Vassily Vereshshagin and Eastern Wars

 
PIIS268684310010406-4-1
DOI10.18254/S268684310010406-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior research fellow, Institute of Oriental Studies, RAS; assistant Professor, Eastern Department of the State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Affiliation:
Institute of Oriental Studies, RAS
State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, Russia
Journal nameOriental courier
Edition
Pages280-291
Abstract

The review of 2018 Vassily Vereshchagin's monographic exhibition at the State Tretyakov Gallery on Krymsky Val focuses on several important topics of the Oriental Studies: The artist, most often associated with a mountain of skulls in his painting “Apotheosis of War”, is shown as a systemic orientalist with a special method— impartial, stringer-like and seemingly detached. Using the example of his “They Triumph” painting, the author examines her hypothesis of this artistic device, giving along the way a brief description of Vereshchagin as an “underestimated painter”.

KeywordsVassily Vereshchagin, Orientalism, Orientalist painters, exhibitions
AcknowledgmentThe article was executed at the State Academic University for the Humanities (GAUGN) according to the State Assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic No. FZNF-2020-0001 “Historical and Cultural Traditions and Values in the Context of Global History”).
Received11.07.2020
Publication date31.07.2020
Number of characters17264
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Третья по счету1 монографическая выставка-блокбастер Государственной Третьяковской Галереи2, вышла самой радостной — не только для востоковедов, получивших возможность приобщиться к огромному массиву работ главного российского художника-ориенталиста, собранным в одном месте, но и для широкой публики. Подобно Серову, Айвазовскому и Репину (монография которого потрясла зрителей столиц на переломе последнего «дочумного» и нынешнего, 2020 года, когда музеи еще работали), Василия Васильевича Верещагина (1842–1904) тоже нельзя не любить, но, к счастью, при упоминании его имени суперэстеты раздраженно не морщатся, как от олигархического Айвазовского, а бедный норовистый Серов в массовом сознании теперь всегда будет ассоциироваться с очередями на морозе и со сломанными дверями. Нет человека, при имени Верещагина мысленно не снявшего бы шляпу и одновременно не улыбнувшегося. Великолепие колорита его полотен, красота и пышность Востока, несравненное личное мужество художника, наконец, его трагическая гибель, — все это находит благодарный отклик как в восприятии самого массового, неискушенного зрителя, так и у придирчивых арт-критиков. 1. После печально известной массовыми беспорядками, с одной стороны, и порадовавшим всех пробуждением коллективной зрительской «Наташи», с другой, выставки Валентина Серова и торжественно-великолепной экспозиции «художника олигархов» Ивана Айвазовского; обе — 2016 г.

2. Организована Государственной Третьяковской галереей (генеральный директор З. И. Трегулова), проходила 7 марта – 15 июля 2018 г. в Новой Третьяковке на Крымском валу.
2 Однако что же на самом деле мы хотим увидеть на выставке Верещагина? Предмет или живопись? Как у большинства ориенталистов, наверное, скорее предмет — роскошь Востока в трактовке ориенталиста (см. подробнее об ориентализме и оксидентализме в: [Вяземская, 2019; Dubrovskaya, 2019; Чернышева, 2018]), да еще и такой Восток, каким его не покажут современные тревел-фотографии. Однако если нам понадобится припасть к живописному Ладаку или Кашмиру, мы скорее будем искать репродукции старшего Рериха, а не разглядывать крошечные этюды формата А4 Василия Верещагина3. Если же нас заинтересует традиционное искусство Дальнего Востока, мы скорее обратимся к собственной живописи Китая и Японии, а не к Верещагину. (Забегая вперед, скажем: в плане Японии — напрасно: Верещагин, пишущий Японию, не столько фиксирует Японию, сколько ищет новые media. Можно спорить о том, насколько удачно у него это получается, но в картинах, посвященных Японии, перед нами не академический Верещагин с дробным и слитным заглаженным мазком, а протопостимпрессионист со смелыми черными контурами и иероглифической работой кисти.) Что ж — у Верещагина мы найдем другое, и не только предмет, но и великую живопись как таковую. Но начнем все-таки с предмета. 3. Что весьма обидно: выставка демонстрирует, что натура диктует метод — скажем, две небольшие работы Верещагина, изображающие озеро Иссык-Куль» (обе 1874 г., в том же году приобретенные у автора П. М. Третьяковым), демонстрируют «правдивость» передачи колористической схемы, характерной для многих пейзажей Центральной Азии, отцом и сыном Рерихами, и эти работы не одиноки [Василий Верещагин, 2018, с. 120] (Илл. 1, 2).
3
1-1

Илл. 1. В. В. Верещагин. Озеро Иссык-Куль. Х., м. 14,8 × 17. 1874 г. ГТГ. По: [Василий Верещагин, 2018, с. 102]

4
2

Илл. 2. В. В. Верещагин. Озеро Иссык-Куль. Х., м. 17 × 26. 1874 г. ГТГ. По: [Василий Верещагин, 2018, с. 102]

5

До посещения выставки автору не приходило в голову, что there’s a method in his madness4, что в выборе тем художник работает как фоторепортер. Верещагин заводит мотор. Верещагин выбирает тему. В выборе темы Верещагин бесстрашен, как дитя. Верещагин видит войну. Верещагин «видит» казни. Верещагин пишет5. После выставки появилась осторожная гипотеза о том, что в том, как Верещагин видит и пишет, есть определенная система, даже, возможно, подразумеваемый урок.

4. Парафраз характеристики Гамлета Полонием: “Though this be madness, yet there is method in 't.” («пусть то безумье, но в его безумье есть система») [Shakespeare, 1993, p. 991].

5. Предлагаем читателю сравнить творчество и судьбу Василия Верещагина, не брезговавшего военной стороной восточных сюжетов, и отторжение подобной проблематики испанским художником-ориенталистом Мариано Фортуни (1838–1874), старшим современником Верещагина, которому посвящена статья [Мороз, 2020, с. 170-179] в этом же номере «ВК».

views: 826

Readers community rating: votes 0

1. Vasily Vereshschagin. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018a. Pp. 76–95 (In Russian).

2. Vasily Vereshschagin. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018b. Pp. 98–102 (In Russian).

3. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery Publishers, 2018. —416 p. (In Russian).

4. Vasily Vereshschagin. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018. Pp. 356–372 (In Russian).

5. Vyazemskaya K. T. Osman Hamdi Bey (1842–1910): The First Turkish Orientalist? Vostochnyi Kurier / Oriental Courier. No. 1–2. 2019. Pp. 126–138 (in Russian).

6. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018. Pp. 338–350 (in Russian).

7. Moroz M. R. Mariano Fortuny’s Orientalism and its Influence on Russian Artists at the Turn of the 19th–20th Centuries. Vostochnyi Kurier / Oriental Courier. No. 1–2. 2020. pp. 170-179 (in Russian).

8. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018а. Pp. 266–292 (In Russian).

9. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018b. Pp. 214–266 (In Russian).

10. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018с. Рр. 298–304 (In Russian).

11. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018d. Рр. 200–214 (In Russian).

12. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018. Рр. 350–356 (In Russian).

13. Vasily Vereshschagin. 1842–1904. Pp. 30–40. Moscow: State Tretiakov Gallery, 2018. (In Russian).

14. Dubrovskaya D. V. Orientalism and Occidentalism: When the Twain Meet. Восток / Oriens. № 5. 2020. Pp. 77–82.

15. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet. The Yale Shakespeare. The Complete Works. New York: Barnes & Noble, 1993. Pp. 975–1025.

Система Orphus

Loading...
Up