Traditional chefs, joking kinship relations and state in the Republic of Mali

 
PIIS086919080000435-5-1
DOI10.31857/S086919080000435-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Oriental studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
Edition
Pages88-101
Abstract

In the article based on field researches of 2015 and 2016 the author discusses the impact of the traditional political institutions on the political culture of the Republic of Mali. The author notes that in Mali at the level of local self-government exists a kind of “dual power”: in parallel with the republican authorities are active traditional chiefs and village councils. According to the Malian Constitution, they are entrusted with the functions of local government. Thus, in the Dogon Country (as well as throughout the Republic of Mali), modern administrative boundaries cut the traditional cultural and historical ties, making it difficult to solve problems of vital importance to the Dogon villages. Institute of traditional chiefs compensates for this shortcoming because of their indisputable authority, which they enjoy among the population and among the Republican administration: traditional chefs realize the historically established ties between the villages. Especially brightly positive role of traditional political culture is visible in the example of the “engagement” to the system of djamu and/or joking kinship relations of Tuareg and Arabs who are involved to the conflict in the north of Mali.

KeywordsMali, Dogon, traditional chefs, djamu, joking kinship relations
Received13.08.2018
Publication date18.10.2018
Number of characters29780
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Проблема воздействия институтов традиционного общества на современное государство в Западной Африке привлекала и привлекает внимание отечественных исследователей (Д.М. Бондаренко, Ю.М. Кобищанов, Н.Б. Кочакова, Л.Е. Куббель, Н.А. Ксенофонтова, Э.С. Львова, И.Е. Синицына, И.В. Следзевский и др.). В предлагаемой вниманию читателя статье автор, не претендуя на решение теоретических проблем, на примере догонов рассматривает воздействие на современную политическую культуру Мали двух традиционных институтов: власти вождей и шуточного родства (сананкуйа). В основу статьи положен опыт полевой работы в Мали в марте 2015 и январе 2016 гг. (города Бамако, Банкасс, Коро, Бандиагара, деревни Энде, Багуру, Пель-Баракун, Кани-Бонзон, Кани-Комболе, Тинтан, Семари, Уме и Догани-Бере).
2
Куценков,_карта_1

Карта 1.

3 Этническая территория догонов (Страна догонов) находится на юго-востоке Республики Мали (регион Мопти, округа Бандиагара, Банкасс, Дуэнца и Коро), их численность составляет не более 800 тыс. человек. Из них на Нагорье Бандиагара (другие названия – Плато Догон, Страна догонов) проживает постоянно не более 400 тыс. человек. Доля догонов в населении Мали оценивается по-разному – от 2 до 6%. Больших городов в Стране догонов нет, но, по малийским масштабам, Банкасс, Коро, Дуэнцу и Бандиагару можно считать крупными населенными пунктами. В непосредственной близости от этнической территории догонов находится г. Мопти – столица одноименного региона, крупнейший экономический и культурный центр Республики Мали.
4 Согласно самым последним данным, догоны говорят на тридцати языках [Dogon and Bangime Linguistics]. Разница между ними такова, что жители культурно-исторической области Бондум на северо-востоке Нагорья Бандиагара, говорящие на языке бонду-со (деревни Догани, Борко, Тинтан, Семари, Минти и др.), не понимают носителей языка тен-кан (округ Банкасс на юго-западе скального уступа Нагорья Бандиагара) – они используют при общении бамана, французский язык (это касается лиц, получивших хотя бы начальное образование), или фульфульде. В свою очередь, догонские языки делятся на множество диалектов: в маленьких деревнях, находящихся на расстоянии 4–10 км от д. Энде (округ Банкасс), нередко населенных выходцами из этой деревни, принадлежащими к тому же тиге (клану) Гиндо и имеющими в Энде родственников, произношение языка тен-кан заметно отличается от “эталонного”. В школах при изучении своего собственного языка в одной деревне используют французский алфавит, а в соседней он дополнен фонетическими знаками, теми же, что используются в бамана (ɛ; ɲ; ŋ; ɔ). В г. Коро (примерно 50 км к юго-востоку от Энде) местная FM радиостанция вещает на языке тен-кан, но он сильно отличается от деревенского.
5 История догонов изобилует белыми пятнами. Единственное, что можно утверждать с уверенностью – то, что многочисленные группы населения приходили на Нагорье Бандиагара в разное время и имеют разное происхождение. Предшественники догонов, теллем (“[те] кого [мы] нашли”), появились там в Х в. н.э.; с XIII по XVI в. на Нагорье приходили многие другие группы. Последней волной переселенцев в конце XVIII – начале XIX в. стали бамбара джаму (клана) Кассамбара, обитавшие на территории Внутренней дельты Нигера. Они подчинили себе область Бондум и дали свое клановое имя населению д. Тинтан и некоторых соседних деревень. В настоящее время в Стране догонов проводятся археологические изыскания, давшие весьма интересные результаты: так, найденные при раскопках фрагменты керамики датируются началом 10го тыс. до н.э., т.е., возможно, являются самыми древними в мире [Ozainne and others, 2009, p. 41].

Number of purchasers: 0, views: 1357

Readers community rating: votes 0

1. Bogacheva E.A., Gorshenev A.A., Maslov A.A. Jamu names of Western Sudan: denotation and relations // Vestnik SPb.GU. Ser. 13. 2015. Issue 4. Pp. 50–66] (in Russia)

2. Vydrin V.F. “Fúla` tɛ́ fóyi yé!” Image of the Fulani of Mali in tales, anecdotes and fables bambara. Language. Africa. Fulbe. Collection of scientific articles in honor of Antonina Ivanovna Koval. V.F. Vydrin i A.A. Kibrik (red.) Saint Peterburg–Moscow: Evropejskij Dom, 1998. Pp. 237–256 (in Russian)

3. Zav’jalova O.Ju. The system and concept of dyamu from Manding (Guinea), based on oral sources. Vestnik SPb.GU. Ser. 13. Vostokovedenie. Afrikanistika. 2016. Issue 3. Pp. 101–115 (in Russian).

4. Kubbel’ L. E. Essays of Potestarian political ethnography. M.: Nauka, GRVL, 1988] (in Russian).

5. Dogon and Bangime Linguistics // http://dogonlanguages.org/languages.cfm.

6. Décret n°10-386/P-RM // Journal officiel de la République du Mali. №°34 du vendredi 20 août 2010 (http://www.abamako.com/JO/JO/1692010.asp).

7. Canut C, Smith É. Pactes, alliances et plaisanteries // Cahiers d’études africaines. 2006/4 (n°184). Pp. 687–754.

8. Coulibaly M., Hatløy A. Religious issues and ethnicity in Southern Mali // Fafo-report. 2015. № 13. 38 p.

9. Konkobo M. Parenté à plaisanterie au Burkina : Il faudra la sauvegarder // Burkina 24. Mai 7. 2013 (http://www.burkina24.com/2013/05/07/parente-a-plaisanterie-au-burkina-il-faudra-la-sauvegarder/).

10. Mali. Constitution du 25 février 1992 // http://mjp.univ-perp.fr/constit/ml1992.htm#11.

11. Mengue M.J.B. Les savoirs endogènes au service de l’unité africaine: esquisse d’une architecture de paix, de sécurité et d’intégration pour l’Afrique du XXIe siècle fondée sur les alliances à plaisanterie // CODESRIA. 13ème Assemblée général. Rabat, Morocco, 5–9 Décembre 2011. Pp. 1–36 (http://general.assembly.codesria.org/spip.php?article74&lang=en 11.12.2016). . 2009. Vol. 18. Pp. 37–46.

12. Ozainne S., Huysecom E., Mayor A., Caroline Robion-Brunner C., Soriano S. Une chronologie pour le peuplement et le climat du pays dogon : la séquence culturelle et environnementale du gisement d'Ounjougou (Mali). Antropo. 2009. Vol. 18. Pp. 37–46.

Система Orphus

Loading...
Up