The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and East. Part IV. Western Europe Becomes the West

 
PIIS0031306-6-1
DOI10.18254/S268684310031306-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor ; Principal Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
EditionIssue 2
Pages13-25
Abstract

This part (Part I see: [Yakovlev, 2023a], Part II see: [Yakovlev, 2023b], Part III see: [Yakovlev, 2024]) examines the economic and social processes that ultimately formed Europe, that began to turn into a world leader. The main reasons for the “luck of the victorious West” and the “bad luck of the losing non-West” are named, which led to a change in their roles in the world. In the weak and poor western part of the vast Eurasian continent, processes unfolded that were not similar to the development of most of Eurasia, which remained with a reliable agricultural economy and an all-powerful state to which the peoples submitted. In Western Europe, new institutions are emerging in cities — universities and banks, crafts and trade are developing, which together turns cities into centers of public life alternative to the crown. Money is separated from power. A possible alternative — a more complete realization of the ideals of the Enlightenment (freedom, equality and justice) — could not be realized. Taken together, the socio-economic and cultural-spiritual breakthrough in this part of Europe led to the division of Europe and the world into the West and the non-West and marked the beginning of the centuries-long “Rise of the West”.

KeywordsEnlightenment, Western Europe, Enlightenment project, Christianity, tradition, Mediterranean, cities, financial centers, universities
Received18.06.2024
Publication date25.07.2024
Number of characters36132
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Почему Европа–2
2 Западная Европа оказалась слабейшим наследником Римской империи. Однако как геополитическое образование она хотя бы в силу своей молодости, в отличие от «уставших» империй, обладала исторической энергией «варваров», пришедших на развалины Западной Римской империи. В отличие от могучих централизованных империй, в Европе существовало несколько культур (романо-латинская, германо-саксонская и славянская) и десятки враждовавших между собой государств разного масштаба1. Однако там же утверждалось духовное пространство христианского мира и власть Римско-Католической церкви во главе с Папой Римским. Церковный фактор явно активизировал центростремительные процессы, но действовал не только он. 1.  Примечательно такое рассуждение Мао Цзэдуна: «Европа хороша тем, что все ее государства независимы. Каждое из них занимается своим делом, что позволяет экономике Европы развиваться быстрыми темпами. С тех самых пор, как Китай стал империей при династии Цинь, он большую часть времени был объединенным. Одним из пороков такого объединения стали бюрократизация и чрезмерно жесткий контроль, в результате чего регионы не могли развиваться самостоятельно» (цит. по: [Ливен, 2007, с. 93]).
3 Главная черта проекта Просвещения — разрыв с традицией, чего не случилось ни в одной из названных империй (подробнее о византийской, османской и китайской империях см. в Части III [Яковлев, 2024]), где, напротив, в каждой по-своему сохранилась верность цивилизационным основам. На Западе же разрыв, потенциально заданный в проекте Просвещения, за два столетия набирал все большую силу и реализовался до конца, что привело к десакрализации мира, освобождению человека от сковывающих оков устаревших норм и порядков, но обернулось сакрализацией секулярного Модерна.
4 Иное условие реализации проекта Просвещения, не столь заметное, — географический фактор. Византийская и Османская империи в Евразии, Китайская империя и Арабский халифат в Азии обладали не просто огромными территориями, на которых терялся человек. Там был метафизически ощущаемый простор пространства — бескрайние степи и пустыни. Европейское географическое пространство имело иной характер, оно было тесным. Это также стоит учитывать.
5 Для нашей темы важно исследовать процесс и результат, причины формирования в Европе того проекта Просвещения, который обернулся мировым, глобальным проектом. Ведь материальные возможности развития к рубежу XII–XV вв. имелись во всех цивилизационных центрах, там наличествовала развитая культура, имелись сильные централизованные государства, все три империи были включены в систему внешних связей с ближними и дальними соседями. Как и в странах Востока в Европе, благодаря техническим нововведениям происходит подъем сельского хозяйства и ремесла. Все чаще используются водяные и ветряные мельницы, появляются сыромятные и сукновальные машины, на ручных и морских судах появляется жесткое рулевое правление, появляются пушка и очки [Еремеев, 2012, с. 164–165]. Возможно, более существенным стало другое: в еще аграрном обществе Европы возникают новые специфические институты.
6 Возникают университеты — учебные заведения нового типа, причем как с участием, так и без участия церковных или светских властей2. Преподавание всюду велось на латинском языке, процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Университеты имели особый социальный статус — были автономными и самоуправляемыми корпорациями учащих и учащихся, объединенных общностью профессиональных интересов. Это привело к тому, что университеты становились то очагами вольномыслия и еретических идей, способствуя развитию опытной науки, то превращались в проводников и охранителей католической ортодоксии, что вело к господству средневековой схоластики, вследствие чего естественные науки стали развиваться в рамках Академий. Деятельность университетов вела не только к повышению уровня образования, но также к возрастанию интеллектуального уровня общества, его желанию и способности уже самостоятельно и рационально воспринимать жизненные процессы. О важности этого нового социального и интеллектуального института свидетельствует то, что из стен университетов вышло немало деятелей пред-Просвещения: из Оксфордского университета вышли Фрэнсис Бэкон и Уильям Оккам, Ян Гус был ректором Пражского университета, Виттенбергский университет стал центром деятельности Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. 2. В XI в. возникают Болонская (высшая) правовая школа и медицинская школа в Салерно; университеты — в Париже (1215), в Падуе (1222), в Неаполе (1224), в Монпелье (1289), в Кембридже и Оксфорде (1209), в Саламанке и Лиссабоне (1290), возникает Карлов университет в Праге (1348), Ягеллонский университет в Кракове (1364), университеты в Вене (1365), Гейдельберге (1386), Упсале (1477) и Копенгагене (1479).

views: 7

Readers community rating: votes 0

1. Braudel F. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV-XVIII siècle T. 1. Les structures du quotidien: le possible et l'impossible. Moscow: Progress, 1986. 624 p. (in Russian).

2. Braudel F. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV-XVIII siècle T. 3. Le temps du monde. Moscow: Progress, 1986. 680 p. (in Russian).

3. Goldstone J. Why Europe? The Rise of the West in World History, 1500–1850. Moscow, Gaidar Institute, 2014. 224 p. (in Russian).

4. Delumeau J. La civilisation de la Renaissance. Ekaterinburg; U-Faktoriya, 2006. 720 p. (in Russian).

5. Eremeev V. E. Introduction to the History of World Science and Technology. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2012. 303 p. (in Russian).

6. The Cambridge History of Capitalism. Vol. 1. The Rise of Capitalism: From Ancient Origins to 1848. A. Volodin (Ed.). Moscow: Gaidar Institute, 2021. 800 p. (in Russian).

7. Kennedy P. The Rise and Fall of Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. Ekaterinburg: GONZO, 2018. 848 p. (in Russian).

8. Kolpakova G. S. The Art of Byzantium. Early and Middle Periods. St. Petersburg: Azbuka-Klassika, 2005. 524 p. (in Russian).

9. Le Goff J. The Birth of Europe. Saint Petersburg: Alexandria, 2014. 397 p. (in Russian).

10. Lieven D. The Russian Empire and Its Rivals from the 16th Century to the Present. Moscow: Evropa, 2007. 688 p. (in Russian).

11. Morris I. Why the West Rules — For Now: The Patterns of History, and What They Reveal About the Future. Moscow: Career Press, 2016. 720 p. (in Russian).

12. Moshensky S. More Than Money. The Financial History of Humanity from Babylon to Wall Street. Moscow: Alpina Publisher, 2022. 632 p. (in Russian).

13. Fontana J. Europa ante el Espejo. Saint Petersburg, Alexandria, 2022. 256 p. (in Russian).

14. Heers J. La Naissance Du Capitalisme Au Moyen Age. Changeurs, Usuriers Et Grands Financiers. Saint Petersburg: Evrasia, 2014. 320 p. (in Russian).

15. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part I. Keynotes and the The Creators. Oriental Courier. 2023a. No. 1. Рp. 13–35 (in Russian).

16. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part II. Reformation and Revolution. Oriental Courier. 2023b. No. 2. Pp. 13–28 (in Russian).

17. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part III. Imperial Models. Oriental Courier. 2024. No. 1. Pp. 34–53 (in Russian).

18. Jaspers К. The Origins of History and Its Purpose. The Meaning and Purpose of History. Moscow: Politizdat, 1991. Pp. 28–98. (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up