Russia and Kazakhstan in Doing Business Ranking

 
PIIS013122270004128-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-59-66
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assistant
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Moscow, 125993, 49, Leningradskii Prosp., Moscow, Russian Federation
Occupation: Director
Affiliation: Center for Entrepreneurship Development, Economic Research Institute
Address: 65, Temyrkazyk Str., Astana, Republic of Kazakhstan
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 1
Pages59-66
Abstract

In the past 10 years, Russia improved position in Doing Business rating from 120 th place to 35 th. Kazakhstan also made enough achievement, rising from 70 th to 36 th position. The authors examine the World Bank ranking used for evaluating country’s business climate. A comparative analysis of main drivers and factors of the Doing business ranking system is made for evaluating its strengths and weaknesses as an evaluation tool. Authors explore correlation between Russian and Kazakhstan positions in Doing business ranking system and other economic ratings showing country’s business health and macro-economic performance. Following that, authors give a detailed and precise explanation on structural reforms and bills passed by Russian and Kazakhstan governments regarding business activity improvement of small and medium enterprises, rating drivers increase and mitigation of prior negative factors. Another detailed comparative analysis is provided by authors regarding key structural improvements in small and medium enterprises regulations done by Russia and Kazakhstan which are also aimed to improve business environment. Analysis is given on legislation history of current laws regulating business activity. Summing it up, authors come to a conclusion, that even though Russia and Kazakhstan were way beyond their current positions in Doing business rating back in 2000, currently their positions are much higher, even though success is achieved in different Doing business ratios. However, despite a significant development in country’s business freedom there is still much to be achieved, specifically in foreign trade aspects in which Russia and Kazakhstan can mutually benefit together given that they are neighbors and both are members of the Eurasian trade treaty.

KeywordsDoing business, business climate, small and medium enterprises, Russia, Kazakhstan
Received20.02.2019
Publication date20.02.2019
Number of characters22835
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вопросы развития предпринимательства и улучшения бизнес-климата чрезвычайно актуальны для стран СНГ. Один из основных элементов благоприятного предпринимательского климата – развитый малый и средний бизнес (МСБ) с его мобильностью и быстрой реакцией на изменение внешних условий. Он реализует не только экономическую, но и важную социальную функцию, способствуя формированию среднего класса и самозанятости населения. В Европейском союзе МСБ обеспечивает 66.9% занятости населения [1], России – 26.4 [2, с. 23], Казахстане – 37% [3].
2

РЕЙТИНГ DOING BUSINESS

3 С 2003 г. Всемирный банк ежегодно публикует рейтинги Doing Business (DB), где сравниваются условия ведения бизнеса в 190 странах мира. Оценка производится по 11 индикаторам: создание предприятия, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав инвесторов, налогообложение, ведение внешнеторговой деятельности, обеспечение исполнения контрактов, преодоление неплатеже- способности, а также найм рабочей силы (который не всегда учитывается при расчете итогового рейтинга). Можно выделить две основные группы индикаторов, учитываемых при составлении итогового рейтинга ведения и регулирования бизнеса (табл. 1).
4

Таблица 1. Индикаторы регулирования предпринимательской деятельности, используемые в рейтингах Doing Business

5
табл1

Источник: [4, с. 26].

6 Рейтинг DB считается наиболее репрезентативным для характеристики инвестиционной привлекательности стран мира. Однако, по мнению некоторых экспертов, он не всегда адекватно отражает состояние бизнес-среды страны. В частности, проводя анализ статистических закономерностей изменения оценок по каждой группе показателей и составляющих их переменных, они приходят к выводу о том, что изменения практически всех 10 групп показателей (за исключением “найма рабочей силы”) не связаны с изменениями значений переменных, входящих в их состав [5]. Кроме того, выражается сомнение в информативности интегрального индекса, поскольку страна может иметь высокий показатель по одной группе индикаторов и крайне низкий – по другой, при этом ее положение будет оцениваться как среднее [6].
7 Тем не менее данные рейтинга DB отслеживаются и учитываются, в том числе на государственном уровне. Улучшение позиций страны в нем рассматривается как стратегическая цель. Так, в соответствии с указом Президента РФ “О долгосрочной экономической политике” предусмотрено “повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й – в 2015 г. и 20-й – в 2018 г.”1 Свои позиции в этом рейтинге планирует улучшить и Казахстан, о чем свидетельствует принятый в 2016 г. закон № 479-V ЗРК2. 1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 “О долгосрочной государственной экономической политике”.

2. Закон Республики Казахстан от 29 марта 2016 года № 479-V ЗРК” О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур”.
8

ПОЗИЦИИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

9

На протяжении долгого времени Россия занимала весьма скромное место в рейтинге Doing Business, заметно уступая Казахстану, практически ежегодно попадавшего в список стран, осуществивших наибольшее количество реформ для упрощения ведения бизнеса. До 2013 г. Россия присутствовала в нем только в 2009 г. (табл. 2), в остальное время реформы либо не проводились совсем, либо затрагивали не более двух групп учитываемых показателей. При этом, по оценке ВБ, реформы 2008–2009 г., не оказали существенного воздействия на положение России в рейтинге, поскольку могли сказаться лишь в долгосрочной перспективе [8]. Перелом произошел благодаря Указу Президента, в соответствии с которым улучшение позиций в рейтинге стало рассматриваться в качестве одной из важнейших задач.

views: 1349

Readers community rating: votes 0

1. Development of small and medium-sized businesses. Foreign experience. December 2015 (In. Russ) Available at: http://www.myshared.ru/slide/1301084/ (accessed 30.06.2018).

2. Small and medium enterprises in Russia. Moscow, Rosstat, 2017. 78 p. (In. Russ)

3. Overview of SME in Kazakhstan 2018. Halykfinance is a subsidiary of Halyk Bank of Kazakhstan (In. Russ) Available at: http://www.halykfinance.kz/ru/files/get_file/6462/50e51cced25d326a2b1269b2219931f8 (accessed 30.06.2018).

4. Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, World Bank Group, 2013. DOI: 10.1596/978-0-8213-9984-2

5. Pinheiro-Alves R., Zambujal-Oliveira J. The Ease of Doing Business Index as a Tool for Investment Location Decisions. Economics Letters, 2012, no. 117, pp. 66-70. DOI: 10.1016/j.econlet.2012.04.026

6. Francisco Ruiz F., Cabello J. M., Pérez-Gladish P. Building Ease-of-Doing-Business Synthetic Indicators Using a Double Reference Point Approach. Technological Forecasting & Social Change, 2017. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.06.005

7. Doing Business 2009. Washington, World Bank Group, 2008. DOI: 10.1596/978-0-8213-7609-6

8. Doing Business 2010: Reforming through Difficult Times. Washington, World Bank Group, 2009. DOI: 10.1596/978-0-8213-7961-5

9. Doing business 2011: a Difference for Entrepreneurs. Washington, World Bank Group, 2010. DOI: 10.1596/978-0-8213-7960-8

10. Doing Business 2012: Doing Business in a More Transparent World. Washington, World Bank Group, 2011. DOI: 10.1596/978-0-8213-8833-4

11. Doing Business 2013: Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, World Bank Group, 2012. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5

12. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, World Bank Group, 2014. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2

13. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency. Washington, World Bank Group, 2015. DOI: 10.1596/978-1-4648-0667-4

14. Doing Business 2017: Equal Opportunity for All. Washington, World Bank Group, 2016. DOI: 10.1596/978-1-4648-0948-4

15. Doing Business 2018: Reforming to Create Jobs. Washington, World Bank Group, 2018. Available at: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf (accessed 26.06.2018).

16. Dukanov S. S. Spravedlivo li mesto Rossii v reitinge Doing business 2013? [Is Russia’s place in the Doing business 2013 fair?] Nalogovaya politika i praktika, 2013, no. 2(122), pp. 24-27.

17. Lavrovskii B. L., Murzov I. A., Pozdnyakova I. V. Doing Business i fenomen Rossii [Doing Business and the phenomenon of Russia]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-ekonomicheskie nauki, 2015, vol. 1, issue 2, pp. 5-14.

18. The Legatum Prosperity Index. (za raznye gody). Available at: https://www.prosperity.com/ (accessed 05.01.2018).

19. The Global Competitiveness Report (za raznye gody). Available at: http://reports.weforum.org/ (accessed 05.01.2018).

20. The IMD World Competitiveness Yearbook (In Russ.) Available at: http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook (accessed 05.01.2018).

21. Koshelev Ya. S. Aktual’nye izmeneniya v zakonodatel’stve, kasayushchiesya malogo i mikro biznesa [The Actual Legal Developments concerning Small and Micro Business]. Zhurnal “U”. Ekonomika. Upravlenie. Finansy, 2016, no. 1, pp. 56-66.

Система Orphus

Loading...
Up