Hazrat Inayat Khan and His Sufi Music Metaphysics

 
PIIS268684310010569-3-1
DOI10.18254/S268684310010569-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: PhD student, School of Philosophy, National Research University “Higher School of Economics”; editor, Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy of Sciences.
Affiliation: Higher School oh Economics
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameOriental courier
Edition
Pages126-136
Abstract

This article provides a philosophical interpretation of theoretical works of Hazrat Inayat Khan, which appear to form a consistent monistic metaphysical system, which is aimed to overcome the false opposition of the matter and the spirit, in order to articulate the common knowledge of science and religion in the language of art. The essential part of his ontology is Sufi doctrine of music, which discovers the nature of sound and harmony. A special place in Inayat Khan’ interpretation of the principle of monotheism (tawhid) is dedicated the concept of the uncreated and “lost” name of God (Ism-e-Azam), which Inayat Khan associates with the abstract sound as the source and the root of all things. Thus, he considers the usage of spiritual music in Islamic and in any other religious practice to be both appropriate and theologically justified. The impact of words and music in the practice of sama’ as a responsive and inspired listening is the way of one’s self-cognition, transformation of the world and movement towards God.

KeywordsInayat Khan, sufism, metaphysics, music, harmony, mysticism, sama’
Received18.07.2020
Publication date31.07.2020
Number of characters32775
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Хазрат Инайят Хан (1882–1927) — один из самых известных индийских суфиев, музыкант и основатель Международного суфийского ордена. В начале XX в. он и его небольшой оркестр отправились на Запад с духовной миссией: познакомить людей в США, Западной Европе и дореволюционной России с традицией индийской классической музыки и с мистическим учением суфизма. Его влияние в России в 1910-е гг. оказалось действительно значимым, произведя довольно сильное впечатление, в первую очередь, на московские теософские круги. Песни и мелодии Инайят Хана были переложены для фортепиано С. Л. Толстым и В. И. Полем (подробнее см. третью главу [Загородникова, 2018]), а проникновенность его духовной музыки оказала сильное впечатление на А. Н. Скрябина. Вполне вероятно, что именно музыка Инайят Хана повлияла на замысел скрябинской Мистерии, предназначенной для однократного исполнения в Индии — впрочем, так никогда и не исполненной [Конанчук, 2012, с. 152]1. 1. Глубинное родство мотивов творчества Скрябина и Инайят Хана подчеркивает и Л. В. Шапошникова: «Скрябин хотел построить в Индии Храм для исполнения своей Мистерии Преображения и уже вел переговоры о покупке земли для этого. Инайят Хан, в свою очередь, пытался под Парижем воздвигнуть Храм единения всех религий и народов и даже заложил камень в основание его здания. И тот и другой и в своих идеях, и в своем творчестве опередили время» [Шапошникова, 2001, с. 211].
2 Инайят Хан родился в мусульманской семье и получил посвящение в суфийский орден Чиштийа. Дед Инайят Хана был известным музыкантом, создавшим систему нотной записи для индийской музыки, а его муршидом был Сайад Мухаммед Мадани, прямой потомок пророка Мухаммада. В отличие от сухравардийских суфиев, в ритуальной практике суфиев ордена Чиштийа были распространены элементы йогического мистицизма. В изложении Инайят Хана суфийский мистицизм предстает универсальной доктриной, где тесно переплетены метафизическое, этическое и эстетическое измерения, а все мировые религии в унисон возвещают откровение единого Бога. Читая лекции в Европе, США и России, Инайят Хан осуществлял порученную ему муршидом миссию «соединить Восток и Запад гармонией своей музыки и распространять мудрость суфизма» [Инайят-Хан, 1914, с. 23]. Для прояснения этого послания он рассказывал множество притч и историй, проводил параллели между Библией, Кораном и Ведами, открывал возможность диалога между религией и наукой, физикой и метафизикой. Посредником Инайяту служила музыка, которую он не только исполнял, но и разъяснял.
3 Как известно, отношение к музыке в исламе весьма сложное. В Коране не встречается каких-либо развернутых комментариев относительно музыки и музыкантов и их отношений с Аллахом. Часто апологеты музыки ссылаются на пример царя Давида (Давуда), вместе с которым холмы и птицы «славословили после полудня и утром» (К. 38: 18), говоря о том, что сам Аллах наделил царя Давида не только мудростью, но и особым музыкальным талантом, перед которым не могла устоять сама природа, воздававшая Богу хвалу вместе с ним. В Сунне же неоднократно встречаются упоминания музыки и музыкальных инструментов: в одних случаях музыка вполне однозначно ассоциируется с запретом и лицемерием, в других может иметь и положительный аспект (подробнее см., например, [Федорова, 2015]).

views: 419

Readers community rating: votes 0

1. Vagner R. Izbrannye raboty. M.: Iskusstvo, 1978. — 695 c. [Wagner R. Selected Works. Moscow: Isskustvo, 1978. — 696 p. (In Russian)].

2. Gorokhovik E. M. RAGA. Bol'shaya rossijskaya ehntsiklopediya. Tom 28. M.: 2015. S. 122 [Gorokhovik E. M. RAGA. Great Russian Encyclopedia. Vol. 28. Moscow: 2015. p. 122 (In Russian)].

3. Zagorodnikova T. N. Indiya i Serebryanyj vek russkoj kul'tury. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2018. — 235 s. [Zagorodnikova T. N. India and the Silver Age of Russian Culture. Moscow: IOS (RAS), 2018. — 235 p. (in Russian)].

4. Inajyat Khan Kh. Akibat, zhizn' posle smerti. Metafizika. Opyt dushi na raznykh urovnyakh suschestvovaniya. M.: Sfera, 2007. — 304 s. [Inayat Khan H. Akibat, Life after Death. Metaphysics. The Experience of Soul on Different Levels of Existence. Moscow: Sfera, 2007. — 304 p. (In Russian)].

5. Inajyat Khan Kh. Mistitsizm zvuka. M.: Sfera, 2013. — 352 s. [Inayat Khan H. Mysticism of Sound. Moscow: Sfera, 2013. — 352 p. (In Russian)].

6. Inajyat Khan Kh. Sufijskoe poslanie o svobode dukha. M.: Tipografiya M. O. Attaya i K., 1914. — 89 s. [Inayat Khan H. Sufi Message of Freedom of Spirit. Moscow: Typography of M. O. Attay & Co, 1914. — 89 p. (In Russian)].

7. Inajyat Khan Kh. «Chasha Saki». Mysli dlya ezhednevnoj meditatsii: Ezhednevnik. M.: Sfera, 2003. — 272 s. [Inayat Khan H. “Bowl of Saki”. Commentary: Daily Insights for Life. Moscow: Sfera, 2003. — 272 p. (In Russian)].

8. Knysh A. D. Musul'manskij mistitsizm. Kratkaya istoriya. SPb.: «DILYa», 2004. — 464 s. [Knysh A. D. Islamic Mysticism: A Short History. Saint-Petersburg: “DILYA”, 2004. — 464 p. (In Russian); See in English: Knysh A. Islamic Mysticism: A Short History. Leiden-Boston-Köln: E. J. Brill, 2000. — 358 p.].

9. Konanchuk S. V. Teurgicheskaya ehstetika A. N. Skryabina kak proobraz novogo iskusstva. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Sankt-Peterburg. 2012. № 2. S. 149–156.[Konanchuk S. V. Theurgical Aesthetics of A. N Scriabin as a Prototype of a New Art. Vestnik of Pushkin Leningrad State University. Saint-Petersburg. 2012. No. 2. Pp. 149–156 (in Russian)].

10. Korben A. Svetovoj chelovek v iranskom sufizme. M.: «Fond issledovaniĭ islamskoĭ kul'tury», 2009. — 237 s. [Corbin H. The Man of Light in Iranian Sufism. Moscow: “The Foundation of Islamic Culture Research”, 2009. — 237 p. (In Russian)].

11. Man'ko L. I. Zvuk, tsvet, slovo kak proyavlenie muzykal'no-ehsteticheskogo v sufizme. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Orenburg. 2009. № 11 (105). S. 139–145. [Manko L. I. Sound, Color, Word as a Demonstration of Musical-Aesthetic in Sufism. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2009. No. 11 (105). Pp. 139–145 (In Russian)].

12. Fedorova E. S. Konfliktologicheskij aspekt problemy «Muzyka i islam». Konfliktologiya. Sankt-Peterburg. 2015. № 1. S. 194–202 [Fedorova E. S. “Music and Islam” as an Issue in Conflict Management. Conflictology. Saint-Petersburg. 2015. No. 1. Pp. 194–202. (In Russian)].

13. Shaposhnikova L. V. «Misteriya novogo mira» (ob A. N. Skryabine). Ternistyj put' Krasoty. M.: MTsR; Master-Bank, 2001. S. 205–217 [Shaposhnikova L. V. «Mystery of New World» (on A. N. Scriabin). Thorny Path of Beauty. Moscow: MTsR; Master-Bank, 2001. Pp. 205–217 (In Russian)].

14. Shelling F. V. J. Filosofiya mifologii. V 2-kh t. T. 2. Monoteizm. Mifologiya. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2013. — 544 s. [Schelling F. W. J. Philosophy of Mythology. In 2 vols. Vol. 2. Monotheism. Mythology. Saint-Petersburg: Saint Petersburg University Press, 2013. — 544 p. (In Russian)].

15. Shopengauehr A. Sobranie sochineniĭ: V 6 t. T. 1: Mir kak volya i predstavlenie. M.: TEPPA Knizhnyĭ klub; Respublika, 1999. — 496 s. [Schopenhauer A. Collected works: In 6 vols. Vol. 1: The World as Will and Representation. Moscow: TERRA, Knizhnyi klub, Respublika, 1999. — 496 p. (In Russian)].

16. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Texts: Lectures on Sufism 1922. I: January–August. London, The Hague: Omega Publications, 1990. — 622 p.

17. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Texts: Lectures on Sufism 1923. II: July–December. London, The Hague: Omega Publications, 1988. — 1003 p.

18. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Yexts: Lectures on Sufism 1924. I: January–June. New Lebanon: Omega Publications, 2002. — 357 p.

19. Shiloah A. Music in the World of Islam: A Socio-Cultural Study. Detroit: Wayne State University Press, 1995. — 213 p.

20. Smirnov A. V., Nikulin D. V. Vechnost'. Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: v 4 t. 2-e izd., ispr. i dopol. [Internet-versiya] M.: Mysl', 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194de7044398e2c5d864994 (data obrascheniya: 02.06.2020).

Система Orphus

Loading...
Up