«Если Бог есть, то все позволено» (Центральная метатема творчества Достоевского в современной европейской психоаналитической философии)

 
Код статьиS004287440006321-8-1
DOI10.31857/S004287440006321-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт русской литературы РАН
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы87-97
Аннотация

Знаменитая формула Ивана Карамазова «Если Бога нет, то все позволено» в действительности обозначает центральную философскую метатему всего творчества Ф.М. Достоевского. Она неоднократно подвергалась реинтерпретациям в западной литературе и философии. Любопытные новые варианты ее трансформации представлены в современной европейской философии психоаналитического и фрейдомарксистского толка. Так, Ж. Лакан полагал, что психологию современного западного человека, чье бессознательное определяется подавленными запретами, напротив, скорее можно описать формулой: «Если Бога нет, то не позволено вообще ничего». Соответственно, фундаменталистское мироощущение, по С. Жижеку, исходит из того, что «если Бог есть, то все позволено», и именно эту формулу якобы отстаивает в своих произведениях – хотя его позиция, как оговаривается Жижек, и оказывается немного сложнее – сам Достоевский. В статье показано, какие в действительности варианты этой формулы встречаются в романе Достоевского «Братья Карамазовы» и в рассказе «Бобок», какой смысл обретает эта метатема в образной структуре этих произведений, а также какой из ее вариантов в большей степени соответствует художественной логике их автора. Приведенные выше парадоксальные интерпретации центральной метатемы творчества Достоевского представителями современной европейской психоаналитической философии объясняются в статье, исходя из ее собственных особенностей и специфики ее бытования в современной культуре. При этом они рассматриваются как явные искажения художественной мысли Достоевского, которые, тем не менее, значимы как попытки постижения современности, предпринятые на ее основе.

Ключевые словаДостоевский, метатема, Бог, художественный, роман, русский, трансформация, реинтерпретация, Лакан, Жижек, философия, современный, европейский, психоаналитический
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта РФФИ «Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры», 18-012-90003 и гранта РНФ «Рабочие тетради Достоевского: динамическая транскрипция и первая полнотекстовая публикация автографов», № 16-18-10034, ИРЛИ РАН
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов29966
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 В современной науке категории и методы психоаналитической философии нередко применяются к художественной литературе [Gunn 1988, Филиппов 1975]. Существует, например, немало работ, в которых делается попытка использовать теории Жака Лакана для интерпретации произведений Ф.М. Достоевского [Ковалев, Кудряшев 2009; Исаков 2015]. В Интернете можно найти немало психоаналитических интерпретаций Достоевского с позиций Лакана, для которых характерны, однако, субъективизм и даже произвол не только в истолковании произведений писателя, но и в их изложении, см., например: [Философский Штурм 2012]. Между тем до настоящего времени не было специально рассмотрено то, как Лакан и его последователи сами смотрели и смотрят на Достоевского.
2 Знаменитая формула Ивана Карамазова «Если Бога нет, то все позволено» в действительности обозначает центральную философскую метатему всего творчества Ф.М. Достоевского, которая подвергается художественной проверке в «Униженных и оскорбленных», в «Записках из подполья» и во всех романах так называемого «великого пятикнижия». Впоследствии она неоднократно подвергалась разнообразным трансформациям в западной философии. Так, например, формулируя исходную позицию экзистенциализма, Ж.-П. Сартр писал: «…даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога» [Яковлев (сост.) 1989, 344; Фокин 2013, 235–257].
3

1

4 Любопытные новые истолкования формулы героев Достоевского имеют место в современной европейской философии психоаналитического и фрейдомарксистского толка. В одном из «семинаров» Лакана читаем: «Как вы помните, сын Иван, заманив его (то есть своего отца, Федора Карамазова – С. К.) на опасные тропы, которыми движется мысль человека цивилизованного, заводит речь о том, что если Бога, мол, не существует… – если Бога нет, подхватывает отец, тогда все позволено. Мысль, конечно, наивная, ибо мы, аналитики, прекрасно знаем, что если Бога нет, то не позволено вообще ничего. Невротики каждый день дают тому наглядный пример» [Лакан 1999, 185; Lacan 1988, 128]. 
5 Такого в точности диалога у Достоевского нет, но наиболее близко ему соответствует глава VIII книги третьей «За коньячком». В ней Федор Павлович заявляет Алеше: «…ведь коли Бог есть, существует, – ну, конечно, я тогда виноват и отвечу, а коли его нет вовсе-то, так ли их еще надо, твоих отцов-то? Взять бы всю эту мистику да разом по всей русской земле и упразднить, чтоб окончательно всех дураков обрезонить» (Курсив мой. – С. К.), – а Иван возражает ему на это: «Да ведь коль эта истина воссияет, так вас же первого сначала ограбят, а потом… упразднят» [Достоевский 1972–1990, XIV, 122–123]. Так что на своем семинаре 1954/1955 г. Лакан излагал Достоевского довольно приблизительно.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 3424

Оценка читателей: голосов 0

1. Dyakov, Aleksandr V. (2010) Jacques Laёan. The figure of the Philosopher, ╠oscow (In Russian).

2. Esaulov, Ivan A. (2011) The Methodological Foundations of FreudТs Work on Dostoevsky and the Positions of the Soviet Literary Critics. http://transformations.russian-literature.com/metodologicheskie-osnovanija-raboty-freuda-o-dostoevskom-i-sovremennaja-nauka (In Russian).

3. Filippov, Lev I. (1975) СJean LacanТs Structural Psychoanalysis in Structural Literary CriticismТ, Yu.B. Borev (ed.) Theories, Trends, Conceptions (Crytical Analysis). The Image and its Structure, Nauka, Moscow, pp. 36 Ц 63 (In Russian).

4. Fokin, Sergei L. (2013) DostoevskyТs Images in the French Literature of 20th Century, St. Petersburg (In Russian).

5. Gunn, Daniel (1988) Psychoanalysis and Fiction (An Exploitation of Literary and Psychoanalytic Borders), Stanford.

6. Isakov, └leksandr N. (2015) СDostoevsky and Lacan. An Analysis of the лCrime and Punishment╗Тs TextТ, Philosophical and Theological Research of Modernity, 2015. Available at: einai.ru/ru/archives/565 (18.10.2015 ) (In Russian).

7. Kantor, Vladimir K. (2011) СConfession and Theodicy in DostoevskyТs Works (Aurelius Avgustinus's Reception)Т, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2011), pp. 95Ц103 (In Russian).

8. Kibalnik, Sergei A. СFyodor Dostoevsky and Max StirnerТ, The New Philologocal Bulletin. 2018. Vol. 2 (45), pp. 58Ц72. (https://cyberleninka.ru/article/v/fedor-dostoevskiy-i-maks-shtirner-k-postanovke-problemy) http://slovorggu.ru/2018_2/45.pdf (In Russian).

9. Kibalnik, Sergei A. On Philosophical Subtext of УIf there is no GodЕФ Formula in DostoevskyТs Works // // Russkaya Literatura. 2012. ╣ 3. S. 153 Ц 163 (In Russian).

10. Kovalyov, Oleg F., Kudriashyov Ivan S. (2009) СThe Specificity of the Desire Discourse in DostoevskyТs Novel УHumiliated and InsultedФТ, Critics and Semiotics. Issue 13, pp. 227 Ц 239. Available at: http://www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_13/cs013koval_kudr.pdf (InRussian).

11. Parker, Ian (2010) Slavoj Zizek: р Critical Introduction, Izhevsk (Russian Translation).

12. Pereverzentsev, Vyacheslav, archpriest (2007) СIvan KaramazovТs Revolt (Justification of God and World in DostoevskyТs Novel УBrothers KaramasovФТ, T.A. Kacatkina (ed.) The Novel УBrothers KaramasovФ by Dostoevsky. Contemporary Problems of the NovelТs Research, Moscow, pp. 161Ц179 (In Russian).

13. Rak, Vadim D. (2003) СУWhat is Bobok?ФТ Rak V.D. Pushkin, Dostoevsky and others. A Collection of Articles. St. Petersburg, pp. 431Ц433 (In Russian).

14. Strakhov, Nikolai N. (1973) Observations, The Literary Heritage. F.M.Dostoevsky. New materials and Research. Vol. 86. Moscow, pp. 560Ц563 (In Russian).

15. Thompson, Diane Oenning (2001) СProblems of the Biblical Word in DostoevskyТs PoeticsТ. Pattison G. (Ed.) Cambridge Books Online. Dostoevsky and the Christian Tradition, pp. 69Ц102.

16. Zbrozhek, ┼katerina └. (2013) The Philosophical Ideas of S. Zizek. The AuthorТs Abstract of CSc Dissertation. ╠oscow (In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх