Зарисовка церковной жизни русской диаспоры в Марокко (70-е гг. ХХ в.)

 
Код статьиS086919080000437-7-1
DOI10.31857/S086919080000437-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы77-87
Аннотация

На основе отчета настоятеля столичного православного храма в Марокко и других работ в статье выстроена картина общественной жизни и церковных проблем русской диаспоры в этой стране. В анализируемом документе затрагиваются вопросы отношений с параллельными Московскому Патриархату православными иерархиями и прихожанами этих общин, обширных контактов с католиками, а также включения в орбиту православного прихода в Рабате представителей дохалкидонских церквей. Этот и другие исторические материалы свидетельствуют о значительном расцвете в 1970-е гг. экуменической деятельности по всему миру, которая стала, по-видимому, красной линией в служении в Рабате автора документа – протоирея Николая Захарова (1972–1980). На многочисленных примерах показан высокий уровень активности католических организаций и иерархов в распространении экуменизма, в том числе и через православный рабатский приход.

Ключевые словаРусская православная церковь, русские общины, диаспора, экуменизм, Марокко
Получено07.08.2018
Дата публикации18.10.2018
Кол-во символов32091
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Изучение диаспор в странах Востока и истории миграций населения обычно выводит исследователя на многочисленные темы смежных областей, предполагая такие разные углы зрения, как социально-политический, экономический, религиозно-культурный, идеологический и др. Чаще всего перечисленные аспекты соседствуют в научных работах, что и придает исследованиям широту охвата. Особенно ценными оказываются работы, построенные на архивных документах, содержащих, как правило, целую палитру подходов и сюжетов, а их непременная эмоциональная окраска сама по себе может выражать отношения автора документа к отдельным событиям и персоналиям.
2 В Институте востоковедения РАН в конце 2017 г. вышла книга Николая Сухова “История русской эмиграции в Марокко” [Сухов, 2017]. Автор, работая много лет в российском посольстве в Рабате, занимался культурными связями с русской диаспорой и имел возможность не только наблюдать жизнь общины, но и обращаться к неопубликованным архивным коллекциям и личным архивам старейших представителей этого островка русского общества в далеком Магрибе.
3 Немаловажным дополнением к этой работе, позволяющим взглянуть на ту же тему в другом ракурсе, может оказаться анализ документа, найденного в Государственном архиве Российской Федерации, – одного из отчетов настоятеля рабатского Воскресенского прихода (Марокко) своему правящему архиерею, председателю Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополиту Ювеналию (Пояркову) от 16 февраля 1973 г. Автор отчета, прот. Николай Захаров, был направлен в Рабат 15 декабря 1972 г. от ОВЦС МП, после того как право назначать священников в Марокко решением патриарха Пимена и Синода было передано Отделу из ведения Западноевропейского экзархата, резиденция главы которого, митрополита Сурожского Антония (Блума), находилась в Лондоне1. 1. Архиепископ Антоний 27 января 1966 г. был возведен в сан митрополита и утвержден в должности экзарха (т.е. зарубежного представителя патриарха) Западной Европы, оставаясь на этом высоком посту до весны 1974 г. 3 сентября того же года этот пост занял митрополит Никодим (Ротов) (имел степень магистра богословия за диссертацию “Иоанн XXIII, Папа Римский”, МДА, 15 апреля 1970 г., а через пять лет – доктора богословия “honoris causa”). Он возглавлял ОВЦС с 1960 по 1972 г., а потом фактически передал бразды правления Отделом своему воспитаннику Ювеналию (Пояркову), возведенному за месяц до того в сан митрополита [Митрополит Никодим, 2008, с. 9]. Таким образом, по крайней мере, две ключевые должности в области внешних связей РПЦ находились в руках единомышленников: митр. Ювеналий вплоть до апреля 1981 г. продолжал возглавлять ОВЦС, а митр. Никодим до самой своей кончины в Ватикане в 1978 г. – “интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской, Новгородской, Олонецкой епархиями и Западноевропейским экзархатом” [там же, с. 11].
4 Начав служение на посту настоятеля столичного марокканского прихода, протоиерей Николай Захаров оказался во главе паствы, в которой продолжал служить и прежний настоятель о. Иоанн Сидун, поставленный некогда митрополитом Антонием. Как писал Николай Захаров, “отец Александр Беликов и отец Иоанн Сидун к тому времени уже не могли совершать далеких поездок по стране для посещения членов прихода” [Захаров, 1978(1), с. 15], хотя представляется, что в действительности имело место обыкновенное переподчинение прихода с поспешной сменой настоятеля, что не могло пройти безболезненно. Видимо, это создавало поначалу рискованную для нового главы прихода коллизию: ему приходилось буквально утверждаться в этом качестве в среде очень пестрой эмигрантской общины с ее “свободолюбивым” духом. Рассматриваемый документ пронизан духом соперничества с о. Иоанном, который вел себя, по мнению о. Николая Захарова, не лучшим образом. Можно привести несколько примеров претензий к нему такого рода.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1281

Оценка читателей: голосов 0

1. ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 606. Л. 13–20. Отчет настоятеля Воскресенского храма в Рабате (Марокко) протоиерея Николая Захарова Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Тульскому и Белевскому, Председателю Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 16 февраля 1973 г. [State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund R6991, archival list 6, file 606, sheet 13–20. Report of the Rector of the Resurrection Church in Rabat (Morocco), Archpriest Nikolai Zakharov, to His Eminence Metropolitan of Tula and Belev, Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, February 16, 1973). 20 fs.].

2. Захаров Николай, протоиерей. Воскресенский приход Московского Патриархата в Рабате (к 50-летию со времени основания). Журнал Московской Патриархии. 1978(1). № 6. С. 13–16 [Zakharov, Nikolai, archpriest. The Resurrection Parish of the Moscow Patriarchate in Rabat (to the 50th anniversary of its founding). Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchia). 1978(1). Issue 6. Pp. 13–16.]

3. Захаров Николай, протоиерей. Пребывание митрополита Никодима в Марокко // Журнал Московской Патриархии, 1978(2). № 6. С. 16–18 [Zakharov Nikolai, archpriest. The stay of Metropolitan Nicodim in Morocco. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchia). 1978(2). Issue 6. Pp. 16–18 (in Russian)].

4. Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке. Обнинск, 2004. 354 с. [Kolupaev, Vassily E. Russians in North Africa. Obninsk, 2004. 354 p.].

5. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сост. Владимир Сорокин. СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2008. 272 с. [Metropolitan Nikodim and the All-Orthodox Union. To the 30th anniversary of the death of Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus (Rotov). Ed. by Vladimir Sorokin. Saint Petersburg: St.-Vladimir Cathedral Publ., 2008. 272 p.].

6. Сергеев М.С. Хасан II. М.: ИВ РАН, 2018. 464 с. [Sergeev, Mikhail S. Hassan II. Moscow, IOS RAS, 2017. 464 p.].

7. Сухов Н.В. История русской эмиграции в Марокко. Отв. ред. А.В. Сарабьев. М.: ИВ РАН, 2018. 468 c. [Sukhov, Nikolai V. History of Russian Emigration in Morocco. Ed. by Alexei V. Sarabiev. Moscow, IOS RAS, 2017. 468 p.].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх