первую очередь, многочисленными скульптурными изображениями и погребальной живописью, Цяньлин представляет интерес не только для искусствоведов, но и для историков, так как позволяет сделать некоторые предположения об отношении современников к политике У Цзэтянь, позднейшими историками оценивавшейся скорее критически.

Ключевые словаУ Цзэтянь, У-хоу, У Чжао, Цяньлин, Гао-цзун, танские погребальные комплексы, у-цзы бэй, Путь Духов
Получено25.12.2018
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1143

Оценка читателей: голосов 0

1. Бокщанин А.А. Императрица Фэн: некоронованная правительница Китая. Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция. Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. М.: Восточная литература, 2004. С. 218–222.

2. Дмитриев С.В. Императорские мавзолеи в идеологии и экономике Западной Хань. Общество и государство в Китае: XL научная конференция (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2). Pедколл. А.А. Бокщанин (пред.) и др. М.: ИВ РАН, 2010. С. 45–58.

3. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 10 т. Т. III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). Отв. ред. И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова. М.: Наука; Восточная литература, 2014.

4. Зинько М. А. Петр III. Большая российская энциклопедия. Т. 26. С. 81. М.: Большая российская энциклопедия, 2014.

5. Ван Цзинно. Изучение причин установки У Цзэтянь стелы без знаков. Цзиннань вэньсюэ (цзиньдянь цзяоюань) (Литература Цзиннани (Центр обучения классическим произведениям). 2013. № 1. С. 261–262 (王净娜. 武则天立无字碑的原因深究. 剑南文学(经典教苑) 2013. № 1. С. 261–262).

6. Ван Цисю. Танские «стела с записями о деяниях совершенномудрого» и «стела без знаков». Кэсюэ ю вэньхуа (Наука и культура). 1995. № 5. С. 25–26. (王齐秀. 唐代述圣记碑与无字碑. 科学与 文化. 1995. № 5. С. 25–26).

7. Линь Цзию. Попытка переосмысления [значения] «стелы без знаков», [расположенной] перед усыпальницей У Цзэтянь. Сычуань вэньву (Памятники культуры Сычуани). 1997. № 2. С. 57–58 (林集友. 武则天陵前的无字碑试析. 四川文物. 1997. № 2. C. 57–58).

8. Лю Сюй (ред.) Цзю Тан шу (Старая история Тан). Пекин: Чжунхуа шуцзюйдянь цзяобэнь, 1975. (刘煦. 旧唐书. 北京:中华书局点校本, 1975).

9. Ляо Юань. О «стелах без знаков» в Цяньлине и Динлине. Сибэй дасюэ бао (чжэсюэ шэхуэйсюэ бань) (Вестник Сибэйского университета (философия и социология). 2004. № 7. С. 92–94 (廖原. 关 于乾陵,定玲“无字碑”. 西北大学报 (哲学社会学版). 2004. № 7. C. 92–94).

10. Оуян Сю, Сун Ци (ред.) Синь Тан шу (Новая история Тан). Пекин: Чжунхуа шуцзюйдянь цзяобэнь, 1975. (欧阳修,宋祁. 新唐书. 北京:中华书局点校本, 1975).

11. Сунь Хуаньин. На «стеле без знаков» У Цзэтянь есть знаки? Ханьцзы вэньхуа (Китайская иероглифическая культура). 2001. № 1. С. 60 (孙焕英. 武则天的“无字碑” 有字么. 汉字文化. 2001. № 1. C. 60).

12. Ся Чжэннун, Чэнь Чжили (ред.) Цыхай (Море слов). Шанхай: Шанхай цышу чубаньшэ, 2009. (夏征农,陈至立 (ed.)辞海。上海:上海辞书出版社, 2009.

13. Сяо Дэань. О «стеле без знаков». Ланьтай шицзе (Мир Ланьтай). 2004. № 5. С. 44 (萧德安. 从 无字碑说起. 兰台世界. 2004. № 5. C. 44).

14. Ци Хэхуэй. Интерпретация «Стелы без знаков», [расположенной] перед усыпальницей У Цзэтянь. Сихуа дасюэ бао (чжэсюэ шэхуэйсюэ бань) (Вестник Университета Сихуа (философия и социология). 2014. № 6(33). С. 17–20, 38 (祁和晖. 武则天陵墓前“无字碑”解读. 西华大学报(哲学 社会学版). 2014. № 6(33). C. 17–20, 38).

15. Цзинь Цичжэнь. Попытка изучения и разъяснения [некоторых предположений, касающихся] «стелы без знаков». Дуннань дасюэ сюэбао (чжэсюэ хэ шэхуэй кэсюэ бань) (Вестник Дуннаньского университета (философия и общественные науки). 2005. № 2. С. 40–43, 111, 126 (金其桢. 无字碑 探溯辨疑. 东南大学学报(哲学和社会科学版). 2005. № 2. C. 40–43, 111, 126).

16. Чжан Пэй. Другой взгляд на «стелу без знаков» в Цяньлине. Вэньбо (Культурные и музейные ценности). 2000. № 6. С. 44–49 (张沛. 乾陵“无字碑” 别论. 文博. 2000. № 6. C. 44–49).

17. Чжан Шэнсань (ред.) Китайские императорские мавзолеи. Чжэнчжоу: Чжунчжоу гуцзи чубаньшэ, 1997 (张生三 (主编)。中华帝陵 。郑州: 中州古籍出版社,1997).

18. Чжан Юй. Действительно ли на «стеле без знаков» У Цзэтянь нет знаков? Чжунго гоцзя бовугуань гуанькань (Издание Национального музея Китая). 2014. № 11. С. 63–70 (张宇. 武则天的“无 字碑” 真的无子吗? 中国国家博物馆馆刊. 2014. № 11. C. 63–70).

19. Чжан Юнсян. «Стела без знаков» в Цяньлине. Вэньбо (Культурные и музейные ценности). 1988. № 1. С. 58–63 (张永祥. 乾陵 «无字碑». 文博. 1988. № 1. C. 58–63).

20. Ян И. О «стеле без знаков»... Юаньлю (Происхождение и развитие). 2005. № 2. С. 48–49 (杨忆. 从“无字碑” 说起… 源流. 2005. № 2. C. 48–49).

21. Ян Чжэнсин. Очерк исследования танского Цяньлина. Вэньву (Памятники культуры). 1960. № 4. С. 53–60 (杨正兴. 唐乾陵勘查记. 文物. 1960. № 4. Pp. 53–60).

22. Fong M.H. Four Chinese Royal Tombs of the Early Eighth Century. Artibus Asiae. Vol. 35. № 4. 1973. Pp. 307–334.

23. Guisso R.W.L. Wu Tse-tian and The Politics of Legitimation in T’ang China. Western Washington, 1978.

24. Eckfeld Т. Imperial Tombs in Tang China, 618–907: the politics of paradise. New York: RoutledgeCurzon, 2005.

25. McMahon K. Women Rulers in imperial China. Nan Nu. Vol. 15, № 2. 2013. Pp. 179–218.

26. Rezai Baghbidi H. Middle Persian-Chinese Bilingual Inscription from Xi'an. The Persian language in history. Ed. By M. Maggi, P. Orsatti. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2011. Pp. 105–115.

27. Weschler H.J. Offerings of Jade and Silk. Ritual and Symbol in the legitimation of the T’ang dynasty. New Haven and London: Yale University Press, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх