Вожди, шуточное родство и государство в Республике Мали

 
Код статьиS086919080000435-5-1
DOI10.31857/S086919080000435-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы88-101
Аннотация

Статья основана на полевых исследованиях 2015–2016 гг. Автор исследует воздействие традиционных институтов на политическую культуру Республики Мали. В Мали на уровне местного самоуправления существует своеобразное “двоевластие”: параллельно с республиканскими властями действуют традиционные вожди и деревенские советы. На них, согласно малийской конституции, и возложены функции местного самоуправления. Так, в Стране догонов современные административные границы разрезают традиционные культурно-исторические связи, что затрудняет решение проблем, жизненно важных для деревень догонов. Институт традиционных вождей компенсирует этот недостаток благодаря тому непререкаемому авторитету, которым они пользуются и среди населения, и среди республиканской администрации: именно через вождей осуществляются традиционные связи между деревнями. Особенно же ярко положительная роль традиционной политической культуры видна на примере “втягивания” туарегов и арабов, вовлеченных в конфликт на севере страны, в систему отношений шуточного родстваи/или джаму.

Ключевые словаМали, догоны, традиционные вожди, джаму, шуточное родство
Получено13.08.2018
Дата публикации18.10.2018
Кол-во символов29780
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема воздействия институтов традиционного общества на современное государство в Западной Африке привлекала и привлекает внимание отечественных исследователей (Д.М. Бондаренко, Ю.М. Кобищанов, Н.Б. Кочакова, Л.Е. Куббель, Н.А. Ксенофонтова, Э.С. Львова, И.Е. Синицына, И.В. Следзевский и др.). В предлагаемой вниманию читателя статье автор, не претендуя на решение теоретических проблем, на примере догонов рассматривает воздействие на современную политическую культуру Мали двух традиционных институтов: власти вождей и шуточного родства (сананкуйа). В основу статьи положен опыт полевой работы в Мали в марте 2015 и январе 2016 гг. (города Бамако, Банкасс, Коро, Бандиагара, деревни Энде, Багуру, Пель-Баракун, Кани-Бонзон, Кани-Комболе, Тинтан, Семари, Уме и Догани-Бере).
2
Куценков,_карта_1

Карта 1.

3 Этническая территория догонов (Страна догонов) находится на юго-востоке Республики Мали (регион Мопти, округа Бандиагара, Банкасс, Дуэнца и Коро), их численность составляет не более 800 тыс. человек. Из них на Нагорье Бандиагара (другие названия – Плато Догон, Страна догонов) проживает постоянно не более 400 тыс. человек. Доля догонов в населении Мали оценивается по-разному – от 2 до 6%. Больших городов в Стране догонов нет, но, по малийским масштабам, Банкасс, Коро, Дуэнцу и Бандиагару можно считать крупными населенными пунктами. В непосредственной близости от этнической территории догонов находится г. Мопти – столица одноименного региона, крупнейший экономический и культурный центр Республики Мали.
4 Согласно самым последним данным, догоны говорят на тридцати языках [Dogon and Bangime Linguistics]. Разница между ними такова, что жители культурно-исторической области Бондум на северо-востоке Нагорья Бандиагара, говорящие на языке бонду-со (деревни Догани, Борко, Тинтан, Семари, Минти и др.), не понимают носителей языка тен-кан (округ Банкасс на юго-западе скального уступа Нагорья Бандиагара) – они используют при общении бамана, французский язык (это касается лиц, получивших хотя бы начальное образование), или фульфульде. В свою очередь, догонские языки делятся на множество диалектов: в маленьких деревнях, находящихся на расстоянии 4–10 км от д. Энде (округ Банкасс), нередко населенных выходцами из этой деревни, принадлежащими к тому же тиге (клану) Гиндо и имеющими в Энде родственников, произношение языка тен-кан заметно отличается от “эталонного”. В школах при изучении своего собственного языка в одной деревне используют французский алфавит, а в соседней он дополнен фонетическими знаками, теми же, что используются в бамана (ɛ; ɲ; ŋ; ɔ). В г. Коро (примерно 50 км к юго-востоку от Энде) местная FM радиостанция вещает на языке тен-кан, но он сильно отличается от деревенского.
5 История догонов изобилует белыми пятнами. Единственное, что можно утверждать с уверенностью – то, что многочисленные группы населения приходили на Нагорье Бандиагара в разное время и имеют разное происхождение. Предшественники догонов, теллем (“[те] кого [мы] нашли”), появились там в Х в. н.э.; с XIII по XVI в. на Нагорье приходили многие другие группы. Последней волной переселенцев в конце XVIII – начале XIX в. стали бамбара джаму (клана) Кассамбара, обитавшие на территории Внутренней дельты Нигера. Они подчинили себе область Бондум и дали свое клановое имя населению д. Тинтан и некоторых соседних деревень. В настоящее время в Стране догонов проводятся археологические изыскания, давшие весьма интересные результаты: так, найденные при раскопках фрагменты керамики датируются началом 10го тыс. до н.э., т.е., возможно, являются самыми древними в мире [Ozainne and others, 2009, p. 41].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1372

Оценка читателей: голосов 0

1. Богачева Е.А., Горшенев А.А., Маслов А.А. Имена джаму, распространенные среди народов Западного Судана, их значение и отношения между ними // Вестник СПб.ГУ. Сер. 13. 2015. Вып. 4. С. 50–66.

2. Выдрин В.Ф. “Fúla` tɛ́ fóyi yé!” Образ малийских фульбе в баманских байках, анекдотах, размышлениях // Язык. Африка. Фульбе. Сборник научных статей в честь Антонины Ивановны Коваль / В.Ф. Выдрин и А.А. Кибрик (ред.). Санкт-Петербург–Москва: Европейский Дом, 1998. С. 237–256.

3. Завьялова О.Ю. Система и понятие джаму у манден (Гвинея) по устным источникам // Вестник СПб.ГУ. Сер. 13. Востоковедение. Африканистика. 2016. Вып. 3. С. 101–115.

4. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.: Наука; ГРВЛ, 1988. – Kubbel’ L. E. Ocherki potestarno-politicheskoj jetnografii. M.: Nauka, GRVL, 1988.

5. Dogon and Bangime Linguistics // http://dogonlanguages.org/languages.cfm.

6. Décret n°10-386/P-RM // Journal officiel de la République du Mali. №°34 du vendredi 20 août 2010 (http://www.abamako.com/JO/JO/1692010.asp).

7. Canut C, Smith É. Pactes, alliances et plaisanteries // Cahiers d’études africaines. 2006/4 (n°184). Pp. 687–754.

8. Coulibaly M., Hatløy A. Religious issues and ethnicity in Southern Mali // Fafo-report. 2015. № 13. 38 p.

9. Konkobo M. Parenté à plaisanterie au Burkina : Il faudra la sauvegarder // Burkina 24. Mai 7. 2013 (http://www.burkina24.com/2013/05/07/parente-a-plaisanterie-au-burkina-il-faudra-la-sauvegarder/).

10. Mali. Constitution du 25 février 1992 // http://mjp.univ-perp.fr/constit/ml1992.htm#11.

11. Mengue M.J.B. Les savoirs endogènes au service de l’unité africaine: esquisse d’une architecture de paix, de sécurité et d’intégration pour l’Afrique du XXIe siècle fondée sur les alliances à plaisanterie // CODESRIA. 13ème Assemblée général. Rabat, Morocco, 5–9 Décembre 2011. Pp. 1–36 (http://general.assembly.codesria.org/spip.php?article74&lang=en 11.12.2016). . 2009. Vol. 18. Pp. 37–46.

12. Ozainne S., Huysecom E., Mayor A., Caroline Robion-Brunner C., Soriano S. Une chronologie pour le peuplement et le climat du pays dogon : la séquence culturelle et environnementale du gisement d'Ounjougou (Mali). Antropo. 2009. Vol. 18. Pp. 37–46.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх