Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Ч. IV. Западная Европа становится Западом

 
Код статьиS0031306-6-1
DOI10.18254/S268684310031306-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор ; главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №2
Страницы13-25
Аннотация

В настоящей части публикации (часть I см.: [Яковлев, 2023a], часть II см.: [Яковлев, 2023b], часть III см.: [Яковлев, 2024]) рассматриваются экономические и социальные процессы, послужившие в конечном счете образованию той Европы, которая стала превращаться в мирового лидера. Названы основные причины «везения победившего Запада» и «невезения проигравшего не-Запада», которые привели к изменению их ролей в мире. В слабой и бедной западной части огромного Евразийского континента разворачивались процессы, не сходные с развитием большей части Евразии, остававшейся с надежным аграрным хозяйством и всевластным государством, которому покорялись народы. В городах Западной Европы возникают новые институты — университеты и банки, развиваются ремесла и торговля, что в совокупности превращает города в альтернативные короне центры общественной жизни. Деньги отделяются от власти. Возможная альтернатива — более полной реализации идеалов Просвещения (свободы, равенства и справедливости) — осуществиться не смогла. В своей совокупности социально-экономический и культурно-духовный рывок в этой части Европы привел к разделению Европы и мира на Запад и не-Запад и положил начало многовековому «Восхождению Запада».

Ключевые словаПросвещение, Западная Европа, проект Просвещения, христианство, традиция, Средиземноморье, города, финансовые центры, университеты
Получено18.06.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов36132
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Почему Европа–2
2 Западная Европа оказалась слабейшим наследником Римской империи. Однако как геополитическое образование она хотя бы в силу своей молодости, в отличие от «уставших» империй, обладала исторической энергией «варваров», пришедших на развалины Западной Римской империи. В отличие от могучих централизованных империй, в Европе существовало несколько культур (романо-латинская, германо-саксонская и славянская) и десятки враждовавших между собой государств разного масштаба1. Однако там же утверждалось духовное пространство христианского мира и власть Римско-Католической церкви во главе с Папой Римским. Церковный фактор явно активизировал центростремительные процессы, но действовал не только он. 1.  Примечательно такое рассуждение Мао Цзэдуна: «Европа хороша тем, что все ее государства независимы. Каждое из них занимается своим делом, что позволяет экономике Европы развиваться быстрыми темпами. С тех самых пор, как Китай стал империей при династии Цинь, он большую часть времени был объединенным. Одним из пороков такого объединения стали бюрократизация и чрезмерно жесткий контроль, в результате чего регионы не могли развиваться самостоятельно» (цит. по: [Ливен, 2007, с. 93]).
3 Главная черта проекта Просвещения — разрыв с традицией, чего не случилось ни в одной из названных империй (подробнее о византийской, османской и китайской империях см. в Части III [Яковлев, 2024]), где, напротив, в каждой по-своему сохранилась верность цивилизационным основам. На Западе же разрыв, потенциально заданный в проекте Просвещения, за два столетия набирал все большую силу и реализовался до конца, что привело к десакрализации мира, освобождению человека от сковывающих оков устаревших норм и порядков, но обернулось сакрализацией секулярного Модерна.
4 Иное условие реализации проекта Просвещения, не столь заметное, — географический фактор. Византийская и Османская империи в Евразии, Китайская империя и Арабский халифат в Азии обладали не просто огромными территориями, на которых терялся человек. Там был метафизически ощущаемый простор пространства — бескрайние степи и пустыни. Европейское географическое пространство имело иной характер, оно было тесным. Это также стоит учитывать.
5 Для нашей темы важно исследовать процесс и результат, причины формирования в Европе того проекта Просвещения, который обернулся мировым, глобальным проектом. Ведь материальные возможности развития к рубежу XII–XV вв. имелись во всех цивилизационных центрах, там наличествовала развитая культура, имелись сильные централизованные государства, все три империи были включены в систему внешних связей с ближними и дальними соседями. Как и в странах Востока в Европе, благодаря техническим нововведениям происходит подъем сельского хозяйства и ремесла. Все чаще используются водяные и ветряные мельницы, появляются сыромятные и сукновальные машины, на ручных и морских судах появляется жесткое рулевое правление, появляются пушка и очки [Еремеев, 2012, с. 164–165]. Возможно, более существенным стало другое: в еще аграрном обществе Европы возникают новые специфические институты.
6 Возникают университеты — учебные заведения нового типа, причем как с участием, так и без участия церковных или светских властей2. Преподавание всюду велось на латинском языке, процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Университеты имели особый социальный статус — были автономными и самоуправляемыми корпорациями учащих и учащихся, объединенных общностью профессиональных интересов. Это привело к тому, что университеты становились то очагами вольномыслия и еретических идей, способствуя развитию опытной науки, то превращались в проводников и охранителей католической ортодоксии, что вело к господству средневековой схоластики, вследствие чего естественные науки стали развиваться в рамках Академий. Деятельность университетов вела не только к повышению уровня образования, но также к возрастанию интеллектуального уровня общества, его желанию и способности уже самостоятельно и рационально воспринимать жизненные процессы. О важности этого нового социального и интеллектуального института свидетельствует то, что из стен университетов вышло немало деятелей пред-Просвещения: из Оксфордского университета вышли Фрэнсис Бэкон и Уильям Оккам, Ян Гус был ректором Пражского университета, Виттенбергский университет стал центром деятельности Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. 2. В XI в. возникают Болонская (высшая) правовая школа и медицинская школа в Салерно; университеты — в Париже (1215), в Падуе (1222), в Неаполе (1224), в Монпелье (1289), в Кембридже и Оксфорде (1209), в Саламанке и Лиссабоне (1290), возникает Карлов университет в Праге (1348), Ягеллонский университет в Кракове (1364), университеты в Вене (1365), Гейдельберге (1386), Упсале (1477) и Копенгагене (1479).

всего просмотров: 6

Оценка читателей: голосов 0

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 624 с.

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. 680 с.

3. Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500–1850. М.: Институт Гайдара, 2014. 224 c.

4. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 720 с.

5. Еремеев В. Е. Введение в историю мировой науки и техники. М.: Восточная литература, 2012. 303 c.

6. Кембриджская история капитализма. Т. 1. Подъем капитализма: от древних истоков до 1848 г. А. Володин (ред.). М.: Ин-т Гайдара, 2021. 800 c.

7. Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав. Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург: ГОНЗО, 2018. 848 с.

8. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 524 с.

9. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб.: Alexandria, 2014. 397 c.

10. Ливен Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. М.: Европа, 2007. 688 c.

11. Моррис И. Почему властвует Запад… по крайней мере, пока еще. Закономерности истории, и что они сообщают нам о будущем. М.: Карьера Пресс, 2016. 720 c.

12. Мошенский С. Больше чем деньги. Финансовая история человечества от Вавилона до Уолл-Стрит. М.: Альпина Паблишер, 2022. 632 c.

13. Фонтана Ж. Европа перед зеркалом. Критика исторических представлений. СПб.: Alexandria, 2022. 256 c.

14. Эрс Ж. Рождение капитализма в Средние века. Менялы, ростовщики и крупные финансисты. СПб.: Евразия, 2014. 320 с.

15. Яковлев А. И. Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Часть I. Общие положения и творцы проекта. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023a. № 1. С. 13–35

16. Яковлев А. И. Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Часть II. Реформация и революция. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023b. № 2. С. 13–28

17. Яковлев А. И. Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Ч. III. Имперские модели. Восточный курьер / Oriental Courier. 2024. № 1. С. 34–53

18. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28–98.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх