Квест за Священным Граалем между Востоком и Западом: история поиска Чаши и ее смысла

 
Код статьиS268684310030188-4-1
DOI10.18254/S268684310030188-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №1
Страницы54-67
Аннотация

Феномену поиска Священного Грааля — его сути, смысла и самой Чаши Тайной Вечери в реальном материальном выражении — посвящены целые библиотеки. Будучи одной из христианских святынь, во многом определивших духовные искания европейцев, добывавших эти святыни (или нечто, принимаемое за них) в Крестовых походах, Братина, в которую по преданию св. Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа, превосходит материальные смыслы и заставляет мыслителей, философов, мистиков и, конечно, историков, раздумывать о смысле исканий человека не только в Средние века, но и во все времена. Объединив наиболее важные версии о происхождении, поисках и вероятных местонахождениях Священного Грааля, автор приходит к собственным выводам о том, почему этот двухтысячелетний квест столь важен для мировой культуры.

Ключевые словаСвященный Грааль, христианские святыни, раннехристианские мифы, альбигойцы, тамплиеры, раннее христианство, культурология, материальная культура
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено04.03.2024
Дата публикации22.04.2024
Кол-во символов31023
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Грааль до того тяжеловесен, что никому из грешных человек не поднять его вовек.
2 Вольфрам фон Эшенбах, «Парцифаль»
3 Среди святынь христианства таинственная чаша Тайной Вечери — Священный Грааль занимает особенное место, он не дается в руки, не хранится в музее и не умещается в голове1. Наполненный глубочайшим философским смыслом Грааль заслуженно венчает величественный ряд обретенных или вызывающих диспуты христианских реликвий, к которым относятся Гроб Господень, Кровь Христова, фрагменты креста, терновый венец, копье римского сотника Лонгина и Туринская плащаница. Постижение смысла, поиск и обретение Грааля преследуют европейского человека относительно недавно, в течение, как минимум, восьми веков, служа универсальным идеалом западной культуры. И тем не менее в Библии о Чаше не сказано почти ничего. Этот прекрасный символ вечного духовного поиска произрастает из боковых, апокрифических сказаний, а не из Нового Завета (Илл. 1). 1.  NB: Статья является переработанным, исправленным и дополненным вариантом онлайн публикации [Дубровская, 2006], выполненным ввиду множественных заимствований исходного варианта статьи в последующей научной и популярной литературе без цитирования источника, но с сохранением всех его недочетов, исправленных в нынешнем варианте.
4
image1

5 Илл. 1. Простая деревянная чаша, из которой мог в реальности пить Спаситель, по версии создателей фильма «Индиана Джонс и Священный Грааль» (1989)
6 Fig. 1. Crude wooden cup, adequate for the Savior in his real historical circumstances, according to the creators of ‘Indiana Jones and the Holy Grail’ film (1989)
7 Source: URL: >>>>
8 Чаша? Блюдо? Камень? Кровь?
9 Зачем ты пришел? За Граалем? Грааль не достанется никому. Того Грааля, за которым ты шел и из-за которого погибли все твои рыцари, — нет. Это миф. Грааль — просто кубок, полный крови.
10 Анонимный автор
11 Споры по поводу того, что понимается под Граалем — чаша или блюдо, — не утихают до сих пор, но чаще всего его изображают как кубок значительных размеров и несказанной красоты. По легенде, Иосиф Аримафейский2 принес на место распятия чашу, из которой Христос пил во время Тайной вечери и собрал в нее кровь из ран умирающего Назарянина, а потом, став стражем сразу двух реликвий — Священного Грааля и Копья Лонгина3, унес реликвии в некую отдаленную страну (по церковному преданию — вместе со святыми Марфой, Марией и Лазарем Иосиф отправился миссионером в Галлию и далее на Британские острова) [Wood, 2012, p. 37] (Илл. 2). 2.  Иосиф из Аримафеи — иудейский старейшина, предоставивший свою гробницу для погребения Иисуса Христа, упоминаемый в этом контексте авторами всех четырех Евангелий (Мф. 27:57; Мк. 15:43; Лк. 23:50; Ин. 19:38).

3.  Римский сотник Лонгин — римский центурион, по Священному Преданию, пронзивший копьем бок распятого Христа, чтобы убедиться в смерти распятого, и в Евангелиях по имени не названный. См.: (Ин. 19:31–37).
12
image2

13 Илл. 2. Уильям Блейк. Иосиф Аримафейский в скалах Альбиона
14 1773. Гравюра ок. 109 г.
15 Fig. 2. William Blake. Joseph of Arimathea Among the Rocks of Albion
16 1773; engraved ca 1809
17 По одной легендарной версии, Иосиф поместил реликвии в аббатство Гластонбери (Glastonbury) в Англии [Barber, 2004, p. 70, 108, 203], по другой, местом хранения святынь стал построенный ангелами за одну ночь волшебный замок на горе Монсальват (Montsalvat) в Пиренеях, между Францией и Испанией [Wood, 2012, p. 43]. Уже оттуда фантазия рассказчиков уносит Священную Чашу в Индию — руками последнего из королей Грааля — Парсифаля, скрывшегося за вымышленным именем, и она навсегда исчезает из западного мира. Зато поиски Грааля становятся мотивом бесконечных приключений в легендах о рыцарях Круглого стола [Malory, 1485].

всего просмотров: 22

Оценка читателей: голосов 0

1. Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая кровь и Святой Грааль. Пер. О. Фадиной, А. Костровой. М.: Эксмо, 2006. 496 с.

2. Дубровская Д. В. Грааль в награду за безвыигрышный квест. Вокруг Света. 2006. URL: https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/1064/ (accessed 01.03.2024).

3. Дубровская Д. В. Последний рыцарь Иерусалима. Восточный курьер / Oriental Courier. 2021. № 1–2. Pp. 214–226.

4. Кокто Ж. Рыцари круглого стола. 1937. Читалка. URL: https://4italka.su/dramaturgiya/455831/str62.htm#book (accessed 15.01.2024).

5. Addison C. G. The History of the Knights Templar. London: Adventures Unlimited Press, 1997. 202 p.

6. Barber M. The Cathars: Christian Dualists in the Middle Ages. New York: Routledge, 2014. 298 p.

7. Barber M. The New Knighthood: A History of the Order of the Temple. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 441 p.

8. Barber R. The Holy Grail. Imagination and Belief. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. 464 p.

9. Beltrán A. El Santo Cáliz de la Catedral de Valencia. Valencia: Nacher, 1984. 192 p. 

10. Brown D. The Da Vinci Code. New York: Doubleday, 2003. 681 p.

11. Cocteau J. Les Chevaliers de la Table ronde. Paris: Editions Gallimard, Collection Blanche NRF, 1937. 215 p.

12. Chouinard A. From Water to Wine: Understanding the Concept of the Holy Grail in Light of the Crusader Ethos of the Middle Ages. Bachelor of the Arts thesis. Boulder, Univ. of Colorado, 2019. URL: https://www.colorado.edu/history/sites/default/files/attached-files/chouinard_thesis.pdf. (accessed 15.01.2024).

13. Crumley A. P. Debussy and the Occult Circles of late-1800’s Paris. 2021. Word Press. URL: https://ariellepcrumley.com/2021/05/28/debussy-and-the-occult-circles-of-late-1800s-paris/ (accessed 15.01.2024).

14. Da Varazze Ia. Legenda aurea. G. P. Maggioni (ed.). Firenze: Sismel, 1999. 1434 p.

15. da Varagine Jacopo. Due Opuscoli. Chronicon januense. Storia Patria, Genova. 2011. URL: https://www.storiapatriagenova.it/Docs/Biblioteca_Digitale/SB/619ed2f0c43179836ebfd1c242eb3493/Estratti/7ddee6ba35fd406e747a09852bff72b1.pdf (accessed 01.03.2024).

16. Demurger A. Jacques de Molay: le crépuscule des templiers. Paris: Éditions Payot & Rivages, 2002. 300 p.

17. De Troyes Cretien. Arthurian Romances. Transl. by W. W. Comfort. Mineola, New York: Dover Publ., 2006. 312 p.

18. Eco U. Baudolino. Milan: Bompiani, 2000. 528 p.

19. Esquieu L. Les Templiers de Cahors. Bulletin de la Société de études littéraires, scientifiques et artistiques du Lot. Vol. 22. Cahors, 1897. 327 p.

20. Frappier J. Chrétien de Troyes: Perceval, ou Le conte du Graal. Paris: Centre de documentation universitaire, 1961. 138 p.

21. Gauthier A. Replacing Charity, Anticipating the Welfare State: A Conceptual Genealogy of Philanthropy in France Since the Age of Enlightenment. ESSEC Business School, 2021. 153 p. URL: http://ernop.eu/wp-content/uploads/2017/06/Gautier_A_conceptual_genealogy_of_philanthropy_in_France-4.pdf (accessed 02.03.2024).

22. Guénon R. Le Roi du Monde. Paris: Grand Livre, 2018. 112 p.

23. Lacy N. J. (ed.). The Grail, the Quest and the World of Arthur. Arthurian Studies LXXII. Woodbridge, Suffolk: D. S. Brewer, 2008. 214 p.

24. Malory Th. Le Morte d'Arthur. London: Westmestre [William Caxton], 1485. 432 c.

25. Marica P. Museo del Tesoro - San Lorenzo. Genoa: Editore Sagep, 2007. 203 р.

26. McDonald J. Kill Them All! Did a Medieval Abbot Give This Command to His Crusader Troops? London-New York: KDP Print US, 2021. 192 p.

27. Müller R. IL “Sacro Catino”: Percezione e memoria nella Genova medievale. A. R. Calderoni Masetti, C. Dufour Bozzo, G. Wolf (eds.): Intorno al Sacro Volto: Genova, Bisanzio e il Mediterraneo (secoli XI–XIV). Series: Collana del Kunsthistorisches Institut Florenz, Max-Planck-Institut. Venezia: Marsilio Editori, 2007. Pp. 93–104.

28. Nitze W. A. Concerning the Word Graal, Greal. Modern Philology. 1916. Vol. 13. No. 1. Pp. 681–684 .

29. Palache J. G. Debussy as Critic. The Musical Quarterly. 1924. Vol. 10. No. 3. Pp. 361–368.

30. Rahn O. Kreuzzug gegen den Gral: Die Geschichte der Albigenser. Otto Rahn. Mit einem Vorw. von H. J. Lange. Engerda: Arun, 2000. 343 p.

31. Rahn O. Luzifers Hofgesind. Eine Reise zu den guten Geistern Europas. Berlin: Forsite verlag, 2017. 317 S.

32. Ruhl E. L. In League with the Divine: How Religion Influenced Nazi Perpetrators of the Holocaust. Master’s thesis. Cambridge, Mass: Harvard Univ., 2023. 90 p.

33. Shaefer H. W. Kelch und Stein — Untersuchungen zum Werk Wolframs von Eschenbach. Frankfurt, Bern: Peter Lang, 1983. 136 S.

34. Williams J. Chalice of Doña Urraca. Oxford Art Online. Oxford University Press, 2012. URL: https://www.oxfordartonline.com/groveart/display/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7002226665#oao-9781884446054-e-7002226665 (accessed 02.03.2024).

35. Wood J. The Holy Grail: History and Legend. Cardiff, University of Wales Press, 2012. 117 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх